СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 12. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока: Стихотворение в актёрском исполнении. Роль антитезы в композиции стихотворения. Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Интонация как средство выражения поэтической идеи.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 12. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро». 6 класс.»

Урок 12. А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро».

Основное содержание урока:
Стихотворение в актёрском исполнении. Роль антитезы в композиции стихотворения. Мотив единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Основные виды деятельности:
Восприятие и выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. фонохрестоматию). Поиск устаревших слов и выражений и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Поиск цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятие «антитеза». Устный рассказ о стихотворении.

Содержание урока

I. Стихотворение в актёрском исполнении

Сообщение о приездах Пушкина в Тверской край и истории создания стихотворения «Зимнее утро».


Стихотворение “Зимнее утро” написано 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Тверской губернии, куда Пушкина пригласила жившая неподалеку от Михайловского Прасковья Александровна Осипова-Вульф.

А. С. Пушкин очень любил эти живописные места, а с детьми Осиповой – студентом Дерптского университета Алексеем Николаевичем, Анной Николаевной, Евпраксией Николаевной – Пушкин подружился в Тригорском, куда приезжал во время ссылки в Михайловское.

Прослушивание и рецензирование стихотворение «Зимнее утро» в актёрском исполнении.

Чтение стихотворения учащимися про себя и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Лексический и историко-культурный комментарий (см. раздел учебника «Совершенствуем свою речь»).

II. Роль антитезы в композиции стихотворения

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Работа со словарём литературоведческих терминов. Понятие об образной и композиционной антитезе.

Какая антитеза является в стихотворении главной?
(Композиционная антитеза: вьюжному вечеру противопоставлен ясный морозный день.)

Как изменения в природе связаны с состоянием людей? Дополните таблицу своими наблюдениями над текстом.

ТАБЛИЦА
Изменения в природе и в состоянии людей в стихотворении «Зимнее утро»

Время

Природа

Человек

Вечор

Вьюга, мутное небо, тучи мрачные ...

Ты печальная ...

Ныне

День чудесный, комната янтарным блеском озарена ...

Проснись, открой взоры, звездою севера явись ...



Групповая исследовательская работа: Каждая из пяти групп анализирует по одной строфе стихотворения и заполняет таблицу.

ТАБЛИЦА
Анализ стихотворения «Зимнее утро»

Образная система

Образные антитезы

Художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)

Настроение

Образы природы: Мороз, солнце, день чудесный
Образы человека: Дремлешь, друг прелестный, красавица

Мороз (холод) — солнце (тепло);
день (светло) — дремлешь (как ночью);
дремлешь (сон) — проснись, открой взоры (пробуждение) ...

Эпитеты: чудесный, прелестный.
Метафоры: сомкнуты негой взоры, северная Аврора, звезда севера

Радостное



III. Мотив единства красоты человека, природы и жизни.
Радостное восприятие окружающей природы


С какой целью поэт создаёт образ мира, построенный на многочисленных антитезах?

Ответы на вопросы 1, 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Устный рассказ о стихотворении на тему «Роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“».

Практическая работа.
Подготовка устных сочинений на темы «Вьюга ночью» и «Морозное солнечное утро» с использованием выразительных средств пушкинского языка.

IV. Интонация как средство выражения поэтической идеи

Обучение выразительному чтению стихотворения с использованием рекомендаций практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Итоговый вопрос: почему, несмотря на множество антитез, стихотворение «Зимнее утро» воспринимается как целостная, единая картина?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.

Выполнить письменную работу (по выбору):

Сочинение-описание на тему «Вьюга ночью» или «Морозное солнечное утро».

Ответ на вопрос «Какова роль антитезы в понимании стихотворения „Зимнее утро“»?».

Индивидуальные задания.

Создать иллюстрацию к стихотворению.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.