55
Урок
Правописание безударных окончаний глаголов
Повторение
Запишите под диктовку.
Прилетел к старому дубу дятел , стал дупло искать.
Доехал старик до рощи и свернул с дороги.
Спишите. Укажите части речи. Подчеркните все члены предложения.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Словарные слова
а льбом
ул и ца
ар о мат
л и мон
б и бл и отека
уж и н
к о м а ндир
св е ркать
Запиши по памяти.
90. Заполни таблицу спряжений.
1 спряжение
2 спряжение
Глаголы, начальная форма которых оканчивается на …
Глаголы, начальная форма которых оканчивается на …
Глаголы, начальная форма которых оканчивается на …
4 глагола на …
Глаголы, начальная форма которых оканчивается на …
7 глаголов на …
2 глагола на …
Определять спряжение
по начальной форме можно только
у глаголов с безударными личными окончаниями. Сразу сказать, что глагол относится к 1 спряжению, потому что заканчивается на -АТЬ, -ЕТЬ нельзя:
вертеть ― Ⅱ спр . верт ит ― искл. ,
пить ― І спр. пь ёт .
Что нужно делать, чтобы не ошибиться в безударном личном окончании глагола?
Как проверить окончание глагола
1 ) Ставим глагол в форму 3 лица множественного числа. Ударное окончание?
Если -ут,-ют I спр. , если -ат,-ят II спр.
2 ) Если окончание безударное, то ставим глагол в начальную форму. ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
3 ) Смотрим на концовку: на -ить (не БРИТЬ, СТЕЛИТЬ) II спр., остальные I спр.
4 ) Проверяем, не является ли исключением?
5 ) Выбираем букву Е для I спр. или И для II спр.
С.139
1
Спиши сочетания слов, в скобках начальную форму глагола, укажи спряжение
дремать, 1 спр.
писать, 1 спр.
дремлешь у окна, пишешь письмо, строит дома, знаем правила, мечтает о поездке, относишь на почту, проходим по мосту, прочитает выразительно, темнеет быстро, чувствует себя хорошо, забывает часто, учится на пятёрки
строить, 2 спр.
знать, 1 спр.
мечтать, 1 спр.
относить, 2 спр.
проходить, 2 спр.
прочитать, 1 спр.
темнеть, 1 спр.
чувствовать, 1 спр.
забывать, 1 спр.
учиться, 2 спр.
С.139
2
Найдите и запишите глаголы-исключения 2 спряжения
С.139
3
Запиши начальную форму каждого глагола, определи спряжение, запиши глагол в 3 лице единственного числа
тает, обид и т, строит, бре е т, тащит,
падает, вид и т, стел е т, режет
С.140
4
Определи спряжение глаголов. Запиши их в форме 2 лица единственного числа.
(на -ить, не искл., 2 спр.) кле и шь
клеить
зависеть
(на -еть, искл., 2 спр.) завис и шь
Допиши окончания глаголов.
С.47
1
С.47
Найди и подчеркни в тексте глаголы
1 спряжения. Обозначь окончания.
2
Выпиши слова с удвоенными согласными. Графически объясни их написание.
С.48
Вставь пропущенные буквы. Обозначь часть слова, где они находятся. Подчеркни орфограмму «Непроверяемые гласные в корне» . Найди однородные члены.
3
89. Впиши пропущенные буквы.
Снег начал та_ть. Очень приятно вид_ть воспитанных ребят. Вышел хозяин, собака перестала ля_ть. Мой брат очень любит кле_ть модели самолётов. Дедушка не хотел никого обид_ть. У нас во дворе начали стро_ть школу. Важно вер_ть в свои способности. Как можно ненавид_ть книги? В темноте было трудно что-либо увид_ть. Многое будет завис_ть от того, как ты учишься в школе.
86. Допиши окончания глаголов, раскрой скобки.
Почему ты шинель береж____?
Я у папы спросила.
Почему (не) порв____, (не) сожж___?
Я у папы спросила…
Потому я её берегу.
Отвеча__ мне папа,
Потому (не)порву, (не)сожгу,
Отвеча__ мне папа,
Потому она мне дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага,
И его одолели.
Домашнее задание
Что важно запомнить?
Что получилось лучше всего? Над чем ещё надо поработать?
Какие задания понравились?
Кому хотите сказать спасибо?
Оцените свои результаты:
Я смогу применить полученные знания в жизни.
Я узнал(а) новое.
Я успешно выполнил(а) задания.
Остались вопросы, мне трудно.
Спасибо!