СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики по теме "Испарение и конденсация"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен в рамках декады ШМО учителей математики,физики,химии,информатики. Ребята ,осуществляя системно -деятельностный подход, приняли активное участие в решении проблемных ситуаций по новой теме урока,планируемые результаты достигнуты.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме "Испарение и конденсация"»

Открытый урок по теме " Испарение и конденсация " 8 класс (А. В. Перышкин)

Цели урока: дидактические - создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя элементы проблемного обучения.

  • образовательные - дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот; научить школьников понимать микро механизм этих явлений; объяснить эти процессы с точки зрения молекулярно-кинетической теории.

  • развивающие - формировать представление о процессе научного познания, развитие логического мышления, отработка практических навыков понимания законов физики.

  • воспитательные - сформировать умения применять полученные знания при оказании первой помощи в экстремальных ситуациях.

Тип урока: комбинированный.

 1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

- Мы рассматриваем изменения агрегатных состояний вещества. Скажите, в каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?

- Какой физический процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое мы рассмотрели.

- Посмотрите на картинки, которые находятся у вас на партах они под номерами (ранняя весна таяние снега, таяние сосулек, поздняя осень замерзание воды)

- К какому физическому  процессу можно отнести явление природы изображенное на картинке №1?

Посмотрите на рисунок изображенный на плакате. На данном рисунке также изображена ранняя весна, пригревает солнышко, тает снег. Но данный рисунок не полный. Там не хватает мальчика, который стоит у реки. Он должен находиться на месте силуэта. У меня в руках изображения двух мальчиков. Но одному мальчику холодно, он дрожит, а второму жарко. Определите какого из мальчиков я должна поместить на место силуэта и объясните свой выбор.

- Посмотрите на картинку №3. Какой физический процесс изображен на этом снимке?

Если бы на нашем рисунке(плакате) была изображена поздняя осень, речка замерзала. Какого мальчика вы поместили возле реки? Почему?

3.Освоение нового материала

Сегодня на уроке мы рассмотрим еще один процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Опыт

На столах у вас лежат предметные стеклышки. Поднесите стеклышки ко рту и подышите на них.

-Что мы наблюдаем? Кто знает как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить наблюдаемое явление?

Какой будет тема нашего урока?

Открываем и записываем тему урока

Испарение и конденсация

Мы изучаем новое явление природы, посмотрите на план (изучения явлений) и сформулируйте цель нашего урока.

Цель урока: изучить явления испарения и конденсации.

-Наблюдали ли вы данные явления в природе? Где (лужи высыхают после дождя, сохнет мокрое белье, высыхает мокрая доска и т.д.)

Ваши примеры являются фактами того, что мы наблюдаем в природе, быту. Пока вы их объяснить не можете. Но в конце урока вы сможете эти явления объяснять.

Каков же механизм испарения? Иначе, почему жидкости испаряются?

Нарисуйте в тетради сосуд, наполненный жидкостью (учитель рисует на доске).Изобразите молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены плотно друг к другу. У нас получилась молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул.

-Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?-Что вы можете сказать о скорости этих молекул?-Где оказываются эти молекулы?-Что они образуют?-О каком процессе идет речь?-Какое определение можно дать явлению испарения?

Испарение- это парообразование с поверхности жидкости.

Есть еще один способ парообразования - кипение, но данное явление мы будем изучать немного позже.

-Если жидкость покидают самые быстрые молекулы. то что мы можем сказать о скорости тех молекул, что остаются в жидкости?-Что происходит с кинетической энергией молекул, оставшихся в жидкости?-Что будет происходить с внутренней энергией жидкости?

Когда нет притока энергии к жидкости извне, испарение ведет к уменьшению внутренней энергии жидкости.

-Как можно судить об уменьшении внутренней энергии? Процесс идет с поглощением теплоты. Убедимся в этом на опыте.

Опыт

Термометром измеряем температуру в классе. Затем резервуар термометра обертываем марлей сухой и смачиваем ее водой(спиртом) -Что мы наблюдаем?

Вывод: при испарении жидкости ее внутренняя энергия уменьшается (т.к. температура понижается);процесс испарения сопровождается понижением температуры.

Капните немного спирта на тыльную сторону руки.-Что чувствуете? Эффект такой же.

Объясните явление.(Спирт (вода) испаряясь с поверхности нашего тела забирает (отнимает) внутреннюю энергию (некоторое количество теплоты) и температура тела понижается.

Эти знания применяют при оказании первой помощи (обтирания при высокой температуре тела)

А теперь, мы продолжим исследование данного явления с помощью выполнения экспериментального задания. Задания у вас на карточках, выполняем группами по два человека.

После выполнения данного задания вы должны будете рассказать какое задание выполняли и к какому выводу пришли.

Задание. Исследование зависимости скорости испарения жидкости от ее рода.

1.Возьмите предметное стекло и капните на разные его места по  одной капле воды и спирта.

2.Пронаблюдайте за испарением капель.

3.Сравните скорости испарения капель воды, спирта.

4.Объясните результат наблюдений на основе знаний о силах взаимодействия между молекулами.

Задание. Исследование зависимости скорости испарения жидкости от площади поверхности жидкости.

1.Капните на предметное стекло каплю спирта и, наклоняя его в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по предметному стеклу как можно больше.

2.Рядом нанесите еще одну каплю спирта.

3.Понаблюдайте за их испарением.

4.Сравните скорости испарения капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения спирта от площади его поверхности.

5.Объясните результат наблюдений.

Задание. Исследование зависимости скорости испарения жидкости от температуры.

1.Нанесите с помощью пипетки по капле спирта на предметное стекло и ладонь.

2.Пронаблюдайте за испарением капель.

3.Сравните скорости испарения капель с предметного стекла и руки.

4.Объясните наблюдаемое явление. 

Итак, мы выяснили, от чего зависит скорость испарения жидкости:

-от температуры

-от площади поверхности жидкости

-от рода жидкости

-от наличия ветра над поверхностью жидкости

  До сих пор мы рассматривали случаи испарений жидкостей  -Как вы думаете испаряются ли твердые тела? Приведите примеры.

Я приведу свои примеры: белье высыхает на морозе, т. к. испаряется лед; мы чувствуем запах нафталина, т. к. нафталин испаряется.

Пронаблюдаем на опыте испарение кристаллов йода.

Опыт. Испарение кристаллов йода.

Ваша задача пронаблюдать, изменяется ли цвет газа в колбе? Через некоторое время наблюдаем изменение цвета газа в колбе - это пары йода.

Испарение с поверхности твердого тела называют сублимацией.

Вывод: испаряются и твердые тела.

Когда будете уходить с урока обратите внимание на колбу с кристалликами йода ( внутрь колбы можно положить зеленый лист), вы увидите кристаллики йода осевшими на колбе - это явление превращения из газообразного состояния в твердое называется - десублимацией, т.е. это обратный процесс процессу сублимация.

-А какой процесс обратный процессу испарения? Вспомним начало урока. Дайте определение процессу конденсация.

Конденсация это явление превращения пара в жидкость.

-Если это процесс обратный процессу испарения, а испарение сопровождается поглощением теплоты, то что мы можем сказать о конденсации?

Процесс испарения и конденсации широко применяется в технике.( Сообщение ученика).

4.Закрепление материала.

Обобщим, то что мы сегодня изучили.

-Что называется испарением?

-Что можно сказать о внутренней энергии испаряющейся жидкости?

-От каких факторов зависит скорость испарения?

-Что такое конденсация?

-Процесс конденсации идет с поглощением или выделением теплоты?

-Возьмем стакан с водой, происходит испарение? А почему мы не замечаем понижения температуры?

-Выйдя в летний день из реки вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Почему это происходит?

-Почему зимой хвойные деревья испаряют влаги в 300-400 раз меньше, чем летом?

-Почему летом в одном и том же месте одинаковые хвойные деревья испаряют в 8-10 раз меньше влаги, чем лиственные?

-Почему в автобусе, трамвае на стеклах при сильном морозе лед появляется с внутренней стороны?



5.Домашнее задание п.16,17

 

 



























Приложение

1 группа.
Капните на одно стеклышко каплю воды , а на другое- спирта. Сравните время испарения воды и спирта. Сделайте вывод, от чего зависит скорость испарения жидкости? (слайд№6)

2 группа.
Капните по одной капле спирта на два стеклышка. Положите одно стекло на стакан с горячей водой. Сравните время испарения капелек спирта. Сделайте вывод, от чего зависит скорость испарения жидкости? (слайд№6)

3 группа.
Капните на два стекла по капле спирта. Одну из капель размажьте по стеклу. Сравните время испарения капелек спирта. Сделайте вывод, от чего зависит скорость испарения жидкости? (слайд№7)

4 группа.
Капните на два стекла по капле спирта. Веером обмахивайте каплю спирта на одном стекле. Сравните время испарения спирта. Сделайте вывод, от чего зависит скорость испарения жидкости? (слайд№7)