(И) Актуализация знаний. Целеполагание. - Что вы знаете о пресс-конференции? Кто может быть ее участником? Сегодня мы отправимся на конференцию, посвященную значению полезных ископаемых в жизни людей. В работе пресс-конференции будут участвовать полезные ископаемые и вам пригодятся все знания о них. Но чтобы участвовать, вам надо пройти аккредитацию на пресс-конференцию, найти пройти тестирование (электронный тест «Полезные ископаемые») (Г) Формулирование темы и цели урока. - Диалог предметов (Г)Представьте, что эти предметы (металлическая ложка, золотое кольцо, мел, пластмассовая посуда) выступают на пресс-конференции и рассказывают о себе. О чём они могут рассказать? Вам нужно помочь предметам дополнить рассказы о себе. -Какое полезное ископаемое использовано для моего производства? -Каков запас этого полезного ископаемого в нашей стране? Знаете ли вы, в каких единицах измеряют полезные ископаемые? Полезные ископаемые измеряются в разных единицах измерения: • твёрдые — в тоннах (т); • драгоценные — в килограммах (кг); • жидкие — в баррелях; • газы и строительные материалы — в кубических метрах (м3). На конференцию поступила информация для обсуждения ( в виде таблицы.) У нее отсутствует название 1 и 3 группа - Изучите данные таблицы и придумайте название, а также приведите свои примеры, дополнив таблицу. 2 и 4 группа – составьте вопросы, используя информацию из таблицы. Приведи свои примеры, дополнив таблицу. (П) Работа в парах. Исследуй Из чего сделаны предметы в твоём рюкзаке? Для этого нужно выбрать из школьных принадлежностей пять разных предметов. Результаты исследования учащиеся смогут зафиксировать в выбранной по своему усмотрению форме. Вы можете предложить использовать таблицу. Инструкция по проведению исследования: 1. Выбрать из школьных принадлежностей пять предметов. 2. Записать их названия в таблицу. З. Определить, из чего изготовлен тот или иной предмет. 4. Зафиксировать результаты. 5. Сделать выводы. Запас полезных ископаемых – это общее количество всех ресурсов в земной коре. Количество полезных ископаемых в недрах Земли бывает разным по времени образования, по материалу. Не все запасы полезных ископаемых можно добыть из-под земли. Некоторые месторождения являются недоступными. (К) Физминутка. Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши) Их как хочешь поверни. (Вращение рук в кистях) По дороге белой, гладкой (Ладошка «моет» другую) Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы «бегают» по столу) Чок – чок - чок, чок – чок – чок (Постучать в кулачки) Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши) (И) Индивидуальная работа. Применение полезных ископаемых Определи область применения полезных ископаемых. Поставь знак ≪плюс≫ (+) в соответствующих ячейках. (И) Самостоятельная работа по закреплению изученного материала. Отметь предметы Отметь знаком ≪галочка≫ (✓) предметы, для производства которых были использованы полезные ископаемые. Г) Работа в группах. Запасы полезных ископаемых Изучите данные в таблице. Расскажи о запасах полезных ископаемых нашей страны. Полезное ископаемое | Запасы | Добыча в год | На сколько лет хватит | Уголь | 33276 млн тонн | 118 млн тонн | 282 | Железо | 16 млрд тонн | 40 млн тонн | 400 | Нефть | 3002 млн. баррелей | 1501 тыс баррелей | 2000 | Золото | 2550 тонн | 85 тонн | 30 | Попробуйте вычислить, на сколько лет хватит запасов полезных ископаемых нашей страны. Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Энергия Солнца, ветер, воздух, вода – это неисчерпаемые ресурсы. А все полезные ископаемые из недр Земли относятся к исчерпаемым ресурсам. Попробуй объяснить почему. Знаешь ли ты? Из-за быстрого увеличения численности населения Земли скорость потребления полезных ископаемых тоже увеличивается. Это в скором времени может привести к недостатку ресурсов, так как полезные ископаемые образуются очень медленно. Например, для того, чтобы образовались уголь и нефть, понадобилось примерно 300 — 350 миллионов лет. Подумай С тех пор, как они образовались, прошли миллионы лет. В настоящее время минеральные ресурсы очень широко применяются в нашей повседневной жизни. Для поиска минеральных ресурсов внедряются новые подходы и новые технологии. Создаются карты их возможных месторождений и предполагаемых мест их распространения. Методы и способы добычи полезных ископаемых определяются в результате экономических расчетов геологического образования полезных ископаемых. Путем экономических расчетов устанавливают, насколько хватит запаса полезных ископаемых. Так как запасы полезных ископаемых ограничены и исчерпаемы, на повестке дня остро стоит проблема их экономичного потребления. -Как будут жить люди, если все запасы полезных ископаемых будут исчерпаны? Что люди будут использовать вместо них? Что нужно сделать, чтобы запасов полезных ископаемых хватило надолго? (Г) Работа в группах. Твои действия Представь, что ты специалист по защите полезных ископаемых. Подумай и напиши три дела, которые помогут привлечь внимание к данной проблеме. Примерные ответы 1. Изучу информацию о запасах полезных ископаемых в некоторой области. 2. Определю количество людей, использующих полезные ископаемые. З. Соберу информацию или проведу наблюдение, как люди пользуются полезными ископаемыми. 4. Организую беседу о бережном использовании природных ресурсов. 5. Организую акции по экономии полезных ископаемых б. Предложу свои идеи о том, откуда можно взять другие ресурсы, заменяющие полезные ископаемые. PS филворд – найти полезные ископаемые |