СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Царство грибов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);  учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Царство грибов"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Таловская средняя общеобразовательная школа» Тарумовского района Республики Дагестан

Открытый урок по биологии в 5 классе, проведенный на муниципальном уровне,

на тему:

«Царство грибов»






















биологии в 5 классе ФГОС

Учитель: Гончарова Е.Д.

Тема урока: Царство Грибов.

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

Презентация «Грибы»;

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация «Грибы».

Тип урока:

 урок изучения нового материала


Ход урока

1. Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности)

Радуюсь утру, радуюсь дню

Здравствуйте дети – я вам говорю.

С доброго слова начнём мы урок

К знаниям новым всегда будь готов!

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и

надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом

я даже не сомневаюсь.

2Актуализация знаний:


Повторим, что мы изучали на прошедших уроках.

- Какие царства живой природы мы с вами изучили? 

Сейчас мы проверим, сможете ли вы распознать представителей этих царств.

(На интерактивной доске фотографии животных, растений, грибов и бактерий.)

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Распределите эти фотографии по царствам. (работа на интерактивной доске)

Представители какого царства являются самыми древними? (бактерии)

Что вы можете сказать про бактерии?

- Давайте проверим знания, которые вы приобрели на предыдущем уроке.

3 Биологический диктант. 

Напротив верного утверждения ставим «да», ставим «нет», если не согласны с утверждением.

- Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками.

Слайд (на интерактивной доске)

Утверждения:

1. Клетка бактерий не содержит ядра

2. Бактерии относят к царству растения

3. Бактерии размножаются спорами

4. Бактерии микроскопические организмы и обитают повсюду

5. Бактерии играют только отрицательную роль в природе и жизни человека

4. Тестовая работа по теме «Бактерии»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ.

1. Одноклеточные организмы объединены в царство:

1) грибов 3) растений

2) бактерий 4) животных

2. Оформленное ядро отсутствует в клетке:

1) грибов 3) бактерий

2) растений 4) животных

3. Жгутик бактерий представляет собой органоид для:

1) передвижения

2) запасания белка

3) размножения

4) перенесения неблагоприятных условий

4. Споры бактерий служат для:

1) питания 3) размножения

2) дыхания 4) перенесения неблагоприятных условий

Верны ли следующие утверждения?

А. Самородная сера и природный газ образовались в результате деятельности

бактерий.

Б. Болезнетворные бактерии поражают только тело человека и не встречаются в

организме растений и животных.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Строение бактериальной клетки

Части бактериальной клетки Значение частей клетки

Жгутик

Нуклеиновая кислота

Оболочка

Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.

В. Содержит наследственную информацию.

Бактерии.

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Самые древние обитатели нашей планеты – это:

1) грибы 3) бактерии

2) растения 4) животные

2. Наследственный материал клетки расположен непосредственно в цитоплазме

у:

1) грибов 3) бактерий

2) растений 4) животных

3. Бактериальную клетку от окружающей среды отделяет:

1) цитоплазма 3) ядерная оболочка

2) жгутик 4) наружная мембрана

4. Бактериальные клетки размножаются:

1) спорами 3) участками цитоплазмы

2) жгутиками 4) делением клетки

Верны ли следующие утверждения?

А. Бактериальные клетки могут иметь различную форму.

Б. Кефир получают, используя бактерии брожения.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения

Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.

Жизнедеятельность бактериальной клетки

Процесс жизнедеятельности бактерий Как осуществляется

Передвижение

Перенесение неблагоприятных условий

Размножение

Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика. В. В виде спор.

Приложение 2.

Ключ для проверки теста.

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ.

1-2, 2 – 3, 3 – 1, 4 - 4

Верны ли следующие утверждения?

1

Заполните таблицу

Жгутик – А, Нуклеиновая кислота – В, Оболочка – Б

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1- 3, 2 – 3, 3- 4, 4- 4

5.Мотивация

Игра – загадка.

Сначала я задам вопрос,

А ты затем над ним всерьез

Подумай и одно из двух

"Да" или "Нет" – ответь нам вслух.

Коль ты находчив, то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам –

6.Играй и все увидишь сам.

– Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый? (Нет.)

– А рассекая гладь пруда, умеют плавать гуси? (Да.)

– А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Да.)

– А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

– Верблюд способен – дай ответ – идти 3 дня без пищи? (Да.)

– Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (Да.)

– В конце спросить пришла пора: тебе понравилась игра?

Молодцы ребята! Я вижу вы многое знаете о жизни животных.

Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Сегодня мы

познакомимся с не менее интересными, древними и очень

распространенными организмами.

8.Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались, какие организмы мы будем изучать на уроке? (Грибы).

Записываем тему урока в тетрадь.

А что вы знаете о грибах?

По цепочке дети делятся своими знаниями.

Как вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах

больше? Что именно?

(Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Записываем на доске.

Строение грибов.












2)Питание грибов.

3)Как размножаются грибы?

Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем

уроке.

9.Изучение нового материала.

Грибы известны людям очень давно, их

употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не

только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому

составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения.

Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два

раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе. Видеофрагмент

«Царство Грибы»

А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем

предположения учащихся.

Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они

принадлежат.

Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая -

животных. Каждая группа определяет выступающего. Видеофрагмент «Что

общего у грибов с растениями и животными?». Записываем в тетрадь

признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству

растений, ни животных. (остановить растения же готовят сами

органические вещества)

9)Признаки грибов (Заготовка на доске)

как растения

 имеют прочные клеточные стенки

 постоянно растут верхушечной частью

 неподвижны

как животные

 не имеют хлорофилла

 являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми

органическими веществами.

 в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы

запасаются в виде гликогена. Они способны образовывать мочевину

А есть ли признаки, свойственные только грибам? (после изучения строения

гриба)

свои особенности

 тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями -гифами)

Вывод: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе

признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий.

(продолжение видеофрагмента)

Грибы занимают особое положение в системе органического мира и

объединяются в отдельное царство.

Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос –

«учение»).

Видеофрагмент «Строение грибов»,

«Питание грибов», «Размножение грибов»

Французский ученый ботаник Вайян, выступая в 1918 году в Париже перед

многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы, как дьявольское

произведение, нарушающее общую гармонию природы. Он заявил, что грибы


созданы дьяволом только для того, чтобы смущать и приводить в отчаянье

самых талантливых ботаников. «Ведьмины круги»

10 ФИЗМИНУТКА (1мин)

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Гриша шел, шел, шел.

И грибок нашел.

Раз грибок. Два грибок.

Положил их в кузовок.

Все тихонечко вздохнем.

Вновь грибы учить начнем

Необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

Съедобные и ядовитые грибы. Видеофрагменты.

11.Интерактивная игра «Соберем грибы в лукошко»

1. А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем

сформулировать основные правила сбора грибов. (работа с учебником

с.65-66)

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся

животные.

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные

вещества.

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных ве

Щест

в, ими можно отравить

ся.12.Соотнеси грибы

Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое-то значение. Вот вы сейчас и сопоставите грибы по значению. На доске вывешиваются карточки значения грибов им нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке.

Медицина трутовик

Пища мухомор

Лечит животных шампиньон

Портит зерно пеницилл

Хлебопечение бледная поганка

Портит продукты дрожжи

Вызывает отравление мукор

Вред деревьям спорынья

13.Релаксация

Послушаем музыку леса. Представим, что лето, лес, поют птички, мы собираем грибы в лукошко. Любите вы собирать грибы? Я набрала целую корзину грибов, и хотела бы с вами поделиться. Но с условием: на следующем уроке вы должны сделать небольшое сообщение о том грибочке, который вам достанется.


14.Интерактивная игра «Собери грибы в лукошко».

(Отгадываются загадки и собирается лукошко с грибами)

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберёзовик)


Он пузатенький сидит,

Из-под кустика глядит

С белой ножкою внизу

С тёмной шляпкой наверху. (Белый гриб)


Растут на опушке

Рыжие подружки. (Лисички)


Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)


Шоколадно-бурый гриб – к скользкой шляпе лист прилип.

Воротник ажурный тонок – гриб такой зовут… (Маслёнок)


В белом парике да в белом пиджаке,

В шляпе ярко-красной, красивой да опасной.

Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор)


Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту – зовусь я - … (Подосиновик)


Этот гриб совсем не красен,

Но, поверьте, он опасен –

В руки даже не бери,

Полон яда он внутри.

В светлой шапке, на дорожке

Он стоит на тонкой ножке. (Бледная поганка)


Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый… (Шампиньон)

В хвойном лесу растет паренек,

В рыженькой шляпе рыжик грибок.

Стоит здесь и из рыженькой ножки

Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (Рыжик)


14 .Поэтическая страничка.

(Учащимся давалось на дом творческое задание – найти стихи о грибах)


Бледная поганка

Скромный, тоненький и бледный…

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадет грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную поганку.


Опята

Мы – опята луговые,

Мы – ребята заводные!

Любим жить большой гурьбой.


За грибами

Вот мы дружной семьей –

За грибами, в лес,

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

…………………………………..

Ну товарищи, вперед,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдет,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтобы этот гриб пускай –

Был не мухомор!


Грибной дождь (отрывок)

Шуршит под ногами влажный песок,

Чиста синева над взорванной тучей.

Горбатая радуга на искосок

Перепоясала дождик летучий.

Сдвигаются огненные столбы,

Горят облака… В такие мгновения

Из прели лесной прорастают грибы,

И песенный дар обретают растения.

А. Сурков



По грибы

Мы по ельничку, по осиннику

По наметочкам, по зарубочкам,

Перелесками, моховинками,

По грибным местам, по малиннику

С кузовками, с берестянками –

«Ох» лесной будить звонкой песнею.

О.А. Беляевская



15.Закрепление. Тесты на экране

Выполните тест. Выбери один верный ответ.

1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Надземная часть белого гриба называется:
а) грибницей; б) пеньком; в) шляпкой; г) плодовым телом.
3. Мукор и пеницилл - это

а) шляпочные грибы б) плесневые грибы в) паразитические грибы г) дрожжи
4 . Как называется взаимовыгодная связь между грибами и деревьями:

а) симбиоз; б) грибокорень; в) грибница;

5.К грибам паразитам относится:
а) Подберезовик; б) Гриб-трутовик; в) Опёнок.
6. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

а) способны к фотосинтезу б) питаются готовыми органическими веществами

в) поглощают пищу путём всасывания

Отгадайте загадки:

7. Меньше корытца, а мешок муки поднимает. Что это? Ответ____________________

8. Если я на колбасе - стала та негодная.

Если я сижу на сыре - то я благородная! Ответ____________________________


16 .А сейчас – викторина о грибах.

Вопросы викторины:

Какие грибы и почему называются черными? (Подосиновик и подберезовик, так как мякоть этих грибов на изломе белая, но при дальнейшей обработке темнеет)

Какие грибы посылали французы из России в бутылках? (Рыжики)

Какой композитор очень любил собирать грибы? (П.И. Чайковский)

Какая наука изучает грибы? (Микология)

В каких грибах никогда не заводятся черви? (Лисички)

Как называются грибы в странах Западной Европы? (Мясом для бедняков)

Какие грибы употребляют в Англии и Франции? (Трюфели)

Назовите породу собак, с помощью которой отыскивали трюфели (Такса)

Как бы сказали в Древней Руси «идти за грибами»? (Ломать губы)

Назовите человека, который первый написал о грибах. (Аристотель)

Почему грибы были популярной пищей у славян? (Они привлекали их вкусовыми качествами, а также в связи с принятием христианской религии, которая требовала поста 200 дней в году)

Где не рекомендуется проводить сбор грибов и почему? (В близи шоссе, предприятий, так как грибы накапливают вредные вещества и становятся опасными при употреблении в пищу)

Как вы понимаете выражение бойтесь не червивого гриба, а старого? (В старых грибах не разрушается грибная клетчатка, которая плохо усваивается организмом, а также накапливаются в больших количествах вредные для здоровья вещества)

В творчестве каких художников нашла место «грибная» тема? (И.И. Шишкина, И. Хруцкой)

Назовите второе название белых грибов. (Боровики)

Почему белые грибы получили название белые? (Их мякоть на сломе, на срезе не темнеет, а также она остается белой при сушке и варке)

17.Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке,

как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся

и вывод.


«Лесенка успеха»


– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не

получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у

меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх

– мне всё удалось.

Примите исходное положение.

1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________

2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________

3. Мне было бы интересно еще узнать_______________

4. Урок дал мне для жизни _______________________

    Домашнее задание


Параграф 12. Ответить на вопросы устно.

Творческое задание.

Сообщение о грибах.

Придумать загадки о шляпочных грибах.

Вылепить из пластилина съедобный и ядовитый гриб.