Просмотр содержимого документа
«Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. 8 класс.»
Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.
Основное содержание урока
Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).
Основные виды деятельности.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.
Содержание урока
I. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»)
Вступительная беседа:
— Что мы узнали о жизни Петра Гринёва в родительском доме, о его родителях, образовании и воспитании?
— Каких нравственных принципов придерживался в воспитании сына Андрей Петрович Гринёв?
— Как можно объяснить поступки Петра Гринёва в общении с Зуриным, вожатым и Савельичем?
Групповая работа:
Группа 1. Глава III. «Крепость».
Перескажите главу кратко от третьего лица.
Прокомментируйте слова и выражения: картечь, телогрейка, на грех мастера нет, инвалиды с длинными косами, острастка.
Что удивило Гринёва во внешнем виде Белогорской крепости?
Как выглядел интерьер дома капитана Миронова?
Что можно сказать об обороноспособности крепости и военной подготовке её коменданта?
Прокомментируйте портреты Марьи Ивановны, её родителей и Швабрина.
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава III).
Что в главе вызывает улыбку читателя?
Объясните смысл эпиграфов.
Дайте характеристику Гринёву в этой главе.
Группа 2. Глава IV. «Поединок».
Перескажите главу кратко от третьего лица.
Прокомментируйте следующие слова: околоток, междоусобие, докучный, злоречие.
Какие отрицательные черты Швабрина заметил Гринёв?
Какова роль пословиц и поговорок в повествовании?
Почему в главе описаны две дуэли?
Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава IV).
В каких случаях автор прибегает к юмору и иронии?
Какой смысл имеет эпиграф к главе?
Дайте характеристику Гринёву и Швабрину по этой главе.
Группа 3. Глава V. «Любовь».
Перескажите кратко главу от лица Петра Гринёва.
Прокомментируйте слова и выражения: пошепту, цирюльник, сидит в хлебном магазине, тыкаться железными вертелами.
Какую роль играют в главе многочисленные письма?
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава V).
Группа 4. Глава VIII. «Незваный гость».
Прочитайте по ролям разговор Петра Гринёва с Пугачёвым со слов «Мы остались глаз на глаз» до слов «Я оставил Пугачёва и вышел на улицу».
Прокомментируйте слова и выражения: штоф, бестия, приступ, небо с овчинку показалось.
Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава VIII).
Какие качества личности Гринёва отразились в его разговоре с Пугачёвым?
Какую роль играет в главе песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка»?
Почему Пугачёв отпустил Гринёва?
Какой смысл имеет эпиграф к главе?
Группа 5. Глава X. «Осада города».
Прокомментируйте слова: провинция, вылазки, оная.
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).
Как характеризует Гринёва его выступление на военном совете?
Как показано взросление героя, приобретение им жизненного опыта?
Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).
В чём проявилась ирония автора по отношению к оренбургским генералам?
Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе X.
Группа 6. Глава XI. «Мятежная слобода».
Прокомментируйте слова и выражения: слобода, подобострастие, армяк, семи пядей во лбу, управы искать.
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава XI).
Как характеризует Гринёва его разговор с Пугачёвым?
Почему Гринёв говорит с Пугачёвым искренне, утаивая только правду о голоде в осаждённом Оренбурге?
Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе XI.
Практическая работа.
Составление плана характеристики Петра Гринёва:
ТАБЛИЦА План характеристики Петра Гринёва |
Черты Петра Гринёва | Примеры |
Происхождение и социальное положение героя | |
Прошлое героя | |
Смысл его имени и фамилии | |
Первое появление в романе | |
Портрет героя, динамика портрета | |
Мир вещей, характеризующих героя | |
Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя: — платит огромный бильярдный долг Зурину; — благодарит проводника заячьим тулупчиком и полтиной; — принимает вызов Швабрина, оскорбившего честь Маши; — ведёт себя достойно, когда его ведут на казнь; — не целует «ручку злодею»; — трижды отвечает «нет» на вопросы Пугачёва; — в одиночку возвращается к пугачёвцам, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею; — не называет имени Марьи Ивановны, не желая вмешивать её в судебное разбирательство | |
Черты личности героя, развитие его характера | |
Речь героя как средство его характеристики | |
Оценка героя Марьей Ивановной, родителями Гринёва и Маши, Савельичем, Швабриным, Пугачёвым | |
Авторское отношение к герою | |
Оценка образа героя в литературоведении | |
В ы в о д | |
Обобщая черты образа Гринёва, выявляя смысл его имени (Пётр — камень, апостол Пётр, царь Пётр I, государь Пётр III) и фамилии (фамилия Гринёв взята из истории пугачёвщины; её носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и оправданный), учитель может использовать материал из книги А.Н. Архангельского «Герои Пушкина».
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
— Согласны ли вы с данными в Интернете оценками Гринёва и идейного смысла «Капитанской дочки»?
«…все “случайности” сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, — не свободен от той стихии, что привёл в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от собственного страха и душевной подлости; Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга»;
«…смысл повести состоит не в том, чтобы “перейти” на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой “власти” (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы “покинуть” узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего “лагеря”, своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом — залог утопической надежды Пушкина на то, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”».
Как проявилось «общечеловеческое» в образе Петра Гринёва?
Домашнее задание
Выучить наизусть калмыцкую сказку.
Перечитать главы I—V, VII, IX—XII, XIV.
Выборочно пересказать эпизоды, связанные со Швабриным и Савельичем.
Письменно охарактеризовать Петра Гринёва как героя реалистического романа.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.