Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Выделянская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока алгебры по теме:
« Формулы сокращённого умножения»
7 класс
Учитель математики– Лященко Людмила Егоровна
Алгебра 7класс.
Обобщающий урок по теме «Формулы сокращённого умножения».
Цели:
Образовательные: -обобщить и систематизировать знания по данной теме; -применять формулы в простейших ситуациях на уровне воспроизведения;
Развивающие:
- продолжить формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы;
- развивать умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- развивать любознательность, познавательный интерес.
Воспитательные:
-формирование навыков контроля и самоконтроля, умения работать в паре ;
- воспитание трудолюбия, внимательности, расширение кругозора.
Оборудование : карточки с заданием, цветные мелки, указка, кубик «экзаменатор», у школьников на партах по два чистых подписанных листа и копирка, у каждого сигнальная карточка.
Структура урока.
1.Организационный момент. (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания. (6 мин.)
3. Диктант через копирку с самопроверкой . ( 10 мин.)
4. Творческое задание: отработка понимания на слух математической речи. ( 5 мин)
5. Игра « Смотри, не ошибись» . (5 мин.)
6. Проверочная самостоятельная работа ( через копирку). ( 10 мин.)
7. Проверка самостоятельной работы. (3 мин.)
8. Рефлексия. Подведение итогов . (2 мин.)
9. Домашнее задание . ( 2 мин.)
В классе две доски с крыльями. Ученики сидят по одному за партой.
Ход урока.
1.Организационный момент. (2 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Мы проводим обобщающий урок по теме: « Формулы сокращённого умножения».
- Ребята, французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Так вот, давайте сегодня на уроке будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. Сегодня последний урок по данной теме перед контрольной работой. Перед вами стоит задача – показать , как вы знаете формулы сокращённого умножения и умеете их применять.
2. Проверка домашнего задания. (6 мин.)
Откроем тетради. Проверяем № 635 -1-й ученик , № 637 -2-й ученик. По своим записям у доски дети объясняют решение примеров.
Дополнительные вопросы: каждый отвечающий подкидывает кубик- « экзаменатор», на гранях которого записана левая или правая часть формулы сокращённого умножения. Оценить ответы учащихся.
3. Диктант ( через копирку). (10 мин.)
Цель диктанта – контроль знаний.
К доске вызываются два ученика для работы на переносных досках центральной доски. Вариант один. Учитель диктует:
Преобразовать в многочлен произведение суммы х и 2 и их разности.
Ответ: ( х+ 2)( х- 2) = - 4. 2) Представить в виде многочлена стандартного вида квадрат суммы 3а и в.
Ответ: = + 6ав+ . 3) Разложить на множители разность и 49
- 49 = ( - 7 ) ( + 7 ). 4) Представить многочлен -10ав +25 в виде квадрата двучлена.
Ответ: -10ав +25 = . 5) Разложить на множители 27 + .
Ответ: 27 + = (3 + а) ( 9 – 3а + ).
Диктант окончен. Собираются листочки с работой. Учащиеся класса по записям учеников, работающих у переносных досок, самостоятельно оценивают свои работы. Отвечающие тоже сами оценивают себя.
4. Творческое задание: отработка понимания на слух математической речи. ( 5 мин)
Цель: отработать понимание математической речи на слух.
Двух учеников вызвать для работы на переносных досках . На центральной доске выписаны формулы, у каждой формулы свой номер. Учитель называют левую или правую часть какой-либо формулы ( читает один раз), а ученики в тетради записывают номер этой формулы. В конце получается число. Это число мы и проверяем.
Формулы:
+ = ( а + в) ();
= -2ав +
( а – в ) (а + в ) = - ;
- = ( а – в ) ( + а в + );
= + 2ав + .
Квадрат суммы двух выражений. ( 5 )
Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности. (1)
Разность квадратов двух выражений. (3)
Разность кубов двух выражений. (4)
Квадрат первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений , плюс квадрат второго выражения. (2)
Произведение разности двух выражений и их суммы. (3)
Ответ: 513423.
Оценить работу учеников, отвечающих у доски.
5. Игра « Смотри, не ошибись» . (5 мин.)
Цель: формирование умения анализировать, размышлять, делать выводы.
На доске запись:
1) - = (а - …)(а + …);
2) = + 2…в + ;
3) = +2а… + ;
4) - 20m + ;
5) = … + … + 81;
6) - 1 = ( 1 + …) ( … - 1);
7) - = ( 47 - …) ( … + 37);
8) ( … - 3)( … + 3) = - …
В руках у учащихся сигнальные карточки. Класс делится на две команды: Х-« крестики», О – « нолики». Выигрывает та команда, которая больше решит правильно примеров. Поочередно вызывается по одному ученику из каждой команды.
Задание. Вписать вместо точек букву или число, чтобы выполнялось равенство:
1) - = (а - …)(а + …); Х
2) = + 2…в + ; О
3) = +2а… + ; Х
4) - 20m + ; О
5) = … + … + 81; Х
6) - 1 = ( 1 + …) ( … - 1); О
7) - = ( 47 - …) ( … + 37); Х
8) ( … - 3)( … + 3) = - … О
6. Проверочная самостоятельная работа ( через копирку). ( 10 мин.)
Цель – контроль знаний.
Один ученик, хорошо успевающий по математике, вызывается для выполнения самостоятельной работы на переносной доске. Задания каждый ученик получает на карточке.
1.Преобразуйте в многочлен:
а) ; б) ( у -5) ( у + 5); в) (4в + 5с) (5с -4в).
2. Разложить на множители:
а) - 25 ; б) -6ав + .
3. Решить уравнение:
12 – = х ( 3- х).
7. Проверка самостоятельной работы. (3 мин.)
Собрать тетради . Листочки ( с одним экземпляром выполненной самостоятельной работы) остаются у учеников.
Самопроверка. Отвечающий у доски ученик по своим записям объясняет выполнение работы. Учащиеся сами оценивают свои работы.
8. Рефлексия. Подведение итогов . (2 мин.)
Вот уже несколько уроков мы говорим о формулах сокращённого умножения.
- Что это за формулы?
- Для чего их надо знать?
Если останется время , то с помощью кубика- «экзаменатора» можно фронтально проверить у учащихся знание формулировок формул.
Даётся оценка работы класса на уроке.
9. Домашнее задание . ( 2 мин.)
Учащиеся получают карточки с индивидуальным заданием.
Развёртка кубика- «экзаменатора»
Используемая литература:
Основная:
.Мерзляк А.Г. Алгебра 7класс, М., «Вентана - Граф»,2017г
2. Дополнительная для учащихся:
1 Ткачева М.В. Домашняя математика.-М.,1993г.
2.Балк М.Б, Балк Г.Д. Математика после уроков. -М..1971г
3.Математический энциклопедический словарь. – М., 1989.
4.Перельман Я.И. Занимательная алгебра.-М.,1975.
5.Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М.,1981.
3. Дополнительная для учителя:
1. Алгебра. 7класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев,
С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева ; Рос. акад.
наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., с испр. – М. :
Просвещение, 2010.
2. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7 класс. Методическое пособие.-М.,2017.
3. Подласый, И.П. Педагогика.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002.
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э.
Унт. – М: Педагогика. 1990. С. 192.
4.Цифровые образовательные ресурсы по алгебре-7-9
( www.fcior.ede.ru).
Учебно-тренировочные модули; информационные модули.
www.bio.1september.ru – газета « Математика» -приложение к
«1 сентября»
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте
«Кирилл и Мефодий»