Урок «Четырехугольники»
Класс: 8
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Обеспечить закрепление определений, свойств, признаков фигур, до уровня, который поможет учащимся успешно сдать тематический зачет.
Способствовать выработки у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов: в чем сходство и различие изучаемых геометрических фигур.
Создание определенной эмоциональной настроенности через восприятие сказки.
Подготовка к уроку: За две недели в кабинете математики были вывешены задания в 2-х вариантах, аналогичные которым будут на зачете. (Приложение № 1)
Оборудование:
Раздаточный материал для работы в группах. (Приложение № 1)
1. Карточки “разрезные теоремы”.
2. Карточки с вопросами и задачами.
Для успешного проведения урока большую роль играет оформление доски.
Оформление на доске:
1. “Окружающий нас мир – это мир геометрии”. (Приложение № 2, слайд №1) Александров А.Д.
2. Плакат со свойствами четырехугольников. (Приложение № 1)
3. Родословная данных фигур (заполняется по ходу урока).
План урока.
Организационный момент (1 мин.)
Сказка “Родственники” (7 мин.) (Приложение № 1)
Повторение определений, свойств, признаков фигур. (3 мин.)
Составление родословной фигур. (1 мин.)
Доказательство теорем (8 мин.)
Работа в группах (20 мин.)
Работа с “разрезными” теоремами
Решение задач по карточкам.
Подведение итогов урока. (1 мин.)
Ход урока
1. Этап. Сообщение учителя о работе на уроке.
Сегодняшний урок у нас будет не совсем обычный, он будет сказочный. Сейчас к вам придут геометрические фигуры и расскажут о себе. Мы прослушаем сказку, повторим определения, свойства, признаки геометрических фигур, составим их родословную. Далее прослушаем, доказательство теорем и будем работать в группах (работа организована динамическими парами). Выполняя одно и тоже задание, они могут консультироваться друг с другом, сверять результаты. (1 группа – “сильные”, 2 группа – “средние”, 3 группа – “слабые”. )
Тема “четырехугольники” одна из важных тем после темы “треугольники”. Сведения о четырехугольниках широко применяются при изучении последующих разделов геометрии. Ваша задача хорошо повторить и закрепить знания по этой теме, для успешной сдачи зачета.
2. Этап. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
Сказка “Родственники”. Сказка активизирует процесс мышления учащихся, во время прослушивания они повторяют свойства фигур. Это поможет в дальнейшем составить родословную. (В роли ведущего – старшеклассник, в ролях – учащиеся драматического кружка, держат перед собой плакаты с геометрическими фигурами).
Фронтальная беседа. Определения, свойства, признаки фигур.
При фронтальном опросе учащихся, обращать внимание не только на особые свойства фигур, но и на все свойства данной фигуры, что очень важно при решении задач. Когда у ученика возникают затруднения, то используем плакат “свойства фигур” (слайд № 2).
Ответить на вопросы учителя:
Какая фигура называется четырехугольником?
Определение параллелограмма.
Свойства параллелограмма.
Признаки параллелограмма
Определение прямоугольника.
Особое свойство прямоугольника.
Перечислите все свойства прямоугольника.
Определение ромба.
Особое свойство ромба
Перечислите все свойства ромба
Определение квадрата
Перечислите все свойства квадрата
Определение трапеции
Какая трапеция называется равнобедренной? Прямоугольной?
Квадрат – это ромб, у которого…
Квадрат – это прямоугольник, у которого…
Чтобы способствовать выработке у школьников желания обобщить изучаемый материал, в чем сходство и различие фигур, учитель предлагает составить родословную данных фигур.
Составление родословной фигур (на доске +слайд № 3)
Чтобы заполнить пустые ячейки, надо ответить на вопросы.
От какой фигуры произошли?
Назовите фигуры, которые являются четырехугольниками?
Фигуры, обладающие всеми свойствами параллелограмма?
Какие фигуры не являются параллелограммами?
3 Этап. Проверка знаний.
Доказать у доски теоремы: Признак “Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник-параллелограмм”. Свойство “В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны”. Особое свойство ромба “Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят его углы пополам”. Доказывают теоремы “сильные” учащиеся, 2-3 чел.
1) Работа в группах (“сильные, “средние”, “слабые” – по 4 чел. ).
Пока учащиеся готовятся к доказательству теорем, другие ученики собирают “разрезные” теоремы. Теорема разрезается на части и смешивается с разрезными частями другой теоремы; ученики собирают теоремы “Диагонали прямоугольника равны” и “Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник параллелограмм”. ) Учитель наблюдает за работой групп учащихся, отмечает учащихся, которые справились с заданием, помогает группе “слабых”, которые не могут разложить карточки.
Для быстрой проверки ученик посчитает сумму номеров карточек, 20+13+7=40, 23+5+17=45 и сообщает учителю.
Прослушав доказательство теорем, учитель предлагает каждой группе, выбрать карточку, сообщая им об уровне сложности.
1 вариант (обязательный уровень), 2-3 вариант (базовый уровень)
1. Ответить на вопросы (различие геометрических фигур)
Правильные ответы 1 вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | в | а | д | р | а | т |
Правильные ответы 2-3 вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
т | е | о | р | е | м | а |
Ответы записывают в таблицу, которая имеется в карточке.
2. Задача № 1, на применение определения и признака параллелограмма, первую задачу (рис. на слайде № 4) можно заслушать устно.
3. Задача № 2 и № 3 на применение свойств фигур.
4. Задачи № 2 и № 3 (рис. на слайде № 5) учащиеся выполняют в тетради, для контроля работы в группах рекомендуется выполнить на доске те задания, с которым не справилось большинство учащихся.
5. Задание, задача № 4 на построение симметричных фигур. (слайд № 6, № 7)
4 Этап. Подведение итогов.
Оценки выставляются учащимся за доказательство теорем, за правильное выполнение заданий при работе группами.
Задание на дом: вопросы 6 – 20 (стр. 114), для закрепления свойств – кроссворд “Четырехугольники”, (Приложение № 1), обязательный уровень № 405(а), № 410, дополнительный уровень № 383.