СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Чистая вода"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. Целью урока было донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Кроме этого, необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Чистая вода"»

Министерство образования Республики Мордовия Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Саранский строительный техникум»













ЧИСТАЯ ВОДА



Специальность: 250203 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Группа: ТЛ-1

Курс: 1

Автор: Гарькова А.Н.., преподаватель ССТ













Саранск





Пояснительная записка

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал экологию приоритетным направлением российской политики. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. К сожалению, экологическая ситуация в России и в целом в мире свидетельствует о резком ухудшении состояния источников пресной воды. Число фактических и потенциальных загрязнителей поверхностных и грунтовых вод исчисляется тысячами. Так, в России состояние около 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения не отвечает санитарным нормам. Наряду с вышеперечисленными обстоятельствами особую обеспокоенность вызывает и невысокий уровень экологического сознания населения. В связи с этим представляется актуальным и необходимым создание новой модели экологического воспитания граждан и, прежде всего, молодежи. Основа новой модели воспитания – это осознание молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России. Проведение Всероссийского Урока чистой воды явится важным шагом по привлечению молодежи к выполнению государственной программы «Чистая вода», к решению экологических проблем России, к повышению уровня экологической культуры молодежи и формированию позитивного рейтинга ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - инициатора проекта «Чистая вода».

Цель проведения Урока - воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России. Как отметил Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, бережное и рачительное отношение к воде должно стать правилом хорошего тона.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации о проведении Всероссийского Урока Чистой в Саранском строительном техникуме разработан и проведен данный урок с группой студентов 1 курса.











Тема урока: Чистая вода

Цели урока:

1. Донести до сознания обучающихся техникума понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.

2. Необходимо побудить обучающихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи:

1. Донесение информации о водных ресурсах мира, России, Мордовии и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.

2. Обсуждение плана мероприятий по оздоровлению экологической водной среды региона (местности);

3. Информация о проекте ВПП “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “Чистая вода”, ставшем основой государственной программы “Чистая вода”;

Основные содержательные линии урока:

1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.

2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.

3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.

4. Примеры экологических проектов, направленных на сохранение чистой воды.

Структура урока:

1. Постановка проблемы, инициирование дискуссий о состоянии водной среды в России, в регионе, в местности.

2. Пробуждение познавательной активности, критического мышления и вовлечения школьников и молодежи в продуктивное общение по улучшению ситуации с водными ресурсами.

3. Оформление домашнего задания по коллективному и личному участию школьников и молодежи по программе “Чистая вода”.

Оборудование: фильм на тему " Водные богатства России" (10 минут), таблицы "Расход воды на различные нужды", рисунки на экологическую тему, рефераты учащихся о воде.

План урока Чистой воды:

I. Организационная часть. Вводное слово преподавателя.

II. Основная часть:

1. Показ фильма на тему " Водные богатства России" (10 минут).

2. Выступления учителя о водных ресурсах региона и их состоянии.

3. Работа исследовательских групп

4. Дискуссия на тему урока.

III. Обобщение и подведение итогов.

IV. Домашнее задание – составление плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.


Ход урока:


I. Организационная часть: Здравствуйте дорогие студенты, уважаемые гости. Мы приветствуем вас на мероприятии, которое называется «Чистая вода».

А начать хочется со слов А. Сент-Экзюпери

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете».

Миллиарды лет назад в холодном газопылевом облаке, со временем сгустившемся, уплотнившемся и ставшем Землей, уже содержалась вода. В процессе исследований Вселенной установлено, что исходные элементы для образования воды - водород и кислород - в нашей Галактике принадлежат к самым распространенным веществам космоса. Вся жизнь человека с момента его рождения и до самой смерти связана с водой.

Вода – одно из самых распространенных и в то же время одно из самых удивительных веществ на Земле.


II. Основная часть:

1. Показ фильма на тему "Водные богатства России" (10 минут).

Врезками внутри видеоролика транслируются: Приложение 2

А) Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлова Б.В. о проекте ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Чистая вода" и созданной на его основе государственной программе "Чистая вода" (1.5 минуты);

Б) Выступление заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, координатора проекта ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" " Чистая вода" Орловой С.Ю. (1.5 минуты);

В) Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (1 минута);

Г) Выступление Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ТрутневаЮ.П. (1 минута).

2. Выступления учителя о водных ресурсах Мордовии и их состоянии:

Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной (демонстрирует глобус). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле не осталось бы. Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилось в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходимо для процесса фотосинтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности – как сырье и растворитель.

Но все рано или поздно кончается. Даже у самых запасливых людей припасы когда-то подходят к концу, и приходится думать – как жить дальше, где добывать хлеб свой насущный.

Вода – вещь не менее важная, чем хлеб, тот же предмет первой необходимости. Вода источник жизни и всего живого. Когда она есть – никто о ней не думает, не заботится. Но когда начинаются перебои с водой – это касается буквально всех и каждого.

Пока перебои с водой в Саранске происходят только лишь из-за разного рода аварий.

Но есть, проблема посерьезней, чем аварии. Она заключается в том, что те мощности, за счет которых обеспечивается водоснабжение города, уже практически выработали свой ресурс. И, в скором времени, по оценкам специалистов, хорошей, качественной воды в Саранске не будет. Из-за практически не контролируемого водозабора в черте Саранска, который в 3-4 раза превышает, установленную норму, уровень артезианских вод здесь понизился в среднем на сто и более метров. Все это произойдет не сразу. Качество воды будет ухудшаться постепенно. А ведь возможно скоро качественной воды в Саранске не останется и останется ли она вообще?

Человечество издавна уделяло большое внимание воде, поскольку было хорошо известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Исследование ее всегда являлось актуальным. Без пищи человек может прожить месяц, а без воды всего несколько дней. Народная мудрость гласит: родник – не просто источник питьевой воды, это живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим.

Точное количество родников и источников в Саранске неизвестно, многие из них возникают стихийно, люди просто пользуются, не затрудняя себя проверкой качества воды. Большинство источников не обустроены, земля осыпается, воду набирать неудобно, можно зачерпнуть с грязью, тем более весной, в период таяния снега. При всей своей популярности родники не являются источниками водоснабжения в городе, и значит, следить за ними санитарные врачи не обязаны. Они проверяют качество святой воды только по просьбам горожан.

Анализ показал, что вода из родников по химическому составу действительно лучше водопроводной: она мягче, в ней гораздо меньше фтора, железа, мало хлоридов и других не полезных для человека соединений. Кроме того она вкуснее, прозрачнее, ее просто приятно пить, но любителям ледяной родниковой водицы рано вздыхать с облегчением.

По очень важному показателю – бактериологическому – эту воду пить не рекомендуется, в ней обнаружена кишечная палочка, повышенное содержание бактерий. Так что вместо пользы она нанесет большой ущерб здоровью и, наверное, стоит хорошо задуматься, какую воду предпочесть.

А специалисты говорят, что подземные воды иссякают, родников становится все меньше, струйки воды в них все слабее, не исключено, что станут они скоро большой редкостью и будем как в сказке ездить за водой за тридевять земель в тридесятое царство.

На этом проблемы жителей Мордовии и Саранска не заканчиваются, еще одна из них – это концентрация фтора, она превышает все допустимые нормы, оптимальный вариант 0,8–1 мл на литр воды. В водопроводных сетях Саранска содержание фтора составляет 2–2,4 мл/л. Белые и желтые пятна на зубах жителей не кариес, а флюороз, вызванный переизбытком фтора.

Еще в советские времена переизбыток фтора в питьевых водах Мордовии и Саранска приезжали изучать ученые из Казани и Ижевска.

Дети особенно чувствительны к избытку фтора, который оказывает на них самое негативное влияние: у 7–15 летних замедляется рост, у 13–15 летних задерживается половое развитие.

Избавиться от фтора не помогут ни фильтры, ни употребление только кипяченой воды и молока в большом количестве. Молоко фтор из организма не выводит. И в кипяченой воде он присутствует. Еще долго мы будем оставаться заложниками питьевой воды.

Будущее Мордовии, России и мира в целом их экология, чистота их рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

Все мы должны понимать:

1. От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных!

2. Чем чище вода – тем лучше экология и красивее природа!

3. Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять?

4. Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, грязная и отравленная вода – это смертельная угроза для всего живого!

В заключении хочется отметить, что запасы водных ресурсов наравне с качеством воды являются одними из наиболее важных проблем современности, и от их решения зависит в конечном итоге будущее человечества. А закончить свое выступление хочется словами:

Мы смотрим едва ль не с восторгом,

Отринув и совесть, и страх,

Как наша любимая Волга

Страдает у всех на глазах.

Да что ж это, братцы, такое?

Мертвеет живая вода.

Беда ведь не только с рекою,

А снами со всеми беда.

Н.Е.Палькин

3. Работа исследовательских групп:

1-ая группа экспертов экологов:

Мы хотели бы поговорить о проблеме грязной, некачественной воды в нашем городе. Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани – кровь, мозг, жировая ткань – больше чем наполовину (65%) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90%. Все химические реакции вещества при любом процессе в организме протекают в растворах. Понятно, что чем чище вода, которую мы пьем, тем лучше для нашего организма.

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и пищей, составляет, в зависимости от климатических условий, физиологического состояния и физических нагрузок, 3-6 л в сутки.
К сожалению, вода практически никогда не бывает чистой, то есть всегда содержит какие-то примеси и растворенные вещества. Она растворяет в себе огромное количество химических веществ, как органических, так и неорганических. Некоторые из них сами по себе и не очень вредны для организма, но становятся вредными при контакте с другими. Другие же полезны, но сочетания могут приносить вред, в целом не сравнимый с пользой. Другая разновидность примесей - микроорганизмы, которые вызывают массу заболеваний: бактерии, вирусы, грибы, простейшие и т.д. Известно, что поступление в организм с питьевой водой веществ, в концентрациях выше предельно-допустимых, может вызвать необратимые изменения в работе важнейших систем жизнедеятельности человека.
Существуют различные методы очистки воды для приведения ее к норме. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
1. Предварительная очистка воды
Если в качестве источника водоснабжения для приготовления питьевой воды используются поверхностные и подземные воды, требуется проведение тщательной предварительной очистки, которая включает в себя:
• первичное отстаивание с применением или без применения реагентов, в зависимости от состава исходной воды,
• коагуляция (т.е. введение в обрабатываемую воду солей алюминия, железа или полиэлектролитов), для укрупнения взвешенных и коллоидных частиц и перевода их в фильтруемую форму,
• механическая очистка воды с помощью фильтрования. Очистка воды с помощью фильтрования применяется для самых различных целей. Для очистки воды, подаваемой из общественных водопроводных сетей, как правило, применяется тонкое фильтрование с использованием: фильтров обратной промывки или патронных фильтров (данный тип фильтров представляет собой колбу со сменным фильтрующим элементом – патроном (картриджем), по истечении срока службы которого, производится замена на новый фильтрующий элемент)).
В технике подготовки воды из подземных или поверхностных источников водоснабжения наиболее широко применяют скорые напорные фильтры. В качестве фильтрующего материала в зависимости от целей фильтрации применяется кварцевый песок, антрацит, доломит.
2. Очистка воды от железа
Решение проблемы очистки воды от железа представляется довольно сложной и комплексной задачей, в связи с этим вряд ли возможно установить какие-либо универсальные правила очистки.
Наиболее часто используемыми методами при очистке воды от железа являются:
• аэрация, т. е. Нагнетание воздуха и интенсивный процесс окисления в емкости. Расход воздуха для насыщения воды кислородом составляет около 30 л/м3.
• обработка воды сильными окислителями – озон, хлор, гипохлорит натрия, перманганат калия.
• фильтрование через модифицированную загрузку (пропускание воды через материалы для удаления железа, которые осуществляют не только очистку воды от окисленного железа (осадка), но и от растворенного железа с помощью химического взаимодействия.
Типичная картина, которая наблюдается при подъеме железистой воды из скважины, такова: вначале вода, выкачанная из скважины, абсолютно прозрачна и кажется чистой, но проходит несколько десятков минут и вода мутнеет, приобретая специфический желтоватый цвет. Через несколько часов муть начинает оседать, образуя рыхлый осадок.
Российские санитарные нормы ограничивают концентрацию железа в воде для хозяйственно-питьевых нужд в пределах 0,3 мг/л. Все многообразие методов, применяемых в технологии очистки воды от железа, можно свести к двум основным типам – реагентные (для восстановления фильтрующих свойств загрузки используется дополнительный реагент) и безреагентные (для восстановления фильтрующих свойств загрузки используется промывка водой). Очистку от железа поверхностных вод можно осуществлять лишь реагентными методами, а в очистке от железа подземных вод распространение получили оба метода.
3. Очистка воды от солей кальция и магния. С жесткой водой сталкивается каждый, достаточно вспомнить о накипи в чайнике. В жесткой воде хуже пенится стиральный порошок и мыло. Жесткая вода не годится при окрашивании тканей водорастворимыми красками, в пивоварении, производстве водки, негативно влияет на стабильность майонезов и соусов. Чай и кофе тоже лучше заваривать мягкой водой.
Жесткость воды определяется суммарным содержанием в ней растворенных солей кальция и магния. Жесткость пресных природных водоемов меняется в течение года, имея минимум в период паводка.
В тех случаях, когда вода слишком жесткая и её необходимо умягчить, применяют следующие методы очистки воды:
•термический, основанный на нагревании воды,
•дистилляция или вымораживание
•реагентный
•ионообменный
•обратный осмос
•электродиализ
•и комбинированный, представляющего собой различные сочетания перечисленных методов.
4. Очистка воды обеззараживанием.
Обеззараживание питьевой воды имеет важное значение, так как это последний барьер на пути передачи связанных с водой бактериальных и вирусных болезней. Обеззараживание воды является заключительным этапом подготовки воды питьевой кондиции. Использование для питья подземной и поверхностной воды в большинстве случаев невозможно без обеззараживания.
Обычными методами обеззараживания при очистке воды являются:
• хлорирование путем добавления хлора, диоксида хлора, гипохлорита натрия или кальция;
•озонирование воды;
•ультрафиолетовое облучение.
Другие способы обеззараживания (воздействие ионов благородных металлов, ультразвук, радиоактивное излучение) крайне редко применяются в централизованных системах водоснабжения.
Конкретный способ обеззараживания определяется с учетом производительности и затрат.
5. Очистка воды на активированном угле.
Очистка воды на активированном угле чаще всего применяется на одной из последних ступеней очистки и является одним из классических способов получения питьевой воды. Такую дополнительную очистку воды необходимо в тех случаях, когда требуется устранить незначительные нарушения показателей цветности, вкуса и запаха воды. Активные угли также используются для очистки муниципальной водопроводной воды от хлора и хлорсодержащих соединений.
6. Очистка воды обратным осмосом.
С помощью этого метода можно проводить глубокую очистку воды. При оптимальных значениях температуры и давления подаваемой воды, степень очистки воды обратным осмосом составляет 95-98%. Разделение воды и содержащихся в ней веществ достигается с помощью полупроницаемой мембраны, Через микроскопически малые поры этих мембран, могут пройти только молекулы воды и кислорода, а микроорганизмы, растворенные в воде соли и органические соединения и т.п. задерживаются мембраной.
Особые преимущества обратного осмоса заключаются в его высокой экологической безопасности.
При очистке воды методом обратного осмоса получают питьевую воду наивысшего качества!
На практике при решении задачи получения чистой воды для бытовых или производственных нужд, требуется обязательное проведение анализа состава воды. И только после него можно говорить о выборе методов очистки воды и о количестве ступеней очистки, входящих в систему.
В заключении обратимся к словам писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, ни ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь!». Именно такой и должна быть чистая вода!


2-ая группа экспертов экологов:

Нашей задачей было рассмотреть состояние родников нашей республики. Величайший ученый Луи Пастер утверждал, что человек выпивает 90% своих болезней. Зная, что основная составляющая человеческого организма - вода, трудно не согласиться с подобным утверждением.

В своем первозданном по составу виде, живая и подвижная родниковая вода доходит до нас. Пробираясь из недр Земли к поверхности, родниковая вода проходит естественную и идеальную очистку песком и гравием.

Кроме того, естественная фильтрация сохраняет природные характеристики воды, ее структуру и свойства, она богата кислородом и не подлежит кипячению, являясь «живой водой». Но среди всех «за» есть некоторые «против». Прежде всего, это неупотребление родниковой воды из непроверенных источников, расположение источников в очень отдаленных местах, к которым ограничен доступ на транспорте, малая скорость поступления воды из недр, способствующая медленному набиранию емкостей, и короткий период хранения, связанный с потерей органолептических качеств.

Обладая лечебными свойствами, родниковые воды приятны на вкус и свежи, но, тем не менее, они тоже подвержены загрязнению. И в большей степени на загрязненность родников оказывает влияние наличие вблизи промышленных предприятий, делающих выбросы в окружающую среду.

Главная проблема всех родников заключается в том, что лишь малая часть их питается из большой глубины. Поэтому все, что попадает на почву, может легко просочиться и в воду.

Из-за этого качество родниковой воды в пределах города Саранска практически не подлежит контролю и особенно ухудшается в весенний период. В такой воде при лабораторном анализе обнаруживаются пестициды, фосфаты, тяжелые металлы, диоксины.

Как загрязняется родниковая вода, объясняется анализом путей формирования подземных стоков, питающие родники. Оказалось, что почти для многих родников источником служат атмосферные осадки, а нередко и воды техногенного происхождения. При сильном загрязнении почва перестает служить фильтрационным барьером. Атмосферные осадки вымывают вредные вещества, из загрязненной почвы формируя источники, содержащие загрязнённую воду.

Особенно опасны родники весной, когда начнется таяние снега. В родниковой воде могут появиться бензин, нефтепродукты и марганец, который при производстве добавляется в бензин. Эти вещества негативно влияют на обмен веществ, центральную нервную систему и процессы кроветворения.

Некачественная вода негативно влияет на здоровье человека. Тяжелые металлы, находящиеся в воде в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации, поражают различные органы и системы, прежде всего центральную, периферическую, сердечнососудистую. Влияет это и на печень, желудочно-кишечный тракт. Ртуть отравляет головной мозг. Присутствие в воде никеля и хрома может вызвать различные формы уродства у потомства, кадмий, мышьяк, хром, радионуклиды ведут к появлению злокачественных опухолей.

В зависимости от происхождения и близости различных промышленно-бытовых объектов, свалок и сточных вод, родниковая вода может быть загрязнена различными примесями, среди которых могут быть весьма ядовитые для организма химические вещества. Также в родниковой воде могут содержаться и различные микроорганизмы – бактерии, кишечные паразиты.

Наибольшая озабоченность качеством воды сегодня сконцентрирована на пестицидах и кишечных паразитах. Пестициды представляют опасность в тех областях, где вода поступает из подземных источников. Считается, что эти вещества являются фактором риска развития злокачественных новообразований, особенно рака молочной железы.

Бактериальная и паразитарная загрязненность питьевой воды долгое время считалась проблемой развивающихся стран. Однако все чаще микроорганизмы находят в водопроводной воде в развитых странах.

В родниковой воде может содержаться свыше тысячи загрязняющих компонентов. Кроме того существует опасность наличия в ней радиоактивных веществ, соединений свинца и опасных кишечных паразитов.

Качество воды в родниках зависит также от погодных условий. И если вода в роднике сегодня хорошая, никто не даст гарантии, что такой она будет и дальше. В любой момент может примешаться выброс из канализации (качество наших труб до сих пор оставляет желать лучшего), грязь от машин, несанкционированные сбросы промышленных предприятий и т. д.

Последствия периодического употребления родниковой воды могут быть разными. Существует риск заболеть инфекционными заболеваниями, испортить пищеварительный тракт или даже отравиться. В некоторых родниках Саранска присутствует кишечная палочка и вполне возможно появление болезнетворных микробов - дизентерии, сальмонеллезы, брюшного тифа и даже холеры. Пока не зафиксировано ни одного случая отравления, но ведь самые страшные заболевания возникают из-за длительного употребления некачественной зараженной воды.

Бактериологические показатели родников могут периодически изменяться, особенно в жаркие летние месяцы. По нормам Санпина в миллилитре родниковой воды должно быть не более 100 бактерий, но эта норма для некоторых мордовских родников на практике не соблюдается.

Следует помнить, что использование родниковой воды – это не панацея. Качество ее практически не подлежит контролю, может изменяться от сезона к сезону, и особенно ухудшается в весенний период таяния снегов.

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».


3-я группа экспертов экологов:

Мы хотели бы поговорить о очень актуальной для нашей республики проблеме – повышенного содержания фтора. Восточная мудрость гласит: “Ты то, что ты ешь”. Оказывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем.

Не каждая вода может служить для питья. Природные воды могут содержать минеральные примеси, некоторые из которых вредны для организма.

Фтор оказывает как позитивное, так и негативное влияние на здоровье человека. С точки зрения здоровья полости рта, частота стоматологических заболеваний обратно пропорциональна концентрации фтора в питьевой воде; существует также связь между концентрацией фтора в воде и флюорозом. С точки зрения здоровья вообще в регионах, где концентрации фтора высоки и в воде и в пищевых продуктах, случаи скелетного флюороза и переломы костей – распространенное явление. Тем не менее, есть и другие источники фтора. Обессоливание и обработка воды с помощью мембран и анионообменных смол удаляют из воды практически весь фтор. Использование такой воды в питьевых целях, значение для здоровья общества сильно зависит от конкретных обстоятельств. Основное задача – усилить положительный эффект присутствия фтора в питьевой воде (защита от кариеса), при этом снизив до минимума нежелательные проблемы полости рта и здоровья в целом.

Фтор достаточно широко распространен в литосфере, также фтор обнаружен в продуктах питания, в частности, в рыбе и чае.

В то время как большинство пищевых продуктов содержит следы фтора, вода и немолочные напитки являются основными источниками поглощаемого фтора.

Дополнительными источниками фтора являются зубная паста (особенно это касается маленьких детей, которые заглатывают большую часть пасты), чай – в тех регионах, где чаепитие является устоявшейся традицией, уголь (при вдыхании) в некоторых регионах Китая, где дома топят углем с очень высоким содержанием фтора. Абсорбция заглатываемого фтора происходит в желудке и тонком кишечнике.

По большей части фтор, изначально содержащийся в воде или добавленный, содержится там, в виде свободного фторид-иона.

Влияние поглощаемого фтора на здоровье рассматривалось Мултоном в 1942 г., что предшествовало исследованию, проведенному Гранд Рапидс; с тех пор проблемой постоянно занимается ряд организаций и отдельных ученых. Позднее был проведен детальный обзор по фтору и его влиянию на здоровье. Исследования и обзоры были сконцентрированы на переломах костей, флюорозах скелета, онкологических заболеваниях и отклонениях у новорожденных, однако затрагивали и другие отклонения, возможно вызванные или усугубленные фторированием. Фтор не является элементом, связанным в костных тканях необратимо. В период роста скелета относительно большая часть фтора, поступающего в организм, накапливается в костной ткани. «Баланс» фтора в организме, т.е. разница между поступающим и выделяющимся количеством может быть положительным или отрицательным. При поступлении фтора из материнского и коровьего молока содержание его в биологических жидкостях очень низкое (0,005 мг/л), а выделение с мочой превышает поступление в организм, при этом наблюдается отрицательный баланс. Фтор попадает в организм грудных детей в очень малых количествах, поэтому из костной ткани он выделяется во внеклеточные жидкости и покидает организм с мочой, что приводит к отрицательному балансу. Ситуация со взрослым населением противоположна – около 50 % фтора, поступающего в организм, депонируется в костной ткани, оставшееся количество покидает организм через систему выделения. Так, фтор может выделяться из костной ткани медленно, но на протяжении длительного периода. Такое соотношение возможно благодаря тому, что кость не является застывшей структурой, а формируется постоянно из питательных веществ, поступающих в организм .

При сравнении жителей разных континентов и внутри континента видна существенная разница заболеваемости. ВОЗ рекомендовала ввести индекс, который определяется у детей 12-летнего возраста (сюда включено количество пораженных, отсутствующих и залеченных зубов) в качестве наиболее подходящего индикатора. При данных обстоятельствах задачей здравоохранения является предотвращение вредного воздействия избыточных концентраций фтора в воде.

Тем не менее, когда риск заболеваний кариесом высок, эффект удаления фтора из централизованной системы питьевого водоснабжения будет комплексным. В Скандинавских странах, где гигиена полости рта находится на высоком уровне и широко используются альтернативные источники не имеющие фтора (например, зубная паста), практика безвозвратного удаления фтора из питьевой воды может не иметь особых последствий. С другой стороны, в некоторых развивающихся странах, где гигиена полости рта находится на достаточно низком уровне, фторирование воды в количестве 0,5-1 мг/л остается важной задачей общественного значения. Есть также страны, где наблюдается смешанная ситуация. В частности, на юге Англии заболеваемость находится под контролем и без искусственного фторирования воды; в других регионах, на северо-западе Англии, уровень заболеваемости выше и фторирование воды является важной мерой.

Выводы

Значение использования деминерализованной воды, необогащенной впоследствии фтором, зависит от:

• концентрации фтора в питьевой воде конкретного источника;

• климатических условий и объема потребляемой воды;

• риска заболеваний кариесом (например, употребление сахара);

• уровня знаний о проблемах полости рта в обществе и доступности альтернативных источников фтора для населения конкретного региона.

Тем не менее, необходимо решить вопрос общего поступления из других источников и установления разумной нижней границы употребления фтора для предотвращения его потери костной тканью.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Еще в древности Фалес Милетский говорил, что «Вода – первоначало всего», с этим высказыванием трудно не согласиться.


4. Дискуссия на тему урока в игровой форме

А теперь внимание на доску, как вы думаете, на какие цели в нашей стране используется вода?

Энергетика, ЖКХ, Сельское хозяйство, Рыбное хозяйство, Промышленность, Водный транспорт.

А теперь давайте определим доли расхода по данным направлениям, я попрошу одного из экспертов помочь мне. Перед нами водный диск, на котором показаны границы расхода, как вы думаете, большая часть расходов относится к какой из указанных областей (Тепловая и атомная энергетика – 49%).

Другие две части распределяются одинаково, как вы думаете какие? ЖКХ и Сельское хозяйство – по 16 %. Верно.

Следующая по величине небольшая доля тратится на промышленность – 12 %.

А оставшаяся наименьшая доля принадлежит судоходству и рыболовству – 7%.

Спасибо вам Денис.

У меня к вам вопрос, сколько воды как вы думаете, тратит каждый из вас в день?

А теперь посмотрим, сколько воды тратит в день Максим. Спасибо. Поблагодарим Максима.

III. Обобщение и подведение итогов.

Итак урок подходит к концу, мы узнали много нового и полезного о воде. Поняли значимость воды в нашей жизни. Определили нашу дальнейшую задачу экономии и сбережения водного богатства.

IV. Домашние задания – составление плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

И напоследок попросим экологов раздать памятки по сбережению воды, которыми вы можете воспользоваться сами и показать их своим близким и друзьям.













































Приложение В



















































Приложение Г

Рыболовное хозяйство



Промышленность





Судоходство





Сельское хозяйство


ЖКХ











Тепловая и атомная

энергетика































Приложение Д



СКОЛЬКО МНЕ НУЖНО ВОДЫ?





Твои дела

Расход воды, л

Количество раз



Сколько литров ты потратил?

Мыл руки

10



Чистил зубы

10



Мыл посуду

12



Принимал душ

20



Смывал в туалете

9



ИТОГ: