СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики в 7 классе на тему "Сила трения и её виды. Трение в природе и технике"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе на тему "Сила трения и её виды. Трение в природе и технике"»

Технологическая карта учебного занятия по теме «Сила. Виды сил» раздела «Движение и взаимодействие тел», 7 класс.


Номер учебного занятия в теме – 17.

Тема учебного занятия – Сила трения и её виды. Трение в природе и технике.

Тип учебного занятия – урок открытия новых знаний.

Цель учебного занятия:

создать условия для развития логического мышления, коммуникативных умений обучающихся, умений наблюдать, высказывать гипотезы, предположения, формулировать выводы.

Задачи:

- способствовать формированию представления о силе трения и её видах; показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике; выяснить от чего зависит сила трения;

- развивать умение обучающихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы; способствовать расширению кругозора;

- развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения; развивать умение работать в паре, группе.

Источники информации, оборудование, дидактическое сопровождение, материалы для познавательной деятельности учеников:

учебник, лабораторное оборудование (стеклянная пластинка, динамометр, деревянный брусок, деревянная рейка, набор грузов), мультимедийный проектор, ноутбук.


Таблица-схема урока


№ п/п

Этап

УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Время

1.

Организационный

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Проверяет явку обучающихся и готовность к уроку.

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Приветствуют учителя / выполняют самооценку готовности к уроку.


Слушают приветствие учителя, настраиваются на предстоящий урок.


1,5 мин

2.

Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Коммуникативные: умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, формулируют своё собственное мнение.

Регулятивные:

формулируют тему и цель урока.

Анализируют условия и пути достижения цели.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, проявляют познавательную инициативу.

Проводит подводящий диалог для формулирования учениками темы, целей и задач урока.

Для начала решим кроссворд, который поможет вам догадаться, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Демонстрирует слайд.

(По вертикали читается выделенное слово - ТРЕНИЕ)

Организует работу обучающихся по уточнению темы урока, постановке цели урока и путей её достижения.

Разгадывают кроссворд.

Формулируют цель урока.

Принимают учебную задачу.

Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока.

Записывают в тетради дату, тему урока.

3,5 мин

3.

Первичное усвоение новых знаний

Предметные:

Умеют пользоваться физическими приборами

Знают понятие силы трения, виды трения, способы уменьшения (увеличения) трения.

Познавательные: Ориентируются в учебнике, находят нужную информацию.

Выявляют причины наблюдаемых явлений.

Применяют знания в нестандартной ситуации

Строят логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: Работают в парах, в группах, и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса.

Регулятивные: Вступают в диалог во время парной и групповой работы, в ситуации затруднения регулируют свою деятельность.

С явлением трения мы знакомы с детства. Когда надеваем новую обувь, то нам говорят: "Смотри, не натри ногу". В школе после урока: "Сотрите с доски".

Первые исследования трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но его работы не были опубликованы. Законы трения открыли французские ученые Гильон Амонтон и Шарль Огюстен Кулон.

(Учитель толкает деревянный брусок по столу).

Что происходит со скоростью бруска? Почему скорость тела меняется? Под действием какой силы тело остановилось?

Как вы считаете, куда она направлена? (Если бы сила трения была направлена в сторону движения, то скорость тела возрастала бы. А так как скорость уменьшается, то сила трения направлена против движения тела).





Откуда же берется эта сила, в чем причина трения? Давайте попробуем это выяснить.

Задает вопросы по ходу эксперимента,

организует подводящий диалог, организует поисковую работу обучающихся по освоению новых знаний.

Возьмите листы бумаги и карандаши. Проведите карандашом на листе любую линию. А теперь тоже самое попробуйте сделать на стеклянной пластинке. Что вы наблюдаете?

Как вы думаете, в чем причина? Рассмотрите внимательно и потрогайте поверхности бумаги, пластинки, карандаша. Какие они?

Как вы считаете, неровности поверхностей соприкасающихся тел способствуют движению или тормозят?

Значит, в чем причина трения?








Хорошо. Следовательно, если мы сделаем поверхности очень гладкими, то трения совсем не будет?

Действительно, трение уменьшается, если поверхности сделать гладкими, но до определенного предела. Вспомните, что происходит с молекулами двух тел, если они сближаются на расстояние сравнимое с размерами самих молекул?

А значит, что будет происходить с трением?

Сформулируйте вторую причину трения.


Демонстрирует слайд с изображением причин трения.


Задает вопросы.

Когда мы наблюдаем за движением по льду фигуриста, лыжника на беговой трассе, движением санок. Каким другим словом, мы можем обозначить их действие. Что они делают?

Значит, как можно назвать вид трения, который возникает?

А как вы считаете, тело может только скользить по поверхности другого тела или передвигаться еще каким-либо образом? Приведите примеры.


Поэтому различают еще один вид трения. Вы уже сами можете назвать его.

Демонстрирует слайд с видами трения.


Задает вопросы по ходу эксперимента,

организует подводящий диалог, организует поисковую работу обучающихся по освоению новых знаний.

Проведем еще опыт. Поставьте деревянный брусок на деревянную рейку и попробуйте медленно приподнимать один конец рейки. Что вы наблюдаете?

Почему брусок не сразу скользит вниз, что его удерживает на поверхности доски?

Правильно, сила трения. Но ведь тело в покое! Значит, существует еще один вид трения. Как же его назвать?






Трение не только препятствует движению. Совершенно очевидно, что без трения буквально и шага не сделаешь. Трение удерживает все стоящие на столе и полу предметы. Не будь трения, все будет катиться и скользить, пока не окажется на одном уровне. Гвозди и винты выскользнут из стен, ткани расползутся, ни одну пуговицу невозможно будет пришить, нитки просто не будут держаться ни в иглах, ни в тканях. Благодаря трению мы можем ходить и ездить.

Демонстрирует слайд с примерами проявления трения.


Трение может быть полезным и вредным. Когда оно полезно, то его стараются увеличить, а когда вредно - уменьшить.

Задает вопрос.

Как вы думаете, какими способами можно уменьшить трение?

(Если ученики не догадываются, то можно задать наводящий вопрос: Каким образом в технике уменьшают износ трущихся деталей?)

Если применить смазку, то трение уже будет происходить не между твердыми поверхностями, а между слоями жидкости, а оно слабее. Именно благодаря смазке, возникающей в результате таяния льда под коньком, скольжение на коньках по льду сопровождается очень слабым трением.

Демонстрирует слайд со способами уменьшения трения.


По ходу эксперимента задает наводящие вопросы.


Положите перед собой карандаш таким образом, чтобы своим острием он был направлен в сторону стены, на которой висит доска. Наклонитесь и подуйте на карандаш. Затем разверните карандаш на 90О и опять подуйте. Когда вам легче было сдвинуть карандаш с места? Почему?


Значит, какая сила трения меньше при равной нагрузке: качения или скольжения?

Значит, чтобы уменьшить трение, что можно сделать?


Демонстрирует слайд.

Для того чтобы в технике увеличить срок службы деталей их регулярно смазывают и при помощи подшипников заменяют трение скольжения трением качения. Устройство шариковых и роликовых подшипников вы видите на слайде.

Демонстрирует слайд с изображением подшипников.

Внутреннее кольцо подшипника изготавливается из твердой стали и насаживается на вал. Наружное же колесо закрепляют на корпусе машины. При вращении вала внутреннее кольцо катится на шариках или роликах, находящихся между кольцами.

Демонстрирует слайд с изображениями применения подшипников.

Шариковые и роликовые подшипники используют в разнообразных машинах: автомобилях, велосипедах, токарных станках и т.п. Без подшипников невозможно представить современную промышленность и транспорт.

Еще один способ уменьшение трения – это применение воздушной подушки.

Демонстрирует слайд с изображением транспорта на воздушной подушке.

Уменьшение трения при этом происходит за счет того, что между машиной и опорой создается область воздуха с повышенным давлением, препятствующая их непосредственному контакту. Подобные устройства применяются в судах на воздушной подушке и других аппаратах.

Демонстрирует слайд с картиной Василия Григорьевича Перова "Тройка".

А теперь внимательно посмотрите на известную картину Василия Григорьевича Перова "Тройка".

Задает вопросы.

Какой вид трения имеет здесь место?

Как вы думаете, почему так тяжело везти детям сани?

Значит, если бы груз не был таким тяжелым, то сила трения была бы меньше?

Чтобы это проверить, надо измерить силу трения. Каким прибором нам нужно воспользоваться, чтобы измерить силу трения?

При равномерном движении тела динамометр показывает силу тяги, равную силе трения.

Показывает опыт по измерению силы трения.

Объясните, почему, измеряя силу тяги, мы измеряем и силу трения?

Демонстрирует слайд с изображением способа измерения силы трения.



Организует поисковую работу обучающихся по освоению новых знаний.

Положите на брусок один груз и равномерно тяните его по поверхности стола. Заметьте и запишите показания динамометра на листке бумаги.

Затем поставьте на брусок два груза (три груза), и опять измерьте силу трения. Каждый раз записывайте результаты измерений.

Теперь сравните результаты измерений и сделайте вывод.

Значит, трение можно уменьшить, если уменьшить нагрузку (вес тела). Запишем это.

Демонстрирует слайд со способами уменьшения трения.








Наблюдают эксперимент, анализируют, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя.

Это сила трения


Сила трения направлена против движения тела.

Формулируют определение силы трения.

Сила трения - это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Находят определение силы трения в учебнике.


Ученики проводят на своих партах (работая в паре) опыт 1.




На бумаге остается яркий след, а на стеклянной пластинке следа почти не видно.


Поверхность бумаги шероховатая, а стекла гладкая.


Тормозят.


В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.

Проводят эксперимент.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют результаты опыта, делают вывод.

Записывают первую причину трения.


Отвечают на вопросы учителя.

Оно, наверно, будет очень малым...



Молекулы друг друга притягивают.



Оно увеличится.

Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Ученики записывают вторую причину трения.

Отвечают на вопросы учителя.


Скользят.



Трение скольжения.

Может еще катиться.

Ученики приводят различные примеры:

коляска катится, мячик катится и т.д.


Трение скольжения.


Записывают в тетради 2 вида трения.


Ученики проводят на своих партах (работая в паре) опыт 2.



Брусок при некотором наклоне рейки начинает соскальзывать.


Сила трения.


Трение покоя.

Проводят эксперимент.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют результаты опыта, делают вывод.

Записывают третий вид трения.















Отвечают на вопросы учителя.


Можно уменьшить неровности поверхностей, если их отшлифовать.

Можно применить смазку.








Ученики записывают 2 способа уменьшения трения


Проводят эксперимент.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют результаты опыта, делают вывод.

Ученики проводят на своих партах (работая в паре) опыт 3.

Во втором случае карандаш катился, а в первом - скользил. Катящийся карандаш было легче сдвинуть с места.


Сила трения качения меньше.

Можно заменить трение скольжения трением качения.

Ученики продолжают записи в тетради.






Ученики смотрят слайды презентации, слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.






















Смотрят слайд, отвечают на вопросы учителя, анализируют ситуацию, делают выводы.


Трение скольжения.

Они везут очень тяжелый груз.


Наверно, да.



Динамометром.



Смотрят опыт учителя, анализируют, объясняют результаты эксперимента.

Если брусок движется с постоянной скоростью, то равнодействующая силы тяги и силы трения равна нулю. Так как эти силы направлены в противоположные стороны, то Fтяги = Fтрения .

Проводят эксперимент.

Анализируют результаты опыта, делают вывод.

Ученики проводят (работая в группе) опыт 4.

Выполняют задание.


Чем больше нагрузка, тем больше сила трения.



Делают записи в тетради.

20 мин.

4.

Первичная проверка понимания


Коммуникативные: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

Выполняют задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные:

Находят нужную информацию.

Организует проверку усвоения обучающимися основных элементов нового знания по теме урока.

Итак, подведем итоги, что же мы выяснили.

1) Какую силу называют силой трения? Как она направлена?

2) В чем заключаются причины возникновения трения?

3) Какие бывают виды трения?

4) Какими способами можно уменьшить трение?

Демонстрирует слайд.


Проговаривают основные элементы нового знания по теме урока, корректируют свои записи в тетради.

2 мин.

5.

Первичное закрепление

Регулятивные:

Самостоятельно решают предложенные учебные задачи

Познавательные:

Анализируют учебную задачу (проблему), находят способы решения.

Коммуникативные:

Строят рассуждения и доказательство своей точки зрения.

Участвуют в обсуждении возникших вопросов.

Организует работу обучающихся по первичному закреплению знаний учащихся.

Устанавливает правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявляет пробелы, неверные представления с целью коррекции.

Демонстрирует слайд.

Задача 1. Лошадь везет телегу. Где здесь сила трения полезна, а где вредна?

Из сказанного можно сделать вывод, что трение не всегда препятствует движению, часто оно ему способствует.

Демонстрирует слайд.

Задача 2. Зачем дворники зимой в гололедицу посыпают пешеходные дорожки песком?

Демонстрирует слайд.

Задача 3. Почему хобот слона имеет шероховатую поверхность? Какое это имеет для него значение? Демонстрирует слайд.

Задача 4. Почему поверхность тела дельфинов гладкая, а у многих рыб она еще покрыта слизью?

Демонстрирует слайд.

Задача 5. Зачем на шинах автомашин, колесных тракторов делают глубокий рельефный рисунок?

Демонстрирует слайд.

Задача 6. Зачем стапеля, по которым судно спускают в воду, обильно смазывают?

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Задача 7. 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства... Как вы думаете какого? (Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение - паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем?)

Обсуждают предложенные задачи, находят правильное решение.


Используют приобретенные знания в новой нестандартной ситуации.





10 мин.

6.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Регулятивные:

принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.


Задаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Домашнее задание:

параграфы 32 - 34 с.105 - 112

По желанию написать сочинение «Мир без трения» или найти поговорки и пословицы по изученной теме.

Демонстрирует слайд.


Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

Записывают домашнее задание в дневник.


1 мин.

7.

Рефлексия (подведение итогов занятия)


Регулятивные:

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние.

Личностные:

Ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности. Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

Сегодня на уроке мы познакомились с вами с еще одним видом сил - силой трения.

Вы активно работали на уроке.

Отмечает детей, которые активно работали на уроке, отвечали на вопросы. Комментирует и выставляет оценки.


Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока.

2 мин.