Урок № 42 Дата: 08.02.2017 г.
Предмет: биология
Класс: 9
Тема: Формы естественного отбора
Цель урока: Дать понятие о формах естественного отбора.
Задачи:
- расширить и углубить знания о естественном отборе;
- выяснить биологическое значение разных форм отбора для существования видов,
- научить определять формы естественного отбора.
воспитание рационального отношения к природе
Оснащение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме «Формы естественного отбора», раздаточный материал
Ход урока
I. Орг. момент
Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока, психологический настрой .
2. Актуализация знаний – о каком виде борьбы за существование идет речь?
1. И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Внутривидовая борьба)
Эразм Дарвин
2. Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный (межвидовая борьба)
Эразм Дарвин
3. Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя, поселяет червяка
Червь роется, грызет под теплой кожей
И выросши на свет выходит божий. (межвидовая борьба)
Эразм Дарвин
Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)
Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила. (Межвидовая борьба)
Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).
Аскариды - паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений. (Межвидовая).
Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).
Ограничение участка обитания системой меток
-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);
- у приматов пахучие подмышечные железы;
- собаки метят территорию мочой.
- пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).
3. Знакомство с материалом
Самостоятельное изучение группой темы - создание и защита проекта.
группа Движущий отбор – действующий при изменяющихся условиях среды преимущества получают особи с признаками, адекватными новым условиям, то есть особи, которые отличаются от остальных
ПРИМЕР №2. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящеров гаттерия (сфенодон, или туатара, - вид пресмыкающихся из отряда клювоголовых), а также кистеперая рыба - латимерия существуют почти без изменения миллионы лет.
2. группа Стабилизирующий отбор. При стабильных условиях среды обитания особи с отличающимися признаками отбираются (то есть не выживают либо не оставляют потомство).
Одним из частых случаев внутривидового естественного отбора является половой отбор.
ПРИМЕР №2. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящеров гаттерия (сфенодон, или туатара, - вид пресмыкающихся из отряда клювоголовых), а также кистеперая рыба - латимерия существуют почти без изменения миллионы лет.
Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.
Примеры полового отбора:
Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;
Брачные крики и другие формы брачного поведения;
Специфические запахи;
Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).
Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.
Результаты естественного отбора:
Создание новых адаптивных признаков;
Уничтожение неполезных приспособлений;
Сохранение полезных приспособлений.
4. Закрепление материала (групповая работа:
Определение форм естественного отбора.
№ | Пример отбора | Форма |
1 | Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов | движущая |
2 | Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки | Движущая |
3 | Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя | Стабилизирующая |
4 | Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет | стабилизирующая |
|
5 | Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов | Движущая |
6 | У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 - 4 отростками. | Половая |
7 | Исчезновение глаз у крота | Движущая |
8 | Кистеперая рыба латимерия. | Стабилизирующая |
9 | Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов. | Движущая |
10 | У большинства зайцев в популяции средний размер ушей. | Стабилизирующая |
11 | На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны. | Движущая |
12 | Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников. | Стабилизирующая |
13 | Наличие шпор и яркой окраски у петуха. | половая |
|
| | |
Кроссворд «Формы естественного отбора» (парная работа)

1.Эта форма естественного отбора способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы в место старой, переставшей соответствовать новым условиям.
2.Отбор, представляющий собой конкуренцию самцов за возможность размножения.
3.Отбор, действующий в постоянных условиях среды и направленный на поддержание ранее сложившегося среднего значения признака или свойства.
4.Внешние половые различия в строении животных.( половой……)
5.Движущая форма естественного отбора действует при изменении ... условий среды.

5. Домашнее задание § 42
Ответить на вопросы стр.192
6. Рефлексия урока
Учащиеся заполняют стикеры и клеят их на «Гору успеха», какой высоты достигли на уроке.