Урок 34
КРУПНЕЙШИЕ МУЗЕИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИХ РОЛЬ В КУЛЬТУРЕ
Тип урока | Обобщение и систематизация изученного |
Цели урока | Создать условия для формирования представлений об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев; способствовать пониманию учащимися роли и значения художественного музея и особенностей их коллекций |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: объяснять культуростроительную роль музеев; характеризовать роль музеев в сохранении культурного наследия. Получат возможность изучить культурные ценности музейных коллекций крупнейших музеев мира. Познакомятся с крупнейшими музеями изобразительного искусства и с произведениями изобразительного искусства | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: осознают культурную ценность музейных коллекций, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы | Осознают культурную ценность музейных коллекций; имеют мотивацию к учебной деятельности; вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к произведениям изобразительного искусства; осознают свою цель; включаются в определенный вид деятельности; понимают значение знаний для человека; проявляют желание учиться |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игра. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Окончание табл.
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран |
Наглядно- демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Крупнейшие музеи мира» |
Основные понятия и термины | Музейная коллекция; культурное наследие |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала | Организует диалог с учащимися по вопросам. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Они хранят мгновенья старины. Они несут дух просвещения в массы. | Слушают учителя. | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель; принимают учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Изо дня в день, из года в год Они берегут то, что создавали раньше. – Ребята, о чем это четверостишие? (О музее.) – И, наверное, вы догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о крупнейших музеях мира! | Отвечают на вопрос, ставят цель | | Личностные: осознают разнообразие мира искусства | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Основная цель существования любого музея – помочь людям вступить в мир искусства не в качестве пассивного наблюдателя, а как его полноправного участника. Музеи представляют собой явление общечеловеческой значимости. Третьяковская галерея (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 1). Презентация «Крупнейшие музеи мира». Слайды 2–10. Эрмитаж. – Эрмитаж возник в 1764 г. как частное собрание Екатерины II после того, как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединенных апартаментах дворца. Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж». Презентация «Крупнейшие музеи мира». Слайды 11–19 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 2). | Слушают учителя, знакомятся с некоторыми крупнейшими музеями мира. Узнают их историю и знакомятся с некоторыми произведениями изобразительного искусства, хранящимися в этих музеях | Фронтальная работа | Познавательные: узнают о крупнейших художественных отечественных и зарубежных музеях; получают представление об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев. Коммуникативные: различают в речи другого мнения и факты. Личностные: осознают интересы общества, значение культурностроительной роли музеев | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Галерея старых мастеров в Дрездене (или просто Дрезденская галерея). Презентация «Крупнейшие музеи мира». Слайды 20–25 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 3). Метрополитен-музей. Презентация «Крупнейшие музеи мира». Слайды 26–33 (см. Ресурсный материал к уроку, пункт 4) | | | | |
III. Творческая практическая деятельность | Частично-поисковый. Игра | – Ребята, вы прослушали рассказ о некоторых круп-нейших музеях мира, многие из вас уже бывали в музеях. Подумайте, какой еще деятельностью, кроме демонстрации достижений культуры, занимаются музеи. (В музеях проводятся экскурсии. Организуются занятия для детей. В музеях читают научные лекции. Сохраняют и реставрируют произведения искусства. Для пополнения фондов проводят экспедиции.) – Сделайте вывод: какова же главная цель художественного музея? (Приобщать людей к миру прекрасного.) – Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев – дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion – «храм муз») называют хранилищем человеческой культуры, мудрости | Отвечают на вопросы. Делают выводы. Характеризуют деятельность музеев. | Индивидуальная работа | Познавательные: анализируют и обобщают; делают логически обоснованные выводы; готовят информацию в виде устного рассказа. Личностные: вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявляют интерес к деятельности музеев | Рассказ |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | и знаний. – Предлагаю поиграть в игру «Музей через 1 000 лет!». Представьте себе, что прошло тысячу лет. Вы в этом далеком времени «экскурсовод». Найдите любой предмет в своем портфеле: учебник, рисунок, авторучку и т. д. Придумайте рассказ для «экскурсовода» об этом предмете. Например: – Тысячу лет назад люди пользовались примитивными предметами для письма, их называли «авторуч-ка». А этот предмет люди тысячу лет назад называли «учебником», это трудно представить, но с помощью «учебника» дети получали знания. Перед вами рисунок неизвестного художника, он написан неизвестным нам материалом. Состав такого красителя давно утерян | Готовят рассказ для «экскурсовода» о предмете (по выбору) | | | |
IV Итоги урока. Рефлексия | Экскурсия | – А сейчас, ребята, вы – «экскурсоводы» будущего. Представьте свой предмет как музейную редкость и расскажите о нем! – Задавайте вопросы экскурсоводу! Не забудьте его поблагодарить! Сохраняете прекрасно атмосферу Для ценителей прекраснейших даров, Открываете завесу пионеру В мир великого искусства мастеров. Про диковинные, странные предметы Вы в подробностях расскажете сполна. | Учащиеся играют в игру «Музей через 1 000 лет!». По очереди выступают в роли «экскурвода». Задают вопросы | Индивидуальная работа | Коммуникативные:самостоятельно организуют свою деятельность; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; ведут диалог с «экскурсоводом». Личностные: осознают свою цель; | Оценивание работ учащихся |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Благодарность бесконечную за это Вам объявит вся огромная страна | | | включаются в определенный вид деятельности; понимают значение знаний для человека; проявляют желание учиться | |
Ресурсный материал к уроку
1) Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х гг. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 г., когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова. Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила еще в 1851 г. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусства. К 1917 г. коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 – 55 000 произведений. Собрание галереи постоянно росло за счет планомерных государственных покупок.
В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI – начала XXI в. Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII вв., созданным в основном в советское время, в том числе: «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.
Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX в. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ передвижников.
2) Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной II в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 г. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI–XVIII вв. Эрмитаж был открыт для публики в 1852 г. в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII–XIX вв. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г. Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция так называемого скифского золота. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи.
3) Дрезденская галерея – исключительное по качеству собрание из приблизительно 750 картин, приобретенных в XVIII в. саксонскими правителями изальбертинской линии Веттинов. Ныне входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена. Как и во многих монарших резиденциях, начало всемирно известному собранию было положено основанным в 1560 г. кабинетом изящных искусств, где наряду с природными феноменами, изделиями ручного труда и разного рода диковинками выставлялись полотна итальянских и фламандских мастеров живописи. Разразившаяся в 1756 г. Семилетняя война и потеря Веттинами контроля над Польшей положили конец взлету Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами и городским советом было принято решение о строительстве здания музея. Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. Нацистами в 1937 г. из собрания были изъяты многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов, и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». И хотя значительная часть работ была надежно укрыта от налетов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. В 1945 г. советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть собрания. На протяжении 10 лет картины из Дрездена хранились в ГМИИ им. Пушкина. Но в 1955 г. состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в ГДР, в ходе которого по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1 240 картин.
4) В сердце Нью-Йорка расположен настоящий остров сокровищ. Так нередко называют один из самых грандиозных в мире музеев – Метрополитен-музей. В этом музее представлены уникальные собрания предметов искусства, охватывающие историю пяти тысячелетий.
Однако в начале своего основания, в 1870 г., Метрополитен-музей не имел ни здания, ни средств к существованию. Инициаторами его открытия были американские художники, которые учредили корпорацию для организационной работы по созданию музея. На деньги членов этой корпорации и были приобретены первые полотна для коллекции. 20 февраля 1872 г. в небольшом помещении на Пятой авеню состоялось открытие первой экспозиции Метрополитен-музея. В свое нынешнее здание на этой же улице музей переселился спустя десять лет. Сейчас в Метрополитен-музее хранится около трех миллионов экспонатов. С ними могут ознакомиться все желающие. Интересно, что нет фиксированной платы за вход для посетителей. Каждый человек может получить билет в музей как за деньги, так и бесплатно. Такая политика способствует приобщению людей к искусству. А многочисленные достопримечательности на Пятой авеню не могут не привлекать внимание туристов. Чтобы осмотреть музей, понадобится целый день, а то и два, и даже за это время едва ли удастся осмотреть коллекцию полностью. Обширная экспозиция Метрополитена разбита на тематические разделы – по мировым цивилизациям и эпохам. Наиболее интересные предметы отдела Египетского искусства: мастаба (гробница) Пернеба времен Древнего Царства (ок. 2450 г. до н. э.), Сфинкс, изображающий фараона Сенусерта III. Наиболее выдающиеся экспонаты отдела Азиатского искусства – это китайская каллиграфия и живопись, изображающая как монументальные пейзажи, так и тихие уголки природы. Отдел декоративного американского искусства включает 12 000 экземпляров, которые охватывают период с XVII до XX столетия.
Большая часть экспонатов Метрополитен переданы частными коллекционерами, желающими, чтобы их дары послужили развитию национальной культуры. Музеем были получены такие шедевры мирового искусства, как автопортрет Рембрандта, полотно Веласкеса «Портрет Филиппа IV», множество известных на весь мир произведений итальянских художников – Боттичелли, Тициана и множества других. Сегодня в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства. В Метрополитене довольно много коллекций разного типа. Среди них, например, работы фотографов Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и др.