СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 9 класс тема: "Формы естественного отбора"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока с использованием технологии развитие критического мышления через чтение и письмо

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 9 класс тема: "Формы естественного отбора"»

Урок № 42 Дата: 08.02.2017 г.

Предмет: биология

Класс: 9

Тема: Формы естественного отбора

  • Цель урока: Дать понятие о формах естественного отбора.

  • Задачи:

  • - расширить и углубить знания о естественном отборе;

  • - выяснить биологическое значение разных форм отбора для существования видов,

  • - научить определять формы естественного отбора.

  • воспитание рационального отношения к природе

Оснащение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, доска, презентация по теме «Формы естественного отбора», раздаточный материал


Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие, перекличка, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока, психологический настрой .


2. Актуализация знаний – о каком виде борьбы за существование идет речь?


1. И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Внутривидовая борьба)

Эразм Дарвин



2. Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же – ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный (межвидовая борьба) 

 Эразм Дарвин



3. Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя, поселяет червяка
Червь роется, грызет под теплой кожей
И выросши на свет выходит божий. (межвидовая борьба) 

Эразм Дарвин


  1. Глухоземье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (Межвидовая борьба)

  2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила,
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостью сила
. (Межвидовая борьба)

  1. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их большом количестве. (Внутривидовая).

  2. Аскариды - паразиты человека, заразиха и повилика - паразиты растений. (Межвидовая).

  3. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы и крошек воробьев. (Межвидовая).

  4. Ограничение участка обитания системой меток

-кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

- у приматов пахучие подмышечные железы;

- собаки метят территорию мочой.

- пение птиц - сигнал занятости территории. (Внутривидовая).


3. Знакомство с материалом


Самостоятельное изучение группой темы - создание и защита проекта.

  1. группа Движущий отбор – действующий при изменяющихся условиях среды преимущества получают особи с признаками, адекватными новым условиям, то есть особи, которые отличаются от остальных


ПРИМЕР №2. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящеров гаттерия (сфенодон, или туатара, - вид пресмыкающихся из отряда клювоголовых), а также кистеперая рыба - латимерия существуют почти без изменения миллионы лет.

2. группа Стабилизирующий отбор. При стабильных условиях среды обитания особи с отличающимися признаками отбираются (то есть не выживают либо не оставляют потомство).

Одним из частых случаев внутривидового естественного отбора является половой отбор.


ПРИМЕР №2. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящеров гаттерия (сфенодон, или туатара, - вид пресмыкающихся из отряда клювоголовых), а также кистеперая рыба - латимерия существуют почти без изменения миллионы лет.

Половой отбор – естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола. Это частый случай внутривидового естественного отбора, а не самостоятельный фактор эволюции.

Примеры полового отбора:

  1. Яркая окраска самцов многих птиц и невзрачная окраска самок;

  2. Брачные крики и другие формы брачного поведения;

  3. Специфические запахи;

  4. Орудия турнирного боя (рога, клыки, шпоры).

Все это повышает вероятность оставления и выживания потомства.

Результаты естественного отбора:

  • Создание новых адаптивных признаков;

  • Уничтожение неполезных приспособлений;

  • Сохранение полезных приспособлений.

4. Закрепление материала (групповая работа:


    1. Определение форм естественного отбора.


Пример отбора

Форма

1

Появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов

движущая

2

Формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки

Движущая

3

Соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя

Стабилизирующая

4

Кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет

стабилизирующая


5

Возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов

Движущая

6

У самцов пятнистого оленя имеются рога с 3 - 4 отростками.

Половая

7

Исчезновение глаз у крота

Движущая

8

Кистеперая рыба латимерия.

Стабилизирующая

9

Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

Движущая

10

У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

Стабилизирующая

11

На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

Движущая

12

Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

Стабилизирующая

13

Наличие шпор и яркой окраски у петуха.

половая






Кроссворд «Формы естественного отбора» (парная работа)



1.Эта форма естественного отбора способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой формы в место старой, переставшей соответствовать новым условиям.



2.Отбор, представляющий собой конкуренцию самцов за возможность размножения.



3.Отбор, действующий в постоянных условиях среды и направленный на поддержание ранее сложившегося среднего значения признака или свойства.



4.Внешние половые различия в строении животных.( половой……)



5.Движущая форма естественного отбора действует при изменении ... условий среды.









5. Домашнее задание § 42

Ответить на вопросы стр.192

6. Рефлексия урока

Учащиеся заполняют стикеры и клеят их на «Гору успеха», какой высоты достигли на уроке.