СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии в 6 классе "Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация продуктивной деятельности  обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Предметные: выделять особенности строения и функционирования бактериальных клеток, классифицировать бактерии по их форме, значению в природе и жизни человека.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, преобразовыватьеё из одной формы в другую

Личностные: знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями и уметь защитить свой организм от их негативного влияния.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий"»

План-конспект урока «Живые царства. Бактерии »

Учитель: Савченко Т.И.

Предмет биология 6 класс

Тема «Живые царства. Бактерии», урок комбинированный.

Базовый учебник


Цель урока:

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов


Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Метапредметные: Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую.

Предметные: Выделять особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Классифицировать бактерии по их форме, по их значению в природе и жизни человека.

Регулятивные: Развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовать себя для выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: Уметь работать парами и группами, использовать различные источники знаний для получения нужной информации.

Личностные: Умение защитить свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий


Предметные результаты/ уровень владения целостной компетентностью

Репродуктивный уровень

Описывать особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки;

Называть правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Приводить примеры + и – значения бактерий в природе и жизни человека

Интеллектуальный уровень

Выделять признаки, позволяющие относить Бактерии к самостоятельному царству живых организмов.

Сравнивать бактериальную клетку с клетками растений и животных.

Алгоритмический уровень

Зарисовывать по памяти схему строения бактериальной клетки.

Структурировать учебный материал , преобразовывать его из одной формы в другую. Объяснить роль почвенных, клубеньковых, болезнетворных, молочнокислых и др. бактерий в природе и жизни человека

Творческий уровень Составить ЭССЕ или написать стихи на тему «значение бактерий в природе и жизни человека».

Смоделировать макет бактериальной клетки. Написать реферат на тему: «Как защитить себя от болезнетворных бактерий» или составить памятки Личной гигиены


Предметных:

Метапредметных:

Личностных:

  1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

- повторить понятия: клетка, одноклеточные и многоклеточные организмы; царства живой природы;

- создать условия для развития способностей к анализу и синтезу полученной новой информации;

-знать основные принципы классификации живых организмов

- уметь объяснять значение организмов в природе и жизни человека;

Познавательные: Метапредметные: Предметные: Выделять особенности строения и функционирования бактериальных клеток. Знать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. Классифицировать бактерии по их форме, по их значению в природе и жизни человека. Регулятивные: Развивать навыки самооценки и самоанализа. Уметь организовать себя для выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Уметь работать парами и группами, использовать различные источники знаний для получения нужной информации.

Личностные: Умение защитить свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий


2.Связанные с формированием предметных знаний:

- создать условия для формирования понятий Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. Болезнетворные бактерии, клубеньковые и почвенные бактерии, бактерии гниения.

- закрепить умения различать бактерии по форме, отличать их от клеток растений и животных.

3.Связанные с формированием опыта деятельности

- дать возможность учащимся использовать знания о путях проникновения болезнетворных бактерий в организм человека для профилактики заболеваний.

- создать условия для участия обучающихся в формировании целей и задач урока;

-развивать речь учащихся через организацию работы в группах (командах) и представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач создавать условия для развития логического мышления;

- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме


Создание условий для :

А) конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

Б)повышения самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня, доставляет удовольствие, нужно, могу и хочу поделиться с другими новыми знаниями);

В)развития способности к оказанию самому себе помощи и поддержки в ситуациях затруднения;

Г) безопасной здоровьесберегающей среды через применение физкультминутки.


Оборудование: Таблицы «Строение бактериальной клетки», «Разнообразие бактериальных клеток», « Пути проникновения бактерий в организм человека»,компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока.

Этап урока

Название

используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время (в минутах)

1

Оргмомент


Проверка готовности класса к уроку


1

2











Введение в урок











Актуализация опорных знаний

Таблица «Царства живой природы»,

«Правила личной гигиены»


Презентация «Бактерии»

Слайды № 1-4

Проводится на основе актуализация опорных знаний учащихся и создания проблемной ситуации.

-Какие царства живой природы вы знаете?

-Назовите представителей царства Растений, Животных, Грибов.

Проблемная ситуация 1: Можете ли вы назвать представителей царства Бактерии?

Вспомните слово «микробы», которым вас пугали в детском саду и заставляли чаще мыть руки! Кто из вас их хоть раз видел? Чем они опасны?

Беседа:

Правильно, микробы- это разговорное обобщённое название невидимых человеку без увеличительных приборов организмов. Проблемная ситуация 2: Где встречаются бактерии в природе? -Бывают ли полезные бактерии? Назовите. Почему о бактериях мы знаем так мало?

Давайте сегодня поговорим об этих «невидимках» и выясним, чем они отличаются от других живых организмов и какое имеют значение в природе и жизни человека.

Тема урока записывается на доске

Тема урока записывается в тетрадях

5



3


Изучение новой темы










Таблица «Строение бактериальной клетки», рис.14 и рис.9 учебника.


Презентация «Бактерии»

Слайды № 5-6





















Слайд № 7







Слайды № 8-9


Проводится на основе фронтальной беседы с оцениванием индивидуального результата

Задание 1: Ребята найдите в учебнике перевод слова «бактерия» с греческого на наш язык (палочка). Посмотрите на таблицу «Строение бактериальной клетки» и объясните, почему их так назвали?

Задание 2: Все ли бактерии имеют палочковидную форму? Какими они ещё могут быть по форме? Найдите в учебнике названия бактерий соответствующие их форме.

Задание 3: -Рассмотрите клетку бактерии на рис. 14( стр.27). Назовите основные части бактериальной клетки? Зарисуйте её в тетрадь.

Задание 4: -Сравните этот рисунок с рис.9 (стр. 21). В чём главное отличие бактериальной клетки от клеток растений и животных?


Класс разбивается на 4 группы. Каждой группе дается текст с описанием различных групп бактерий (приложение №1)

Время работы в группах 4 минуты. Предлагается ответить на вопросы, записанные на доске:

  • Где встречаются бактерии?

  • Какие условия необходимы им для жизнедеятельности?

  • Какое значение они имеют в природе и жизни человека?

Учитель дополняет ответы учащихся и предлагает определить на какие группы по особенностям жизнедеятельности можно разделить все Бактерии (Сапрофитные и Болезнетворные)




Обучающиеся находят перевод слова «Бактерия» , высказывают своё мнение по поводу такого названия.



Обучающиеся рассматривают таблицу : «Разнообразие бактерий». Изучают текст учебника с описанием форм бактериальных клеток и называют их.


Зарисовывают в рабочие тетради строение бактериальной клетки, подписывают основные её части.



Учащиеся отвечают на вопросы и записывают вывод в тетради: Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы.


Один из группы представляет результаты работы.

При правильной работе группы, каждый участник получает бонус, выступающий – два.



Оформляют таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека» и сверяют свои ответы с таблицей в презентации (слайд № 7)


Учащиеся делают вывод о жизнедеятельности бактерий и значении в природе. Записывают вывод в рабочие тетради.




2






3






5




4






5



4


4

Проверка понимания учащимися новой темы


Создание синквейна на тему «Болезнетворные бактерии».





Тест 1 –выбрать 1 правильный ответ

Тест 2- выбрать все правильные ответы.

Тест 3- заполнить пропуски в тексте


Бактерии.

Болезнетворные, опасные и злобные.

Проникают, заражают, ослабляют. У кого в гостях бывают, те от них всегда страдают! Укрепляй иммунитет и здоровым будь 100 лет!

Учащиеся осуществляют само- и взаимоконтроль тестовой работы.

2








5

5

Итог урока, рефлексия


Вернемся к началу урока и вспомним ключевые вопросы:

  • Какая особенность строения отличает бактерии от других живых организмов?

  • На основании, каких признаков организмы объединяют в царство бактерий?

  • Какова роль бактерий в природе и жизни человека?

  • Какие условия благоприятны для их существования, а какие приводят к их гибели?

Оцените свою работу на уроке:

Обучающиеся выбирают смайлики из набора, лежащего на столе

( приложение 2).

-На уроке я работал активно или нет?

-Своей работой я доволен или нет?

-Мое настроение стало лучше ?

- Мое настроение стало хуже?

Определите свою отметку по количеству бонусов и предложите ее.

Кого из своих одноклассников ты бы отметил на уроке и за что.



Ответы на поставленные вопросы обучающиеся записывают в тетрадь в таблицу «Вред и польза бактерий»






4

















2

6

Домашнее задание


&7, стр. 26-29

Подготовить сообщение о болезнетворных бактериях


3









Приложение №1


1 группа : Бактерии гниения


Гнилостные бактерии (putrefactive bacteria)— бактерии, развивающиеся на мертвом органическом веществе и участвующие в процессе гниения (см. Гниение). Гнилостные бактерии являются анаэробами (организмы, способные жить в бескислородной среде, необходимый для жизни кислород получают посредством расщепления кислородсодержащих органических соединений), обладающими мощными протеолитическими ферментами, с помощью которых они расщепляют белки на полипептиды и аминокислоты, подвергаемые затем дезаминированию или декарбоксилированию (напр., бактерии родов Bacillus и Pseudomonas). Гнилостные бактерии доставляют человеку большие неприятности при хранении продуктов питания. Особенно подвержены воздействию гнилостных бактерий фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия, рыба. Если в молоко проникнут гнилостные бактерии, то через несколько часов оно приобретает неприятный запах и вкус. Бактерии, разлагающие жиры, делают сливочное масло прогорклым. Чтобы продукты не портились, их хранят в холодильнике, в сухом виде, т.е. создают неблагоприятные условия для жизни бактерий. Для предохранения продуктов от порчи применяют так же стерилизацию, засолку, копчение, и др. Однако спороносные, галофильные и психрофильные формы Гнилостные бактерии способны вызывать порчу даже засоленных или замороженных продуктов. В некоторых технологических процессах (удаление шерсти со шкур животных, мягчение кож, химическая чистка одежды и др.) употребляются ферментативные препараты, получаемые из культур Гнилостных бактерий. Бактерии гниения являются своеобразными санитарами нашей планеты. Они разрушают сложные органические вещества трупов животных и растений, выделений живых организмов и тем самым способствуют образованию перегноя.


2 группа: Почвенные бактерии


Почвенные бактерии подготавливают пищу для растений. Они превращают перегной в минеральные вещества, которыми питаются растения.

За сутки каждая бактерия потребляет такое количество пищи, которое превышает ее вес в сотни раз. Однако, несмотря на большую способность бактерий к размножению, перенаселения не происходит потому, что в любой почве содержится ограниченный запас пищи Для них. Кроме того, миллиарды бактерий погибают от жары, холода и других неблагоприятных условий, их поедают простейшие животные.

Бактерии густо населяют почву в верхних ее слоях, но отдельные виды их встречаются на глубине около метров. В плодородных почвах, богатых органическими веществами, бактериальное население очень многочисленно и разнообразно. В 1 грамме почвы содержится 3—4 более миллиардов различных видов бактерий. Только в 25-сантиметровом слое почвы общий вес те микробов может достигать 3 тонн на 1 гектар и выше.

Живучесть бактерий поразительна. Многие бактерии при неблагоприятных условиях (например, при высыхании почвы) образуют споры, то есть они способны покрываться плотной оболочкой (цистой) и в этой упаковке сохранять свою жизнеспособность более 100 лет. При смачивании водой плотный поверхностный слой спор набухает, и бактерия вновь пробуждается к жизни.







3 группа: Клубеньковые бактерии


Среди бактерий есть симбионты, например, бактерии ризобиум, которые живут в клубеньках на корнях бобовых растений и синтезируют белок из атмосферного азота. Данные палеонтологии свидетельствуют о том, что самыми древними бобовыми культурами, имевшими клубеньки, были некоторые растения, принадлежащие к группе Eucaesalpinioideae.

У современных видов бобовых растений клубеньки обнаружены на корнях многих представителей семейства. Из 13 000 видов (550 родов) бобовых растений наличие клубеньков выявлено пока только приблизительно у 1300 видов (243 рода). Сюда в первую очередь относятся виды растений, использующиеся в сельском хозяйстве (более 200).

Клубеньковые бактерии снабжают бобовое растение азотом, который фиксируют из воздуха. Растения же, в свою очередь, поставляют бактериям продукты углеводного обмена и минеральные соли, необходимые им для роста и развития. Многие виды клубеньковых бактерий способны синтезировать витамины группы В, а также ростовые вещества типа гетероауксина

(-индолилуксусная кислота).

Для клубеньковых бактерий характерно поразительное разнообразие форм — полиморфность. Клубеньковые бактерии могут быть палочковидными и овальными. Среди этих бактерий встречаются также фильтрующиеся формы, L-формы, кокковидные неподвижные и подвижные организмы.

Клубеньковые бактерии —развиваются при незначительных количествах кислорода в среде, предпочитающие, однако, аэробные условия.

Для развития большинства культур клубеньковых бактерий требуется оптимальная температура в пределах 24—26°. При 0° и 37 °С рост приостанавливается.

Для развития клубеньков оптимальная влажность 60—70% от полной влагоемкости почвы. Минимальная влажность почвы, при которой еще возможно развитие клубеньковых бактерий в почве, приблизительно равна 16% от полной влагоемкости. При влажности ниже этого предела клубеньковые бактерии обычно уже не размножаются, но тем не менее они не погибают и могут длительное время сохраняться в неактивном состоянии. Недостаток влаги приводит и к отмиранию уже сформировавшихся клубеньков.

Избыточная влажность, как и ее недостаток, также неблагоприятна для симбиоза — из-за снижения степени аэрации в зоне корней ухудшается снабжение корневой системы растения кислородом. Недостаточная аэрация отрицательно влияет и на живущие в почве клубеньковые бактерии, которые, как известно, лучше размножаются при доступе кислорода. Тем не менее высокая аэрация в зоне корней приводит к тому, что кислород начинают связывать восстановители молекулярного азота, снижая степень азотфиксации клубеньков.

Важную роль во взаимоотношениях клубеньковых бактерий и бобовых растений играет температурный фактор. Температурные характеристики разных видов бобовых растений различны. Экологическая адаптация к температурному фактору у клубеньковых бактерий значительно меньше, чем у многих типичных сапрофитных форм. Это объясняется тем, что естественной средой обитания клубеньковых бактерий являются ткани растений, где температурные условия регулируются растением-хозяином.

Являясь симбиотическими организмами, клубеньковые бактерии распространяются в почвах, сопутствуя определенным видам бобовых растений. После разрушения клубеньков клетки клубеньковых бактерий попадают в почву и переходят к существованию за счет различных органических веществ подобно другим почвенным микроорганизмам. Почти повсеместное распространение клубеньковых бактерий является доказательством высокой степени их адаптируемости к различным почвенноклиматическим условиям, способности вести симбиотический и сапрофитный способ жизни.





4 группа: Молочнокислые бактерии


Молочнокислые бактерии — группа микроаэрофильных грамположительных микроорганизмов, сбраживающих углеводы с образованием молочной кислоты как одного из основных продуктов. Молочнокислое брожение стало известно людям на заре развития цивилизации. С тех пор им пользуются в домашних условиях и в пищевой промышленности для переработки и сохранения еды и напитков. Традиционно к молочнокислым бактериям относят неподвижных, неспорообразующих кокковидных или палочковидных представителей отряда Lactobacillales (например, Lactococcus lactis или Lactobacillus acidophilus). В эту группу входят бактерии, которые используются в ферментации молочных продуктов, овощей. Молочнокислые бактерии играют важную роль в приготовлении теста, какао и силоса. из группы молочнокислых бактерий.

Дальние родственники— бифидобактерии часто рассматриваются в одной группе с молочнокислыми бактериями. Некоторых представителей аэробных спорообразующих родов Bacillus (например, Bacillus coagulans) и Sporolactobacillus (например, Sporolactobacillus inulinus) иногда включают в группу молочнокислых бактерий из-за сходства в метаболизме углеводов и их роли в пищевой промышленности.

Одним из наиболее распространенных видов молочнокислых бактерий является Lactococcus lactis. Это неподвижные кокки, не образующие спор, хорошо окрашиваются анилиновыми красителями и по Граму, в молодом виде имеют форму стрептококка. На мясо-пептонном агаре дают точечные круглые колонии, в толще агара — чечевицеобразные. L. lactis разлагает сахар без образования газов на две молекулы молочной кислоты. Наиболее благоприятная для развития температура составляет +30-35 °C.

Молочнокислый лактококк постоянно встречается в самопроизвольно скисшем молоке. Под воздействием этой бактерии молоко обычно свертывается в течение первых 24 часов. Когда содержание молочной кислоты достигнет 6-7 г на литр, сбраживание сахара прекращается, так как более высокая кислотность губительно воздействует на молочнокислый лактококк.

Lactobacillus bulgaricus - болгарская палочка. Бактерия названа так, потому что в свое время была выделена из болгарского кислого молока «ягурта». Бесспоровая неподвижная бактерия, достигающая 20μ в длину и часто соединяющаяся в короткие цепочки.

Является термофильной, и лучше всего растет при температуре от 40 °C. Молоко свертывает быстро, причем содержание молочной кислоты в нем доходит до 32 г/л, что в пять раз больше, чем при заражении молочнокислым стрептококком.

В природе молочнокислые бактерии встречаются на поверхности растений (например, на листьях, фруктах, овощах, зёрнах), в молоке, наружных и внутренних эпителиальных покровах человека, животных, птиц, рыб. Таким образом, помимо своей роли в производстве пищи и кормов, молочнокислые бактерии играют важную роль в живой природе, сельском хозяйстве и нормальной жизнедеятельности человека. Влияние ускоренной индустриализации производства молочнокислых бактерий, основанной на небольшом числе адаптированных для заводов штаммов, на природное разнообразие этих бактерий и здоровье человека пока остаётся неизученным.



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация

«БАКТЕРИИ ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ »

презентация учителя

презентация








Приложение №2 Раздаточный материал

Бонусы





Смайлики

Работал на уроке активно! На уроке был пассивен!

Настроение улучшилось . Настроение ухудшилось.