Тема урока: «Для чего мы читаем?»
Учитель: Армейская Елена Николаевна
Тип урока: обобщающий урок
Класс: 5-в
Приветствие (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как ваше настроение? …Готовы ли вы к предстоящим каникулам? …Мы с вами очень многого достигли в этом учебном году. Одно из важных достижений – это прочитанные нами произведения. Давайте вспомним, о чём же были эти произведения ….(сказки, о крепостном праве, о детстве, о природе, о войне, о смелости, о любви). Все ли произведения вы хорошо запомнили?.... Сегодня мы это проверим и подведём итог нашей работы. Зададимся вопросом: для чего мы читали книги? (Слайд 2) А для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить авторов, содержание книг и вникнуть в их смысл. Я предлагаю совершить путешествие во времени и попробовать разобраться, для чего мы читаем. А как же нам это сделать?... Верно! Нужна машина времени. Чудеса иногда случаются. Мне одолжили машину времени мои знакомые физики. Готовы отправиться в путешествие и встретиться с авторами прочитанных произведений? Но есть одна маленькая проблемка. Нам необходимо как-то объяснять, что мы из будущего. Нам ведь никто не поверит. Думаю, нужно заручиться поддержкой одного из величайших писателей, которого все знают, любят и читают. Как вы думаете, к кому нам необходимо сначала отправиться? …Конечно, к А.С. Пушкину! Итак, приготовьтесь. Вводим временные координаты. 5-4-3-2-1-0. Пуск! (Слайд 3, музыка МВ)
А.С. Пушкин за столом пишет.
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...
И что же дальше?.. Сказки конец? Нет. Должно победить добро! ... Что это за звук?
- Здравствуйте Александр Сергеевич!
- Здравствуйте! Кто вы? И почему так странно одеты?
- Вы не поверите. Но мы учащиеся 5 – го класса. Мы прилетели из будущего на машине времени, чтобы встретиться с выдающимися писателями и сделать вывод, важно ли читать книги.
-Конечно, важно. А откуда вы знаете, кто я?
- Так Вас все знают. Вы самый знаменитый писатель в мире. Выши книги читают и взрослые, и дети.
- Правда? И вы читали?
- Даже наизусть учили. Расскажем отрывок, ребята?
(Лукоморье)
- Как я рад! Значит вы можете мне помочь. Я пишу сказку, а названия никак не подберу. Вот послушайте отрывок.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
- Не печальтесь, Александр Сергеевич. Мы можем Вам помочь. Ребята, подскажите, как была названа эта сказка?
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
-Спасибо вам, милые дети. А я голову ломал…
- Это Вам большое спасибо за ваши сказки, стихи, романы. Мы на них растём и воспитываемся. Но и вы нам помогите. Нам необходимо встретиться и с другими известными писателями. Они также удивятся и не поверят, что мы из будущего. Не могли бы вы написать какое-то послание, чтобы мы его предоставляли писателям во время путешествия.
- Конечно.
«Дорогие мои братья по перу, к вам прилетели дети из будущего. Они хотят понять, какую пользу принесут им наши труды. Прошу Вас, верьте им и помогите. И знайте, если они прилетели к Вам, значит труд Ваш не напрасен, и проживёт века.
Ваш покорный слуга, А.С. Пушкин»
- Летите к Крылову Ивану Андреевичу. Чудесно пишет басни старик.
- Спасибо! Ну что, ребята, к Крылову? Летим! 5-4-3-2-1-0 (видео 1, музыка МВ)
3. И.А. Крылов пишет за столом
«Ах, я чем виноват?»
— «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — и в темный лес Ягнёнка поволок.
-Ну, вот закончил, наконец, а мораль к басне не идёт в голову…Что это за звук?...
Кто вы такие?
- Не пугайтесь, Иван Андреевич! Мы дети из 21 века. На машине времени переместились, чтобы встретиться с Вами.
- Что за чушь? Почему я должен верить?
- У нас есть письмо от А.С. Пушкина.
-От какого Пушкина? От Сергея?
-Нет, от его сына Александра.
-И что же пишет этот десятилетний юнец?
- Иван Андреевич, это сейчас он ребёнок, но когда-то он станет великим писателем. Прочтите его письмо.
-Возможно, возможно… Я слышал, он талантлив. (читает) Чудеса! И что же вы хотите от меня?
-Мы просто хотели встретиться с Вами, чтобы понять зачем мы читаем книги.
- Значит, я тоже знаменитый писатель?
-Конечно. Все дети знают ваши басни.
-А расскажите ка отрывок любой моей басни
(«Ворона и лисица»)
- Ух, молодцы. А может быть, вы мне поможете?
-С удовольствием.
- Вот написал басню, а мораль к ней в голову не идёт. Вы читали «Волк и ягнёнок»
-Конечно. Ребята, вспомните мораль сей басни
(У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.)
-Ох, спасибо, дети! Так рад, что многие века будут люди читать мои басни. Я ведь для вас пишу.
-Нам пора в путь! Прощайте, Иван Андреевич!
-Прощайте, дети… 5-4-3-2-1-0…(музыка МВ)
4. Н.В. Гоголь пишет за столом…
«…кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила, заметя притом, что один только Пацюк может помочь ему…»
-Вот напасть! Вакула должен добыть черевички. А как же он в Петербург попадёт? И кто ж ему там поможет до царицы добраться?.. Что это за звук?
- Здравствуйте, Николай Васильевич!
- Ох! Зря я писал о нечистой силе!..
-Не пугайтесь! Это дети из 21 века прилетели на машине времени, чтобы познакомиться с Вами.
- На какой машине? Что вы говорите?
-Посмотрите, у нас есть письмо от А.С. Пушкина.
-Точно его почерк. Откуда оно у вас?
-Мы уже встретились с ним .
-Пожалуй, поверю. Что же вы от меня хотите?
-Мы хотели познакомиться с Вами и понять, для чего мы читаем книги.
- А мои книги в 21 веке читают?
-Конечно, вы – великий писатель. Ваши книги будут читать вечно.
-Это прекрасно! Значит, не зря тружусь.
-Трудно писать?
-Не всегда. Но бывают моменты, когда долго продумываешь сюжет. Как сейчас, например…
-Давайте мы поможем
- Попробуйте. Вот пишу о любви парубка Вакулы к девице Оксане. Должен он достать ей черевички от самой царицы. А как ему до Петербурга добраться, и кто ему там поможет, придумать не могу…
- Ребята, давайте подскажем Николаю Васильевичу.
(На чёрте, помогут запорожские казаки)
- Ой, отчего бы нет? Хорошая мысль. Так у меня и добро победит. И казаки как раз к царице по своим вопросам ездили. Исторический факт! Спасибо, дети! Помогли мне! Значит, читали мои книги.
-Мы рады были с вами познакомиться! Нам пора!
- Счастливого пути! 5-4-3-2-1-…( видео 2- фискультминутка)
5. И.С. Тургенев сидит за столом и пишет…
«Такова ходит молва о богатырской силе немого»
Дописал до конца. А есть ли надежда, что будет когда-то воля у крестьян? Что это за звук?... Кто вы такие?
- Не пугайтесь, Иван Сергеевич. Это ребята из 21 века.
-Как вы здесь очутились?
-Мы прилетели на машине времени, чтобы с вами познакомиться и понять, для чего нужно читать.
- И меня, значит, знаете?
-Знаем, конечно. Вы – знаменитый писатель 19-го века. Мы побывали уже у писателей. И у нас есть письмо для Вас от А.С. Пушкина.
-Что ж, приятно. Дайте прочесть. (читает) А скажите же мне скорее, получат ли крестьяне когда-нибудь свободу? Ведь нынче уж 1852 год на дворе. Давно уж обещают дать свободу угнетённым.
- Ребята, расскажите Ивану Сергеевичу, что вы об этом знаете.
(1861 г. –отмена крепостного права)
- Ох, доживу ли я?
-Доживёте, конечно
- Спасибо, обрадовали вы меня. Ну летите с Богом. Счастливого пути вам!
-А не пора ли нам, ребята, отправиться в 20-й век? 5-4-3-2-1-…(музыка МВ, звуки войны, слайд 4)
6. Слышите звуки, ребята? Кажется, в нехорошее время мы попали. Машина перегрелась и сама нас сюда принесла. Что же это за звуки? (Вов)
Ю. Друнина «Солдатские будни»
-Здравствуйте, Юлия Владимировна!
-Здравствуйте, товарищи дети! Как вы здесь оказались?
- Мы прибыли на машине времени из 21 века.
- Если вы здесь, значит, мы победим фашистов?
-Да, победите.
-Спасибо вам, ребята! Ваши слова укрепят нашу веру и мы побьём врага. Ещё хочу спросить о том, увижу ли я Победу своими глазами.
- Увидите, Юлия Владимировна! И долго ещё будете жить в непокарённом Советском Союзе.
- А зачем вы затеяли ваше путешествие. Ведь это же очень опасно.
-А мы хотели встретившись с писателями, понять для чего нужно читать книги.
- Ясно. Откуда вы узнали об этой страшной войне? О Великой победе?
- От взрослых, из книг.
- Взрослые могут не знать всего. А писатель вам всегда правду расскажет. Если великий писатель пишет о чём-то, значит он это проживает, чувствует. Ему можно верить! А сейчас улетайте, ребята. Мне пора помогать раненым. Счастливого пути!
-Прощайте, Юлия Владимировна! Спасибо! 5-4-3-2-1-…(звуки МВ)
7. Ну вот мы с вами и совершили путешествие во времени. Конечно, мы не успели встретиться со многими писателями. На это нам бы не хватило урока. Ребята, давайте вспомним, с творчеством каких писателей мы ещё знакомились в этом году?... Путешествуя, мы хотели получить от писателей помощь, а вышло так, что мы им сами помогли. Мы хотели разобраться с нашим вопросом, поставленным в начале урока, но они не дали нам ответа. Это не просто так. Значит, мы сами можем дать ответ. Что для всех писателей было важно узнать от нас?... Верно, знают ли их в 21 веке. Мы их знаем, а значит, через их произведения мы смотрим в прошлое. А для чего нам знать прошлое? …. И в этом помогают книги. А ещё, ребята, если нам грустно, книга поможет? … Помогают ли книги решать проблемы?...Мы можем уже сделать выводы о том, для чего же мы читаем. Я прошу вас взять листы бумаги и ручки и написать о значении книг в нашей жизни. Можно также написать о своей любимой книге несколько строк. А потом озвучим ваши мысли. Хорошо?
(слайд 5, пишут, видео 3).
-Ребята, кто готов поделиться своими мыслями? Давайте, поощрять смелых аплодисментами.
(читают, слайд 6)
8.Ещё много нам предстоит прочитать, многое узнать. Мы продолжим знакомиться с творчеством великих писателей уже без машины времени. Впереди много интересного!
Ребята, вы просто молодцы! Отметку «9» несомненно сегодня получают:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Ребята, если вам понравился урок, повесьте яблочко на яблоньку. Если не понравился, пусть испорченное яблочко лежит под яблонькой. (слайд 7)
До свидания! Удачного дня!