Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучаю- щихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока | Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок. Урок литературного чтения – Словно приключение. С книгою в космосе Ты побываешь, И в сказку поверишь, И много узнаешь. Книга с нами всегда. А вы урок чтения любите? Да! Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей | Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке |
II. Проверка домашнего задания | – Прочитайте наизусть стихотворение В. Солоухина «Деревья» | Читают наизусть стихотворение | Осуществляют контроль и оценку |
III. Постановка учебной задачи | – Что вы можете рассказать о своих бабушках и дедушках, которых изобразили на рисунках? – Что они рассказывали вам о своей жизни? – Кто из них рассказывал о Великой Отечественной войне или участвовал в ней? – 9 мая народ празднует день Победы. В каждой семье были защитники нашей Родины. О войне, ее героях написано много рассказов, стихов, песен. Звучит перезвон Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос диктора. Диктор. Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! (Запись голоса Левитана: сообщение о начале войны.) Звучит первый куплет песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). – С каким произведением познакомимся? – Что такое быль? – Мы не только познакомимся с произведением о Великой Отечественной войне, но и будем учиться читать его выразительно | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. – Это рассказ о том, что было или бывает на самом деле | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
IV. Работа по теме урока. 1. Чтение про-изведения | Читает наизусть стихотворение С. Михалкова «Быль для детей» | Внимательно слушают | Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
2. Словарная работа | Советские люди – население Советского Союза. Фронт – место военных действий. Большевики (коммунисты) – члены коммунистической партии Советского Союза | Объясняют значение слов и выражений |
3. Проверка первичного восприятия | – Что слушали? – Какое это произведение по жанру? – Какие картины вы представляли, слушая стихотво- рение? – Какие чувства испытали? – 22 июня 1941 года и 9 Мая 1945 года навеки останутся в памяти людей. 1418 дней и ночей шла война. Она унесла около 27 миллионов жизней советских людей. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Все люди нашей страны встали на защиту Родины. Все, от мала до велика, мужчины, женщины, дети – все боролись против фашистов. – Когда началась война? – Кто дал немецким войскам приказ? – При помощи каких слов автор передает свое отношение к русскому народу? – Как «встали русские полки»? – Такие слова называются эпитетами. Эпитет – образное художественное определение свойств предмета. – Для чего нужны эпитеты? Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, красивой, выразительной. – Какое значение вкладывает автор в эпитеты? – Сколько лет шла война? – О каких городах говорится в стихотворении? – Рассмотрите иллюстрации к произведению. Какое настроение передает художник? | Отвечают на вопросы. – «И от моря и до моря встали русские полки», «показал себя на деле богатырский наш народ». – Прославление мощи и силы армии, народа, страны |
Физкультминутка | Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом, Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! | Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! | | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
4. Чтение и озаглавливание частей | – Из скольких частей состоит быль? – Как надо читать каждую часть? На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч детей получили медали «За оборону Москвы». 15 тысяч ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом в фон обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками | Читают произведение, отвечают на вопросы. Внимательно слушают учителя | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы |
5. Работа в тетради | – Кого прославляет поэт? – Кого должны помнить люди? Подчеркните правильный ответ. Слава нашим генералам, Слава нишам адмиралам И солдатам рядовым! Слава павшим и живым, От души спасибо им! И вот он – День Победы, 9 Мая 1945 года. Это большой всенародный праздник. Этот день принес мир не только нашему народу, но и всей Земле. В девятый день ликующего мая, Когда легла на земли тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Все, кто завоевал мир и счастье на Земле, ветераны Великой Отечественной войны, живут рядом с нами. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Чтобы знать о войне, надо беседовать с ними, спрашивать их о том, какая у них была жизнь. Все мы должны помнить о том, какой ценой завоеван мир на Земле. В День Победы погибших на этой страшной войне чтут минутой молчания. Давайте и мы, стоя, склонив голову, почтим минутой молчания тех, кто отдал за нас свою жизнь | |
V. Итог урока. Рефлексия | – Что произвело на вас наибольшее впечатление? – Что нового узнали? – Какие задания показались вам наиболее интерес- ными? – Пригодятся ли вам эти знания в жизни? – Продолжите предложения: • Мне понравилось … • Мне было трудно … • Я мечтаю о том, чтобы … • Я испытал чувство … • Я не хочу, чтобы … | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников. Приводят примеры жизненных ситуаций | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Адекватно реагируют на трудности |
Домашнее задание | Подготовить выразительное чтение стихотворения; по желанию выучить наизусть стихотворение или отрывок; выполнить задания в тетради на с. 50. Расспросить прабабушек и прадедушек о войне. Принести книги, открытки, рисунки на тему войны | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |