ФИЗИКА 7 класс Яковлева А.Н.
Урок №12 (_________________)
Тема: «Скорость. Единицы скорости»
Цель урока: сформировать представление о новой величине “скорость” и единицах её измерения. Научить применять на практике полученные знания.
Образовательные:
сформировать у учащихся представление о скорости;
познакомить с понятием и единицами ее измерения;
создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, временем и расстоянием;
отработать вычислительные навыки и закрепить полученные теоретические знания на практике.
Развивающие:
Воспитательные:
развитие познавательного интереса, логического мышления;
создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация, учебник.
Тип урока: Комбинированный. Проверка полученных ранее знаний и изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент;
Проверка домашнего задания;
Сообщение темы и целей урока;
Знакомство с новым материалом;
Закрепление изученного;
Домашнее задание пояснения к нему.
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
(слайд 2-4) Упр. 2 стр. 42
Актуализация знаний.
(слайд 5) - Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (механическое движение)
- Что называется механическим движением? (Изменение с течением времени положения тела относительно других тел называется механическим движением)
(слайд 6) Какие основные физические величины характеризуют механическое движение? (путь, время)
- Какие основные единицы измерения этих физических величин? (путь – метр, время – секунда)
(слайд 7) Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Посмотрите внимательно на доску.
Путь (м) | Время(с) |
7 км = …м | 12ч = …с |
65 см = …м | 45мин = …с |
300мм = …м | 0,5ч = …с |
Вы видите таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке предложены некоторые значения пути, во второй – времени. Ваша задача выполнить перевод предложенных величин в СИ. На выполнение задания 3 минуты. Желаю удачи! (Учащиеся выполняют работу в рабочих тетрадях)
- Задание выполнено. А сейчас обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку, посмотрите внимательно на экран. Вы увидите правильные ответы. Я попрошу вас самостоятельно проверить работы. При правильном ответе поставьте плюс, а при неправильном – минус. Под табличкой укажите количество правильных ответов. (слайд 8)
Путь (м) | Время (с) |
7км = 7000м | 12ч = 43200с |
65см = 0,65м | 45мин = 2700с |
300мм = 0,3м | 0,5ч= 1800с |
(слайд 9) 1. Сидя за партой в кабинете, укажите тела, относительно которых вы двигаетесь. (Солнце)
- 2. Движутся или находятся в покое относительно друг друга люди, стоящие на двух одинаково поднимающихся эскалаторах метро? (находятся в покое)
- 3. Розыскная собака идет по следу. Чью траекторию она повторяет? (преступника)
- 4. Бревно плывет по течению реки. Движется ли оно относительно воды? Относительно берега? (относительно воды – нет, относительно берега – да)
- 5. Какую траекторию описывает при движении конец минутной стрелки? (окружность)
- 6. Можно ли считать движение городского транспорта равномерным? Почему? (нет, потому что он останавливается на остановках и опять разгоняется)
(слайд 10) Кто из вас может объяснить, что такое скорость?
- Может ли скорость быть больше или меньше?
- Можно ли скорость назвать величиной?
- Можно ли измерить? (высказывают предположения)
Сообщение темы и целей урока;
Да, действительно. В природе и технике мы постоянно видим примеры, как механическое движение совершается по-разному. Кто-то едет или идет быстрее, а кто-то медленнее.
(слайд 11) Поэтому еще одной характеристикой механического движения, связывающей путь и время, является физическая величина, которая называется скорость.
(слайд 12) Запишите, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока «Скорость» (производится запись темы урока в рабочие тетради).
Знакомство с новым материалом.
Презентация «Скорость равномерного прямолинейного движения»
(слайд 2) Примеры движения тел, при котором они за одинаковое время проходят разные пути.
(слайд 3) Примеры скоростей различных тел.
(слайд 4) Скорость тела при равномерном движении – это величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени.
Основная формула для расчета скорости:
, где
V – скорость, s – путь, t - время
(слайд 5) Основной единицей скорости является м/с.
Интерактивный тренинг на закрепление материала по расчету скорости движения тела.
(слайд 6) Интерактивный тренинг на закрепление материала по переводу одних единиц скорости в другие.
(слайд 7) Примеры направления скоростей различных тел.
(слайд 8) Графики зависимости пути, пройденного телом и скорости тела при равномерном движении от времени.
(слайд 6) Интерактивный тренинг на знание формулы скорости, пути и времени движения.
Презентация «Скорость неравномерного прямолинейного движения»
(слайд 2) Чтобы найти среднюю скорость тела при неравномерном движении нужно весь пройденный путь разделить на все время движения.
(слайд 3) Интерактивный тренинг на закрепление материала по расчету средней скорости тела при неравномерном движении.
(слайд 4) Интерактивный тренинг на закрепление материала по строению графиков.
(слайд 5) Интерактивный тренинг на закрепление материала по расчету скорости движения тел.
Закрепление изученного;
Решение задачи.
1. Мотоциклист преодолевает расстояние в 9 километров за 30 минут. С какой скоростью он движется?
Решение: 9 км = 9000м, 30 мин = 1800с
9000/1800 =5м/с. Ответ 5м/с
2 Выполните перевод скорости в основные единицы измерения. Ответ округлите до целого значения
60км/ч = … (17м/с)
25км/ч = …(7м/с)
120км/ч = …(33м/с)
5,5 км/ч = …(2м/с)
3. Пассажирский самолет ТУ-104 пролетел 8 250 м за 30 с. Определите скорость самолета. Ответ округлите до целого значения.
Решение. 8250/30=275м/с. Ответ 275м/с
4. Мотоциклист за 2 часа проехал 150 км. Определите скорость мотоциклиста. Ответ округлите до целого значения
Решение 150 км = 150000м, 2 ч = 7200с
150000/7200 =21м/с. Ответ 21м/с
Домашнее задание и пояснение к нему.
§ 16, вопр. 1-5, упр. 3 (1-4) стр. 48-49