СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 95. С. МИХАЛКОВ «БЫЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: познакомить со стихотворением С. Михалкова, посвященным Дню Победы; показать, какой ценой была завоевана Победа; учить читать стихотворение выразительно, торжественно; содействовать воспитанию патриотизма, любви к Родине; вызвать эмоциональный отклик на произведение о войне; способствовать воспитанию интереса к истории родной страны, уважения к защитникам Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Урок 95. С. МИХАЛКОВ «БЫЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ».»

Урок 95. С. Михалков «Быль для детей»
(в сокращении)

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: познакомить со стихотворением С. Михалкова, посвященным Дню Победы; показать, какой ценой была завоевана Победа; учить читать стихотворение выразительно, торжественно; содействовать воспитанию патриотизма, любви к Родине; вызвать эмоциональный отклик на произведение о войне; способствовать воспитанию интереса к истории родной страны, уважения к защитникам Отечества

Планируемые результаты

Предметные: пользуются средствами речевой выразительности; знают традиции и обычаи семьи, умеют о них рассказывать; понимают литературу как явление национальной культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; структурируют знания; овладевают техникой чтения, приемами понимания произведения; составляют несложные монологические высказывания о героях;

регулятивные: оценивают результат действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

Личностные: исходя из социальных и личностных ценностей, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Образовательные ресурсы: выставка рисунков детей по теме «Наши бабушки и дедушки», аудиозаписи объявления Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны, песен «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова); модели обложек


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Урок литературного чтения –

Словно приключение.

С книгою в космосе

Ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь.

Книга с нами всегда.

А вы урок чтения любите? Да!

Тогда внимательно слушай, дружок,

Чтоб все задания выполнить смог

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Проверка домашнего

задания

– Прочитайте наизусть стихотворение В. Солоухина «Деревья»

Читают наизусть стихотворение

Осуществляют контроль
и оценку

III. Постановка учебной
задачи

– Что вы можете рассказать о своих бабушках и дедушках, которых изобразили на рисунках?
– Что они рассказывали вам о своей жизни?
– Кто из них рассказывал о Великой Отечественной войне или участвовал в ней?

– 9 мая народ празднует день Победы. В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях написано много рассказов, стихов, песен.

Звучит перезвон Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора.

Диктор. Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! (Запись голоса Левитана: сообщение о начале войны.)

Звучит первый куплет песни «Священная война»
(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

– С каким произведением познакомимся? 
– Что такое быль?  


– Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, но и будем учиться читать его выразительно

Отвечают на вопросы.















Высказывают предположения.

– Это рассказ о том, что было или бывает на самом деле

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

IV. Работа
по теме урока.

1. Чтение про-изведения



Читает наизусть стихотворение С. Михалкова «Быль для детей»



Внимательно слушают

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы
на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

2. Словарная
работа

Советские люди – население Советского Союза.

Фронт – место военных действий.

Большевики (коммунисты) – члены коммунистической партии Советского Союза

Объясняют значение слов и выражений

3. Проверка
первичного восприятия

– Что слушали?

– Какое это произведение по жанру?

– Какие картины вы представляли, слушая стихотво-
рение?

– Какие чувства испытали?

– 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года навеки останутся в памяти людей. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей.

Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов.

– Когда началась война?

– Кто дал немецким войскам приказ?

– При помощи каких слов автор передает свое отношение к русскому народу?

– Как «встали русские полки»?



– Такие слова называются эпитетами.

Эпитет – образное художественное определение свойств предмета.

– Для чего нужны эпитеты?

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной.

– Какое значение вкладывает автор в эпитеты?

– Сколько лет шла война?

– О каких городах говорится в стихотворении?

– Рассмотрите иллюстрации к произведению. Какое настроение передает художник?

Отвечают на вопросы.



















– «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя
на деле богатырский наш народ».










– Прославление мощи и силы армии, народа, страны

Физкультминутка

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!


Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Чтение
и озаглавливание частей

– Из скольких частей состоит быль?

– Как надо читать каждую часть?

На защиту Отечества вставали не только взрослые,
но и дети. 20 тысяч детей получили медали «За оборону Москвы». 15 тысяч ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом в фон обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми
носками

Читают произведение, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы

5. Работа в тетради

– Кого прославляет поэт?

– Кого должны помнить люди? Подчеркните правильный ответ.

Слава нашим генералам,

Слава нишам адмиралам

И солдатам рядовым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принес мир не только нашему народу, но и всей Земле.

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на земли тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Все, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. 

Все мы должны помнить о том, какой ценой завоеван мир на Земле. В День Победы погибших на этой страшной войне чтут минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, почтим минутой молчания тех, кто отдал за нас свою жизнь


V. Итог урока. Рефлексия

– Что произвело на вас наибольшее впечатление?

– Что нового узнали?

– Какие задания показались вам наиболее интерес-
ными?

– Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

– Продолжите предложения:

• Мне понравилось …

• Мне было трудно …

• Я мечтаю о том, чтобы …

• Я испытал чувство …

• Я не хочу, чтобы …

Отвечают на поставленные
вопросы, слушают ответы одно-классников.

Приводят примеры жизненных
ситуаций

Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Адекватно реагируют
на трудности

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения;
по желанию выучить наизусть стихотворение или отрывок; выполнить задания в тетради на с. 50. Расспросить прабабушек и прадедушек о войне. Принести книги, открытки, рисунки на тему войны

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя