Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Типы размножения" для учащихся 9 класса»
- Тема: Типы размножения
Класс: 9
Форма : модульный урок
Цель: раскрыть сущность размножения
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов дать характеристику полового и бесполого размножения: признаки, виды, значение.
Развивающая:совершенствовать умения работать с текстом, выбирать необходимую информацию; сравнивать и делать выводы.
Воспитательная: способствовать развитию у учащихся самостоятельности, ответственности, активности.
Материал урока разбит на четыре учебных элемента:
Первый учебный элемент включает задание, направленное на определение исходного уровня знаний по данной теме и активизацию мыслительной деятельности.
Второй и третий учебные элементы - информационные блоки, во время работы с которыми, учащиеся составляют характеристики полового и бесполого размножения, работая с текстом учебника, просматривая видеофрагменты.
Четвертый учебный элемент - контроль знаний, самоанализ и самооценка. На данном этапе учащиеся выполняют лабораторную работу, рассматривая гербарии растений, микропрепараты простейших и рисунки , определяют формы и способы их размножения, делают выводы, определяют степень овладения модулем и оценивают свою деятельность на уроке.
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство к усвоению материала |
УЭ -0 3 мин | Интегрирующая цель: при изучении модуля вы должны Знать: типы и способы размножения; основные признаки и биологическую роль размножения и его типов. Уметь: приводить примеры; определять тип и способ размножения отдельных видов; давать сравнительную характеристику типов размножения и половых клеток; самостоятельно работать с текстом; делать выводы; оценивать свою работу. | Внимательно прочитайте интегрирующую цель, определить, что вам уже известно, и что нового вы должны узнать. |
УЭ-1 5 мин | Цель: определить исходный уровень знаний. Подготовить устные ответы на вопросы: 1. Что называют размножением? 2. Почему размножение считают основным свойством организмов? 3. Какие типы размножения вам известны? 4. Чем половое размножение отличается от бесполого? | - Внимательно прочитайте вопросы и обдумайте ответы на вопросы. - Принимайте активное участие в обсуждении. - Оцените свою работу по пятибалльной системе |
УЭ-2 15 мин | Цель: дать полную характеристику полового размножения; составить сравнительную характеристику половых клеток. Задания. Используя текст параграфа 13, выполнить задания: I. Дать определение понятий: гаметы, оплодотворение, зигота. II. Составить сравнительную характеристику женских и мужских гамет, распределив предложенные признаки между ними: Признаки: Гаметы: 1. Яйцеклетка; 2. Спермий или Сперматозоид; 3. Подвижны или неподвижны; А) женские гаметы; 4.Неподвижны или малоподвижны; Б) мужские гаметы 5. Образуются в семенниках животных или тычинках растений; 6. Образуются в яичниках животных или семязачатке растений; 7. Содержат ядерное вещество и большой запас питательных веществ; 8. Крупные клетки; 9. Мелкие клетки; 10.Содержат только ядерное вещество. III. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение, используя текст учебника, п.13, подготовьте устные ответы на вопросы: - Что называют оплодотворение? - В чем особенность оплодотворения примитивных организмов? - Чем отличается оплодотворение инфузории- туфельки? IV. Сделайте вывод о биологической роли полового размножения? |
- Определения понятий и вывод запишите в тетрадь; - Ответ в задании 2 запишите в виде последовательности букв. - Активно участвуйте в обсуждении результатов работы. - Оцените свою работу с данным учебным элементом по следующим критериям: “5” - выполнил все задания и активно участвовал в обсуждении; “4” - не все задания выполнил, но активно участвовал в обсуждении; “3” - не все задания выполнил и был пассивен при обсуждении. |
УЭ-3 10 мин | Цель: дать полную характеристику бесполого размножения. Задания. I. Какое размножение называют бесполым? Используя учебник, п.13, заполните таблицу: Способы бесполого размножения Особенности Примеры организмов 1. 2. 3. II. Сделайте вывод о биологической роли бесполого размножения. III.У большинства организмов бесполое размножение может чередоваться с половым, прослушав информацию и просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос, почему это происходит. | - Работайте в паре; - Принимайте активное участие в обсуждении результата работы. - Оцените свою работу, используя критерии УЭ-2. |
УЭ-4 | Цель: подвести итоги; проверить усвоение знаний. Задания. I. Выполнить задание 3 стр.47 учебника II. Рассмотрите гербарии растений, микропрепараты простейших и рисунки с изображением животных, определите формы и способы размножения у следующих видов: земляника лесная, гидра обыкновенная, инфузория туфелька, заяц- русак, лук репчатый. III.Сделайте вывод о биологической роли размножения. IV.Определите, достигли ли вы заданных целей. Оцените свою деятельность на уроке Домашнее задание: п.13 Творческое задание: подготовьте сообщения о способах размножения любого живого организма. | Работайте самостоятельно. Запишите домашнее задание |
Литература
1. Учебник Биология 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2018 г.
2. Методическое пособие Биология 9 класс, И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2010 г
3. Основы общей биологии рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Издательский центр “Вента-Граф”, 2018 г
4. Г.И. Лернер, Уроки биологии. Общая биология. Тесты, вопросы, задачи, Москва, Эксмо, 2005 г