Урок геометрии в 7 классе по теме «Параллельные прямые».
Предмет: геометрия.
Тема урока: Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Участники: 7 класс.
Общедидактическая цель урока: организация деятельности обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.
Образовательный аспект:
- обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные прямые»;
- формирование умения анализировать имеющиеся сведения;
- совершенствование навыков применения полученных знаний в различных ситуациях;
- формирование умения структурировать информацию, выделять главное и проводить умозаключения;
- формирование у обучающихся умения решать задачи по теме «Параллельные прямые».
Развивающий аспект:
- развитие умений и навыков по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
- развитие межпредметных связей;
- развитие умения анализировать предложенные условия, обобщать и делать выводы;
- развитие способностей самостоятельной деятельности;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие произвольного внимания, произвольной памяти, письменной и устной математической речи;
- развитие вычислительных навыков, логического, абстрактного мышления;
- развитие навыков само- и взаимоконтроля;
- развитие умения применять знания в жизненных ситуациях.
Воспитательный аспект:
- воспитание ответственности, настойчивости, самостоятельности;
- воспитание положительного эмоционального отношения к геометрии;
- воспитание рациональной организации времени;
- формирование организованности, дисциплинированности;
- формирование коммуникативных качеств личности: умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;
- формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли.
Цель для обучающихся:
- развивать навыки решения задач по теме «Параллельные прямые»;
- развивать умения проводить и обосновывать собственное решение задачи.
Планируемый результат: обучающиеся самостоятельно анализируют условие задачи, составляют устный и письменный ответ на поставленную задачу.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый метод;
- исследовательский метод;
- метод проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить применять полученные знания в различных ситуациях, определять основную информацию для самостоятельного создания и использования алгоритмов деятельности;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения результатов и саморегуляция.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
Основные понятия: секущая, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, определение параллельных прямых, признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, раздаточный материал, треугольник, линейка.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Даже если линий много,
Не смешать одну с другой:
Они держат очень строго
Расстоянье меж собой.
Н.К. Шабалина
Учитель: О чём это стихотворение, ребята?
Ребята: О параллельных прямых.
Учитель: Верно! И сегодня заключительный урок по теме “Признаки параллельности прямых”, поэтому нам необходимо повторить определение параллельных прямых, названия углов образованных при пересечении двух прямых секущей, признаки и свойства параллельности прямых.
3. Устная работа.
1) Работа по рисунку:
а) углы 8 и 6, 3 и 5, 2 и 7, 4 и 1 _______________________;
б) углы 3 и 7, 4 и 6 _________________________________;
в) углы 3 и 6, 4 и 7 ___________________________________.
4. Практическая работа.
Ребята, а скажите, где в окружающем нас мире мы встречаемся параллельными прямыми?
В жизни мы часто встречаемся с понятием параллельности. При строительстве зданий строго учитывается понятие параллельности. Самый наглядный пример параллельности прямых — железнодорожное полотно. Еще одним примером применения понятия параллельных прямых, является эскалатор.
Все эти устройства помогают нам в повседневной жизни. Если бы не было параллельных прямых, то например, произошло крушение поезда или замыкание проводов и нет электричества.
Но с другой стороны мы столкнулись со странным явлением: устремляя взгляд далеко в бесконечность, можно увидеть пересечение параллельных прямых! В чем же дело? Большую часть информации мы получаем с помощью зрения. Но не могут ли наши глаза обманывать нас? Проведём эксперимент «Иллюзии зрения». У каждого из вас на столах лежит лист с заданием и набор рисунков. Определите: везде ли на картинках изображены параллельные прямые? Итак, приступаем к нашему исследованию.
Работа в группах.
А теперь воспользуйтесь линейкой и угольником и ответьте на эти вопросы еще раз. Вам поможет рисунок-подсказка.
Вывод: зрение человека дает не точную, а иногда ошибочную информацию, в геометрии истинность каждого утверждения необходимо доказывать, нельзя полагаться только на наблюдения.
90% информации мы получаем при помощи зрения, но без зрительных иллюзий не существовало бы ни живописи, ни кино…
Ребята, а знаете ли Вы, что 2016 год Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным объявлен годом отечественного кинематографа? Сегодня на уроке Вы узнаете некоторые факты из истории Отечественного кинематографа.
Работа у доски.
А сейчас нам предстоит выяснить, в каком году состоялась премьера первого фильма в России и как он назывался? Для этого решим задачу и ответ, который мы получим, сопоставим с нужным вариантом ответов.
На рисунке прямые АD и ВK параллельны, луч ВD – биссектриса угла АВK, АВK = 16°. Найти угол АDВ. | Дано: АD || ВK, ВD – биссектриса АВK, = 16°. Найти: АDВ. Решение: |
Премьера первого фильма в России __________________________состоялась в 190__ году.
Варианты ответов:
3 - «Ухарь-купец»;
1 - «Усердный денщик»;
8 - «Понизовая вольница»;
5 - «Оборона Севастополя».
Итак, премьера первого фильма в России «Понизовая вольница» или «Стенька Разин» состоялась в 1908 году. Этот фильм - экранизация фрагмента пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень». Продолжительность всего 7 минут.
Физминутка.
Сидя на месте, поднимите вверх наши руки и образуйте параллельные прямые при их помощи, а теперь расположите их параллельно крышке стола.
Покажите прямой угол пальчиками, образуем острые углы при помощи пальцев.
Расположим наши спинки параллельно спинке стула, а теперь руки, параллельно крышке стола.
Работа в парах.
В 1935 году состоялся I Международный Московский Кинофестиваль. Какой советский фильм получил первую премию?
Определите верно ли утверждение. Если верно, то внесите соответствующую букву в таблицу:
Верно ли утверждение? | Буква |
1. Если при пересечении двух прямых секущей сумма накрест лежащих углов равна 180º, то прямые параллельны. | К |
2. Если две прямые перпендикулярны к третьей прямой, то они параллельны. | Ч |
3. Если углы равны, то они односторонние. | У |
4. Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна180º, то прямые параллельны. | А |
5. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. | П |
6.Через точку, не лежащую на данной прямой проходят две прямые параллельные данной. | Л |
7. Если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны между собой. | А |
8.Если две параллельные прямые пересечены секущей, то односторонние углы равны. | Н |
9.Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны. | Е |
10. Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. | В |
Разноуровневая работа.
1 вариант (1 уровень) |
Дано: Прямые а и b, с – секущая; Доказать: а || b. | Решение: а и b и секущей с. . Ответ:_______. |
2 вариант (2 уровень) |
Дано: а || b, с – секущая; Найти: | Решение: а и b и секущей с. ___, т.к. эти углы ___________________________ при прямых а и b и секущей с. ___, т.к. эти углы ___________________________. ___, т.к. эти углы ___________________________ при прямых а и b и секущей с. Значит ˚ - ˚ = ____. а и b и секущей с. Ответ: |
3 вариант (3 уровень) |
Дано: а || b, с – секущая; 2 в четыре раза больше 1. Найти: 1 и 2. | Решение: а и b секущей с, а потому Т.к. Ответ: |
Проверка по презентации.
Домашнее задание.
Каждый из Вас выберет себе задание по своим силам и интересам:
Составить и решить свою задачу по теме «Параллельные прямые».
Составить и творчески оформить кроссворд по теме урока.
Рефлексия.
1)Продолжите фразы:
На уроке мы повторили…
Сегодня мы узнали…
Было интересно…
Хочу закончить свое выступление такими словами: «Было бы легче остановить Солнце, легче сдвинуть Землю, чем свести параллели к схождению…».
Ребята, я благодарна Вам за сегодняшний урок! Вы молодцы! Мне было интересно с Вами работать. Спасибо Вам за поддержку, за понимание!
Особые слова благодарности я хочу сказать Вашему учителю математики Лавровой Наталье Григорьевне.