СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  

Просмотр содержимого документа
«Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. 8 класс.»

Урок 13. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя.

Основное содержание урока
Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).

Основные виды деятельности.
Составление лексических и историко-культурных комментариев. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя и средств создания его образа. Выявление в романе характерных для русской литературы первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека.

Содержание урока

I. Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера
(«Береги честь смолоду»)

Вступительная беседа:


— Что мы узнали о жизни Петра Гринёва в родительском доме, о его родителях, образовании и воспитании?

— Каких нравственных принципов придерживался в воспитании сына Андрей Петрович Гринёв?

— Как можно объяснить поступки Петра Гринёва в общении с Зуриным, вожатым и Савельичем?

Групповая работа:

Группа 1. Глава
III. «Крепость».

Перескажите главу кратко от третьего лица.

Прокомментируйте слова и выражения: картечь, телогрейка, на грех мастера нет, инвалиды с длинными косами, острастка.

Что удивило Гринёва во внешнем виде Белогорской крепости?

Как выглядел интерьер дома капитана Миронова?

Что можно сказать об обороноспособности крепости и военной подготовке её коменданта?

Прокомментируйте портреты Марьи Ивановны, её родителей и Швабрина.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава III).

Что в главе вызывает улыбку читателя?

Объясните смысл эпиграфов.

Дайте характеристику Гринёву в этой главе.

Группа 2. Глава IV. «Поединок».

Перескажите главу кратко от третьего лица.

Прокомментируйте следующие слова: околоток, междоусобие, докучный, злоречие.

Какие отрицательные черты Швабрина заметил Гринёв?

Какова роль пословиц и поговорок в повествовании?

Почему в главе описаны две дуэли?

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава IV).

В каких случаях автор прибегает к юмору и иронии?

Какой смысл имеет эпиграф к главе?

Дайте характеристику Гринёву и Швабрину по этой главе.

Группа 3. Глава V. «Любовь».

Перескажите кратко главу от лица Петра Гринёва.

Прокомментируйте слова и выражения: пошепту, цирюльник, сидит в хлебном магазине, тыкаться железными вертелами.

Какую роль играют в главе многочисленные письма?

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава V).

Группа 4. Глава VIII. «Незваный гость».  

Прочитайте по ролям разговор Петра Гринёва с Пугачёвым со слов «Мы остались глаз на глаз» до слов «Я оставил Пугачёва и вышел на улицу».

Прокомментируйте слова и выражения: штоф, бестия, приступ, небо с овчинку показалось.

Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава VIII).

Какие качества личности Гринёва отразились в его разговоре с Пугачёвым?

Какую роль играет в главе песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка»?

Почему Пугачёв отпустил Гринёва?

Какой смысл имеет эпиграф к главе?

Группа 5. Глава X. «Осада города».  

Прокомментируйте слова: провинция, вылазки, оная.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).

Как характеризует Гринёва его выступление на военном совете?

Как показано взросление героя, приобретение им жизненного опыта?

Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава X).

В чём проявилась ирония автора по отношению к оренбургским генералам?

Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе X.

Группа 6. Глава XI. «Мятежная слобода».

Прокомментируйте слова и выражения: слобода, подобострастие, армяк, семи пядей во лбу, управы искать.

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (глава XI).

Как характеризует Гринёва его разговор с Пугачёвым?

Почему Гринёв говорит с Пугачёвым искренне, утаивая только правду о голоде в осаждённом Оренбурге?

Прокомментируйте смысл эпиграфа к главе XI.

Практическая работа.
Составление плана характеристики Петра Гринёва:


ТАБЛИЦА
План характеристики Петра Гринёва

Черты Петра Гринёва

Примеры

Происхождение и социальное положение героя

         

Прошлое героя

         

Смысл его имени и фамилии

         

Первое появление в романе

         

Портрет героя, динамика портрета

         

Мир вещей, характеризующих героя

         

Поступки, отражающие внутреннюю свободу героя:
— платит огромный бильярдный долг Зурину;
— благодарит проводника заячьим тулупчиком и полтиной;
— принимает вызов Швабрина, оскорбившего честь Маши;
— ведёт себя достойно, когда его ведут на казнь;
— не целует «ручку злодею»;
— трижды отвечает «нет» на вопросы Пугачёва;
— в одиночку возвращается к пугачёвцам, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею;
— не называет имени Марьи Ивановны, не желая вмешивать её в судебное разбирательство

         

Черты личности героя, развитие его характера

         

Речь героя как средство его характеристики

         

Оценка героя Марьей Ивановной, родителями Гринёва и Маши, Савельичем, Швабриным, Пугачёвым

         

Авторское отношение к герою

         

Оценка образа героя в литературоведении

         

В ы в о д

         



Обобщая черты образа Гринёва, выявляя смысл его имени (Пётр — камень, апостол Пётр, царь Пётр I, государь Пётр III) и фамилии (фамилия Гринёв взята из истории пугачёвщины; её носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и оправданный), учитель может использовать материал из книги А.Н. Архангельского «Герои Пушкина».


И т о г о в ы е  в о п р о с ы:
— Согласны ли вы с данными в Интернете оценками Гринёва и идейного смысла «Капитанской дочки»?

«…все “случайности” сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, — не свободен от той стихии, что привёл в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от собственного страха и душевной подлости; Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга»;

«…смысл повести состоит не в том, чтобы “перейти” на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой “власти” (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы “покинуть” узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего “лагеря”, своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть. В этом — залог утопической надежды Пушкина на то, что “лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений”».

Как проявилось «общечеловеческое» в образе Петра Гринёва?

Домашнее задание
Выучить наизусть калмыцкую сказку.
Перечитать главы I—V, VII, IX—XII, XIV.
Выборочно пересказать эпизоды, связанные со Швабриным и Савельичем.
Письменно охарактеризовать Петра Гринёва как героя реалистического романа.


Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!