СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок алгебры в 8 классе по теме "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  проводится фронтальная работа с классом, устный счет, работа в парах, индивидуальная работа. Используется презентация, исторический материал, дается дифференцированное домашнее задание.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 8 классе по теме "Преобразование выражений, содержащих квадратные корни"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«КУБАНСКАЯ ШКОЛА»








Урок алгебры в 8 классе

по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»







провела учитель математики

высшей категории ВЕРЖАК С.А.












п. ШКОЛЬНОЕ, 2016



ТЕМА: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.



Цели урока:

  • повторить определение арифметического квадратного корня, свойства арифметического квадратного корня;

  • закрепить навыки и умения решения примеров на тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни;

  • научить освобождаться от иррациональности в знаменателе дроби;

  • воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, интерес к предмету.


Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, оценочные листы, карточки с тестом, карточки с домашним заданием.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Подвести итоги сегодняшнего урока поможет оценочный лист. Подпишите свои листы и ответьте на первый вопрос «Настроение в начале урока», выбрав один из смайликов.

В математике есть нечто,

вызывающее человеческий восторг.
Ф. Хаусдорф

II. Устная работа

1) Фронтальный опрос.

  • Дайте определение арифметического квадратного корня. (Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а).

  • Перечислите свойства арифметического квадратного корня. (Арифметический квадратный корень из произведения неотрицательных множителей равен произведению корней из этих множителей. Арифметический квадратный корень из дроби, числитель которой неотрицателен, а знаменатель положителен, равен корню из числителя, делённому на корень из знаменателя).

  • Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2? (|х|).

  • Чему равно значение арифметического квадратного корня из х2, если х≥0? хх. –х).

2) Устный счёт: Ну-ка в сторону карандаши!

Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.

"Устный счёт!" Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Цифры сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица.

Потому что считаем в уме!


Вычислите устно:

1. Вынесите множитель из-под знака корня:

2. Внесите множитель под знак корня:

3. Возведите в квадрат:

4. Приведите подобные слагаемые:







III. Диктант:

Вариант-1


Вариант- 2


Ответы:


Ответы:


3

4

10

11

80

40

0,6

0,8

7

2

5

3

6

5

44

112

4

4

32

15

15

6












IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


V. Историческая справка

Radix- имеет два значения: сторона и корень. Греческие математики вместо «извлечь корень» говорили «найти сторону квадрата по его данной величине (площади)»

Начиная с XIII века, итальянские и другие европейские математики обозначали корень латинским словом Radix или сокращенно R (отсюда произошёл термин «радикал»).

Немецкие математики XV в. для обозначения квадратного корня пользовались

точкой ·5

Позднее вместо точки стали ставить ромбик ¨5

¾

Затем Ú 5 . Затем знак Ú и черту стали соединять.


VI этап. Изучение нового материала.


Если знаменатель алгебраической дроби содержит знак квадратного корня, то обычно говорят, что в знаменателе содержится иррациональность.

Ставится проблема: « Какое выражение проще вычислить: или ? Почему? (Потому, что делить на рациональное число проще, чем на иррациональное.)

Сегодня на уроке мы и будем учиться

« Освобождению от иррациональности в знаменателе дроби». Рассмотрим это действие в следующих примерах:

а); б) ; в); г).

На какое выражение нужно умножить знаменатель дроби, чтобы корни «исчезли»? А для того чтобы дробь не изменилась, что нужно сделать? Получаем следующую запись решения.

а)=;

б) = ;

в)=

г)=

Сделаем вывод.

Преобразование, при котором в знаменателе дроби исчезают корни, называют освобождением от иррациональности в знаменателе. Мы увидели два основных приема освобождения от иррациональности в знаменателе:

  • Если знаменатель имеет вид, то числитель и знаменатель дроби следует умножить на .

  • Если знаменатель имеет вид или , то числитель и знаменатель дроби надо умножить на или на .

  • Выражения и называют сопряженными выражениями.


VII. Закрепление изученного материала: Учебник. Стр.103 № 431(а,б,ж,з), №433(а,б,в)


Освободитесь от иррациональности в знаменателе дроби:

а) ; б) в); г) .


VIII. Тест (работа в парах)


Английский философ Герберт Спенсер говорил: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».

На этом этапе урока необходимо применить свои знания к решению упражнений в ходе выполнения теста. (тест прилагается)

Самопроверка:


Код правильных ответов: I вариант – 12312, II вариант - 32132.


IX. Домашнее задание: №431(з,и), №432, №433*(г,д,е),П.12-19 повт,

X. Итог урока:

Заполните до конца оценочный лист. Оценки за урок.

Закончить урок я хочу стихотворением великого математика Софьи Ковалевской.

Если в жизни ты хоть на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч света сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Что бы в решенье твоем неизменном

Рок ни назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется черною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.


В этом стихотворении выражено стремление к знаниям, умение преодолевать все преграды, которые встречаются на пути. А как мы сегодня с вами преодолевали преграды ? Чем мы занимались на уроке?

Сегодня мы повторили определение и свойства арифметического квадратного корня; вынесение множителя за знак корня, внесение множителя под знак корня, формулы сокращённого умножения; ознакомились и закрепили некоторые способы преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Расширили свой кругозор и узнали, кто впервые ввёл современный знак корня во всеобщее употребление.

Все работали плодотворно, активно и коллективно в течении урока.


Урок окончен. Всем спасибо за урок!




















































ЛИСТ-ОПРОСНИК


Ф.И. ученика____________________________


1. Настроение в начале урока: а) б) в)


2. Мое восприятие темы урока:

а) усвоил(а) все; б) усвоил(а) почти все; в) усвоил(а) частично, нуждаюсь в помощи.


3.Оценка за диктант :


4. Количество неправильных ответов теста: _________

 

5. Я работал(а) на уроке:

а)  отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) неудовлетворительно.


6. Я оцениваю свою работу на ______ (поставьте оценку)


7. Я оцениваю урок на _____ (поставьте оценку)


8. Настроение в конце урока: а) б в)




Тест

I вариант

1.  Упростите выражение 

  1)      2)     3)

2. Раскройте скобки и упростите выражение:

1) 18;    2) 12;    3) 22.

3. Упростите: 

1);     2) ;       3) .

4. Освободитесь от иррациональности в знаменателе   =

1) ;   2) ;    3)  .

5. Вынесите множитель из-под знака корня:

1) ; 2) ; 3); 4)


Тест

II вариант

1. Упростите выражение       

1); 2) ;     3)

2. Раскройте скобки и упростите 

1) 8;        2) 12; 3) 10.        

3. Упростите:    

;       ;          

4. Освободитесь от иррациональности в знаменателе:

1) ;         2);       3)

5. Вынесите множитель из-под знака корня:

1) ; 2) ; 3); 4)