План-конспект урока «Живые царства. Бактерии »
Учитель: Савченко Т.И.
Предмет биология 6 класс
Тема «Живые царства. Бактерии», урок комбинированный.
Базовый учебник
Цель урока:
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую.
Предметные: Выделять особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Классифицировать бактерии по их форме, по их значению в природе и жизни человека.
Регулятивные: Развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовать себя для выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: Уметь работать парами и группами, использовать различные источники знаний для получения нужной информации.
Личностные: Умение защитить свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий
Предметные результаты/ уровень владения целостной компетентностью
Репродуктивный уровень
Описывать особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки;
Называть правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.
Приводить примеры + и – значения бактерий в природе и жизни человека
Интеллектуальный уровень
Выделять признаки, позволяющие относить Бактерии к самостоятельному царству живых организмов.
Сравнивать бактериальную клетку с клетками растений и животных.
Алгоритмический уровень
Зарисовывать по памяти схему строения бактериальной клетки.
Структурировать учебный материал , преобразовывать его из одной формы в другую. Объяснить роль почвенных, клубеньковых, болезнетворных, молочнокислых и др. бактерий в природе и жизни человека
Творческий уровень Составить ЭССЕ или написать стихи на тему «значение бактерий в природе и жизни человека».
Смоделировать макет бактериальной клетки. Написать реферат на тему: «Как защитить себя от болезнетворных бактерий» или составить памятки Личной гигиены
Предметных: | Метапредметных: | Личностных: |
Связанных с формированием общенаучных знаний: - повторить понятия: клетка, одноклеточные и многоклеточные организмы; царства живой природы; - создать условия для развития способностей к анализу и синтезу полученной новой информации; -знать основные принципы классификации живых организмов - уметь объяснять значение организмов в природе и жизни человека; Познавательные: Метапредметные: Предметные: Выделять особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Классифицировать бактерии по их форме, по их значению в природе и жизни человека. Регулятивные: Развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовать себя для выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Уметь работать парами и группами, использовать различные источники знаний для получения нужной информации. Личностные: Умение защитить свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий 2.Связанные с формированием предметных знаний: - создать условия для формирования понятий Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. Болезнетворные бактерии, клубеньковые и почвенные бактерии, бактерии гниения. - закрепить умения различать бактерии по форме, отличать их от клеток растений и животных. 3.Связанные с формированием опыта деятельности - дать возможность учащимся использовать знания о путях проникновения болезнетворных бактерий в организм человека для профилактики заболеваний. | - создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока; -развивать речь учащихся через организацию работы в группах (командах) и представлении результатов своей деятельности; - продолжать через разрешение простейших ситуационных задач создавать условия для развития логического мышления; - поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности; - отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме | Создание условий для : А) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями; Б)повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями); В)развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения; Г) безопасной здоровьесберегающей среды через применение физкультминутки. |
Оборудование: Таблицы «Строение бактериальной клетки», «Разнообразие бактериальных клеток», « Пути проникновения бактерий в организм человека»,компьютер, проектор, экран.
Структура и ход урока.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время (в минутах) |
1 | Оргмомент | | Проверка готовности класса к уроку | | 1 |
2 | Введение в урок Актуализация опорных знаний | Таблица «Царства живой природы», «Правила личной гигиены» Презентация «Бактерии» Слайды № 1-4 | Проводится на основе актуализация опорных знаний учащихся и создания проблемной ситуации. -Какие царства живой природы вы знаете? -Назовите представителей царства Растений, Животных, Грибов. Проблемная ситуация 1: Можете ли вы назвать представителей царства Бактерии? Вспомните слово «микробы», которым вас пугали в детском саду и заставляли чаще мыть руки! Кто из вас их хоть раз видел? Чем они опасны? Беседа: Правильно, микробы- это разговорное обобщённое название невидимых человеку без увеличительных приборов организмов. Проблемная ситуация 2: Где встречаются бактерии в природе? -Бывают ли полезные бактерии? Назовите. Почему о бактериях мы знаем так мало? Давайте сегодня поговорим об этих «невидимках» и выясним, чем они отличаются от других живых организмов и какое имеют значение в природе и жизни человека. Тема урока записывается на доске | Тема урока записывается в тетрадях | 5 |
3 | Изучение новой темы | Таблица «Строение бактериальной клетки», рис.14 и рис.9 учебника. Презентация «Бактерии» Слайды № 5-6 Слайд № 7 Слайды № 8-9 | Проводится на основе фронтальной беседы с оцениванием индивидуального результата Задание 1: Ребята найдите в учебнике перевод слова «бактерия» с греческого на наш язык (палочка). Посмотрите на таблицу «Строение бактериальной клетки» и объясните, почему их так назвали? Задание 2: Все ли бактерии имеют палочковидную форму? Какими они ещё могут быть по форме? Найдите в учебнике названия бактерий соответствующие их форме. Задание 3: -Рассмотрите клетку бактерии на рис. 14( стр.27). Назовите основные части бактериальной клетки? Зарисуйте её в тетрадь. Задание 4: -Сравните этот рисунок с рис.9 (стр. 21). В чём главное отличие бактериальной клетки от клеток растений и животных? Класс разбивается на 4 группы. Каждой группе дается текст с описанием различных групп бактерий (приложение №1) Время работы в группах 4 минуты. Предлагается ответить на вопросы, записанные на доске: Где встречаются бактерии? Какие условия необходимы им для жизнедеятельности? Какое значение они имеют в природе и жизни человека? Учитель дополняет ответы учащихся и предлагает определить на какие группы по особенностям жизнедеятельности можно разделить все Бактерии (Сапрофитные и Болезнетворные) | Обучающиеся находят перевод слова «Бактерия» , высказывают своё мнение по поводу такого названия. Обучающиеся рассматривают таблицу : «Разнообразие бактерий». Изучают текст учебника с описанием форм бактериальных клеток и называют их. Зарисовывают в рабочие тетради строение бактериальной клетки, подписывают основные её части. Учащиеся отвечают на вопросы и записывают вывод в тетради: Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. Один из группы представляет результаты работы. При правильной работе группы, каждый участник получает бонус, выступающий – два. Оформляют таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека» и сверяют свои ответы с таблицей в презентации (слайд № 7) Учащиеся делают вывод о жизнедеятельности бактерий и значении в природе. Записывают вывод в рабочие тетради. | 2 3 5 4 5 4 |
|
4 | Проверка понимания учащимися новой темы | | Создание синквейна на тему «Болезнетворные бактерии». Тест 1 –выбрать 1 правильный ответ Тест 2- выбрать все правильные ответы. Тест 3- заполнить пропуски в тексте | Бактерии. Болезнетворные, опасные и злобные. Проникают, заражают, ослабляют. У кого в гостях бывают, те от них всегда страдают! Укрепляй иммунитет и здоровым будь 100 лет! Учащиеся осуществляют само- и взаимоконтроль тестовой работы. | 2 5 |
5 | Итог урока, рефлексия | | Вернемся к началу урока и вспомним ключевые вопросы: На основании, каких признаков организмы объединяют в царство бактерий? Какова роль бактерий в природе и жизни человека? Какие условия благоприятны для их существования, а какие приводят к их гибели? Оцените свою работу на уроке: Обучающиеся выбирают смайлики из набора, лежащего на столе ( приложение 2). -На уроке я работал активно или нет? -Своей работой я доволен или нет? -Мое настроение стало лучше ? - Мое настроение стало хуже? Определите свою отметку по количеству бонусов и предложите ее. Кого из своих одноклассников ты бы отметил на уроке и за что. | Ответы на поставленные вопросы обучающиеся записывают в тетрадь в таблицу «Вред и польза бактерий» | 4 2 |
6 | Домашнее задание | | &7, стр. 26-29 Подготовить сообщение о болезнетворных бактериях | | 3 |
Приложение №1
1 группа : Бактерии гниения
Гнилостные бактерии (putrefactive bacteria)— бактерии, развивающиеся на мертвом органическом веществе и участвующие в процессе гниения (см. Гниение). Гнилостные бактерии являются анаэробами (организмы, способные жить в бескислородной среде, необходимый для жизни кислород получают посредством расщепления кислородсодержащих органических соединений), обладающими мощными протеолитическими ферментами, с помощью которых они расщепляют белки на полипептиды и аминокислоты, подвергаемые затем дезаминированию или декарбоксилированию (напр., бактерии родов Bacillus и Pseudomonas). Гнилостные бактерии доставляют человеку большие неприятности при хранении продуктов питания. Особенно подвержены воздействию гнилостных бактерий фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия, рыба. Если в молоко проникнут гнилостные бактерии, то через несколько часов оно приобретает неприятный запах и вкус. Бактерии, разлагающие жиры, делают сливочное масло прогорклым. Чтобы продукты не портились, их хранят в холодильнике, в сухом виде, т.е. создают неблагоприятные условия для жизни бактерий. Для предохранения продуктов от порчи применяют так же стерилизацию, засолку, копчение, и др. Однако спороносные, галофильные и психрофильные формы Гнилостные бактерии способны вызывать порчу даже засоленных или замороженных продуктов. В некоторых технологических процессах (удаление шерсти со шкур животных, мягчение кож, химическая чистка одежды и др.) употребляются ферментативные препараты, получаемые из культур Гнилостных бактерий. Бактерии гниения являются своеобразными санитарами нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, выделений живых организмов и тем самым способствуют образованию перегноя.
2 группа: Почвенные бактерии
Почвенные бактерии подготавливают пищу для растений. Они превращают перегной в минеральные вещества, которыми питаются растения.
За сутки каждая бактерия потребляет такое количество пищи, которое превышает ее вес в сотни раз. Однако, несмотря на большую способность бактерий к размножению, перенаселения не происходит потому, что в любой почве содержится ограниченный запас пищи Для них. Кроме того, миллиарды бактерий погибают от жары, холода и других неблагоприятных условий, их поедают простейшие животные.
Бактерии густо населяют почву в верхних ее слоях, но отдельные виды их встречаются на глубине около метров. В плодородных почвах, богатых органическими веществами, бактериальное население очень многочисленно и разнообразно. В 1 грамме почвы содержится 3—4 более миллиардов различных видов бактерий. Только в 25-сантиметровом слое почвы общий вес те микробов может достигать 3 тонн на 1 гектар и выше.
Живучесть бактерий поразительна. Многие бактерии при неблагоприятных условиях (например, при высыхании почвы) образуют споры, то есть они способны покрываться плотной оболочкой (цистой) и в этой упаковке сохранять свою жизнеспособность более 100 лет. При смачивании водой плотный поверхностный слой спор набухает, и бактерия вновь пробуждается к жизни.
3 группа: Клубеньковые бактерии
Среди бактерий есть симбионты, например, бактерии ризобиум, которые живут в клубеньках на корнях бобовых растений и синтезируют белок из атмосферного азота. Данные палеонтологии свидетельствуют о том, что самыми древними бобовыми культурами, имевшими клубеньки, были некоторые растения, принадлежащие к группе Eucaesalpinioideae.
У современных видов бобовых растений клубеньки обнаружены на корнях многих представителей семейства. Из 13 000 видов (550 родов) бобовых растений наличие клубеньков выявлено пока только приблизительно у 1300 видов (243 рода). Сюда в первую очередь относятся виды растений, использующиеся в сельском хозяйстве (более 200).
Клубеньковые бактерии снабжают бобовое растение азотом, который фиксируют из воздуха. Растения же, в свою очередь, поставляют бактериям продукты углеводного обмена и минеральные соли, необходимые им для роста и развития. Многие виды клубеньковых бактерий способны синтезировать витамины группы В, а также ростовые вещества типа гетероауксина
(-индолилуксусная кислота).
Для клубеньковых бактерий характерно поразительное разнообразие форм — полиморфность. Клубеньковые бактерии могут быть палочковидными и овальными. Среди этих бактерий встречаются также фильтрующиеся формы, L-формы, кокковидные неподвижные и подвижные организмы.
Клубеньковые бактерии —развиваются при незначительных количествах кислорода в среде, предпочитающие, однако, аэробные условия.
Для развития большинства культур клубеньковых бактерий требуется оптимальная температура в пределах 24—26°. При 0° и 37 °С рост приостанавливается.
Для развития клубеньков оптимальная влажность 60—70% от полной влагоемкости почвы. Минимальная влажность почвы, при которой еще возможно развитие клубеньковых бактерий в почве, приблизительно равна 16% от полной влагоемкости. При влажности ниже этого предела клубеньковые бактерии обычно уже не размножаются, но тем не менее они не погибают и могут длительное время сохраняться в неактивном состоянии. Недостаток влаги приводит и к отмиранию уже сформировавшихся клубеньков.
Избыточная влажность, как и ее недостаток, также неблагоприятна для симбиоза — из-за снижения степени аэрации в зоне корней ухудшается снабжение корневой системы растения кислородом. Недостаточная аэрация отрицательно влияет и на живущие в почве клубеньковые бактерии, которые, как известно, лучше размножаются при доступе кислорода. Тем не менее высокая аэрация в зоне корней приводит к тому, что кислород начинают связывать восстановители молекулярного азота, снижая степень азотфиксации клубеньков.
Важную роль во взаимоотношениях клубеньковых бактерий и бобовых растений играет температурный фактор. Температурные характеристики разных видов бобовых растений различны. Экологическая адаптация к температурному фактору у клубеньковых бактерий значительно меньше, чем у многих типичных сапрофитных форм. Это объясняется тем, что естественной средой обитания клубеньковых бактерий являются ткани растений, где температурные условия регулируются растением-хозяином.
Являясь симбиотическими организмами, клубеньковые бактерии распространяются в почвах, сопутствуя определенным видам бобовых растений. После разрушения клубеньков клетки клубеньковых бактерий попадают в почву и переходят к существованию за счет различных органических веществ подобно другим почвенным микроорганизмам. Почти повсеместное распространение клубеньковых бактерий является доказательством высокой степени их адаптируемости к различным почвенноклиматическим условиям, способности вести симбиотический и сапрофитный способ жизни.
4 группа: Молочнокислые бактерии
Молочнокислые бактерии — группа микроаэрофильных грамположительных микроорганизмов, сбраживающих углеводы с образованием молочной кислоты как одного из основных продуктов. Молочнокислое брожение стало известно людям на заре развития цивилизации. С тех пор им пользуются в домашних условиях и в пищевой промышленности для переработки и сохранения еды и напитков. Традиционно к молочнокислым бактериям относят неподвижных, неспорообразующих кокковидных или палочковидных представителей отряда Lactobacillales (например, Lactococcus lactis или Lactobacillus acidophilus). В эту группу входят бактерии, которые используются в ферментации молочных продуктов, овощей. Молочнокислые бактерии играют важную роль в приготовлении теста, какао и силоса. из группы молочнокислых бактерий.
Дальние родственники— бифидобактерии часто рассматриваются в одной группе с молочнокислыми бактериями. Некоторых представителей аэробных спорообразующих родов Bacillus (например, Bacillus coagulans) и Sporolactobacillus (например, Sporolactobacillus inulinus) иногда включают в группу молочнокислых бактерий из-за сходства в метаболизме углеводов и их роли в пищевой промышленности.
Одним из наиболее распространенных видов молочнокислых бактерий является Lactococcus lactis. Это неподвижные кокки, не образующие спор, хорошо окрашиваются анилиновыми красителями и по Граму, в молодом виде имеют форму стрептококка. На мясо-пептонном агаре дают точечные круглые колонии, в толще агара — чечевицеобразные. L. lactis разлагает сахар без образования газов на две молекулы молочной кислоты. Наиболее благоприятная для развития температура составляет +30-35 °C.
Молочнокислый лактококк постоянно встречается в самопроизвольно скисшем молоке. Под воздействием этой бактерии молоко обычно свертывается в течение первых 24 часов. Когда содержание молочной кислоты достигнет 6-7 г на литр, сбраживание сахара прекращается, так как более высокая кислотность губительно воздействует на молочнокислый лактококк.
Lactobacillus bulgaricus - болгарская палочка. Бактерия названа так, потому что в свое время была выделена из болгарского кислого молока «ягурта». Бесспоровая неподвижная бактерия, достигающая 20μ в длину и часто соединяющаяся в короткие цепочки.
Является термофильной, и лучше всего растет при температуре от 40 °C. Молоко свертывает быстро, причем содержание молочной кислоты в нем доходит до 32 г/л, что в пять раз больше, чем при заражении молочнокислым стрептококком.
В природе молочнокислые бактерии встречаются на поверхности растений (например, на листьях, фруктах, овощах, зёрнах), в молоке, наружных и внутренних эпителиальных покровах человека, животных, птиц, рыб. Таким образом, помимо своей роли в производстве пищи и кормов, молочнокислые бактерии играют важную роль в живой природе, сельском хозяйстве и нормальной жизнедеятельности человека. Влияние ускоренной индустриализации производства молочнокислых бактерий, основанной на небольшом числе адаптированных для заводов штаммов, на природное разнообразие этих бактерий и здоровье человека пока остаётся неизученным.
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Презентация «БАКТЕРИИ ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » | презентация учителя | презентация | |
| | | | |
Приложение №2 Раздаточный материал
Б

онусы
Смайлики
Работал на уроке активно!
На уроке был пассивен! 
Настроение улучшилось .
Настроение ухудшилось. 