СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 58 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога:сформировать представление о букве Ви звуках [в], [в’]; научить писать заглавную и строчную букву В, в; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок 58 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ В, в. ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ В, в.»

Урок 58
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
В, в.
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
В, в

Цели деятельности педагога: сформировать представление о букве В и звуках [в], [в’]; научить писать заглавную и строчную букву В, в; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, образного мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов; умеют различать печатный и письменный вариант написания буквы В, проводить поэлементный анализ; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву В, в.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске образцом начертания; сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков; логические – осуществление анализа поэлементного состава заглавной и строчной буквы В, в; моделирование звуковой схемы слов.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные ориентиры деятельности, вносить необходимые коррективы в учебно-операционные действия.

Коммуникативные: умеют строить понятные для слушателей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

– Отгадайте загадки:

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(Волк.)

Сероватый, зубоватый,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк.)

– Как вы догадались, что это волк? По каким признакам? Что ещё вы знаете о волке? 

Волк – опасный хищник. Он охотится на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц. Нападают волки и на домашних животных. Зимой живут стаями.

Но не бойтесь! У нас в гостях – Серый волк из русской народной сказки «Иван Царевич и Серый волк». Кто читал или слышал эту сказку? Расскажите. (Рассказы детей.)

– Верно. Помог Серый волк Ивану-царевичу добыть Жар-птицу, златогривого коня, похитить Елену Прекрасную. Иван-царевич поклонился Серому волку и простился с ним навсегда. Так заканчивается сказка. А нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте и подарить букву. 

В – важна и величава.

Очень много нужных слов

От неё берут начало,

Словно реки от ручьёв.

Воздух, время, вьюга, ветер,

Вальс, волшебник, водопад,

Милый взгляд и синий вечер,

Ветка вишни, виноград.

Вилки, варежки, ватрушки,

На носу весной – веснушки!

Море плещется волной.

Слов на В – полным-полно!

Т. Синицина

II. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке вы познакомитесь с буквой В и звуками, которые она обозначает, научитесь писать заглавную и строчную букву.

1. Звукобуквенный анализ слов «ветка», «волна».

– Отгадайте загадку:

В тихую погоду нет нас нигде,

Как ветер подует – бежим по воде.

(Волны.)

– Рассмотрите схемы. Какая схема по количеству клеток совпадает с числом звуков в слове «волны»?

– Проведите звукобуквенный анализ слова самостоятельно.

Коллективно проводится анализ слова «ветка».

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Назовите букву, которой можно обозначить данные звуки.

Показ образца буквы.

На что похожа буква?

Видишь: девочка Алёна

Держит трубку телефона.

Трубка телефонная –

Буква В огромная,

Может слушать и молчать,

На вопросы отвечать.

В. Степанов

Букву В верблюд двугорбый

На спине таскает – гордый.

Одногорбому обидно –

Буквы В на нём не видно. 

С. Островский

– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз. Разделите слова на слоги, определите ударный слог.

– Чем похожи и чем отличаются эти слова? (В этих словах по 5 звуков, по 5 букв, по 2 слога; в слове «ветка» первый слог ударный, а в слове «волна» – второй.)

2. Игра «Живые буквы».

Проводится со словами «ветка» и «волна».

Цель игры: отработка умения соотносить звуковой и буквенный состав слов.

Учитель называет звуки: [в’], [а], [к’], [т], [э]. Выходят дети, у которых в руках буквы слова «ветка».

– Почему не получилось слова? (Нет буквы к.)

– Какой звук надо было назвать, чтобы буква встала на своё место?  Теперь прочитайте слово.

– На место идёт ученик, у которого буква:

• ударного гласного звука;

• первого твёрдого согласного звука;

• первого согласного звука;

• гласного безударного звука;

• четвёртого звука.

– Уберите буквы со схем в следующем порядке:

• букву, которой обозначен первый мягкий согласный звук слова «ветка»; 

• букву, которой обозначен первый твёрдый согласный звук слова «волна»;

• букву четвёртого звука в слове «ветка»;

• третью и четвёртую буквы слова «волна»;

– Расскажите об оставшихся буквах.

– Какая буква в слове «ветка» обозначает мягкий звук, а в слове «волна» – твёрдый? Приведите свои примеры слов на букву в.

– Для записи каких слов потребуется заглавная буква?

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише. Высоко

Прыгай на носках легко.

(Учащиеся повторяют упражнения за учителем.)

3. Работа в прописи.

Работа с образцом заглавной буквы В.

– Сравните печатный и письменный варианты написания заглавной буквы В.

– Рассмотрите образец заглавной буквы В. Опишите направление движения руки при написании буквы В. (Заглавная буква В состоит из трех элементов. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем дальше вниз. Чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево, поднимаемся над нижней линией рабочей строки, ведем округлую линию, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вверх; не доходя до точки начала письма, пересекаем написанную линию. Далее пишем округлую линию вправо, ведем овал вниз, закругляем у нижней линии рабочей строки влево, доводим до нижней линии; чуть поднимаясь над нижней линией рабочей строки, заканчиваем письмо буквы.)

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.

Запись заглавной буквы В; имен собственных по образцу.

– Прочитайте слова, которые вы написали. Какое слово лишнее? (Волга.)

Учитель демонстрирует подборку фотографий или слайдов о Волге.

– Буква В гордится тем, что Волга-матушка, как её называют люди, начинается с буквы В.

А на букву В, друзья,

Знаю многие слова:

Вездеход, водопровод,

Ветер, воздух, вертолёт.

Вероника, внучка, внук,

Витя, Вова и верблюд.

Виноград, варенье, вышка,

Водолаз, волна и вспышка.

Много слов на букву В,

Веселее в букваре!

И. Горбачёва

4. Работа по букварю. Чтение слогов, слов.

– Прочитайте слоги по строчкам; по столбикам; с мягким согласным звуком; с твёрдым согласным звуком.

– Прочитайте только те слова, в которых буква в обозначает твёрдый согласный звук.

– Прочитайте слова, в которых два слога; три слога.

– Сравните буквенный и слоговый состав слов последнего столбика. Какие слова остались непрочитанными? Почему?

5. Работа в прописи.

– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов?

– Какие слова в этом предложении написаны с большой буквы? Почему? Напишите предложение по образцу. 

– В какие игры можно играть дома?

– Ваня и Витя играли в слова. Хотите к ним присоединиться?

6. Работа по букварю. Расшифровка слов. Анаграммы.

– Поставьте буквы в том порядке, который дан в таблице.

– Какие новые слова у вас получились? (Слово, весна.)

– Составьте слова из двух частей. (Водолаз, вода, ванна.)

– Вы можете написать слова, с которыми вы играли? Почему? (Не умеем писать строчную букву в.)

– Рассмотрите образец строчной буквы в. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите об особенности расположения письменной строчной буквы в на рабочей строке. 

– Какая ещё строчная буква располагается между верхней и нижней линиями рабочей строки? (б.)

– Опишите направление движения руки при написании строчной буквы в.

(Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведем линию вверх вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем линию вверх с большим наклоном. Не доходя до середины широкой вспомогательной строки, начинаем закруглять, пишем петлю (петля пересекается на верхней линии рабочей строки), ведем руку вниз; у нижней линии рабочей строки закругляем вправо и пишем овал, который не доходит до верхней линии рабочей строки.)

Запись строчной буквы в.

7. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

III. Итог урока.

Вот кончается урок.

Все старались, не ленились

И чему-то научились.

– Расскажите, что делали, что было самым трудным?

– Кому захотелось прочитать сказку про Серого волка?

– Что предстоит сделать на следующем уроке?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей