СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Урок и здоровье ребёнка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Урок и здоровье ребёнка"»

«Урок и здоровье ребенка»



«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,

питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной

полноте всех физических и духовных сил, и

венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время  наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние учеников, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей людей педагогики. Судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относится к числу здоровых, а поэтому, как прописано в Законе  РФ «Об образовании» (ст. 51) образовательное  учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Как обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе? Какие для этого использовать методы и средства? Как сделать урок здоровьесберегающим? Какой он этот  здоровьесберегающий урок? На все эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить .

Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально - экономического положения семей, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.

Здоровье одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.

Изменения в содержании школьного образования, введения новых образовательных стандартов, интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования, как к системе образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса.

Актуальность темы:

  • В наши дни сбережение здоровья ребёнка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.

  • Изменение во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.

  • Объём информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество дисциплин в школе.

  • Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.

  • Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

  • Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.



Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от собственного отношения школьника к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит всё население страны, и учебно-воспитательный процесс — единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения.

Вот почему роль школы в формировании здоровьесберегающей среды является ведущей.

Причины снижения уровня здоровья детей

  • падение уровня жизни, социальные потрясения;

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • ухудшение состояния здоровья матерей;

  • стрессы;

  • малоподвижный образ жизни;

  • перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;

  • неполноценное питание;

  • отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

  • частичное разрушение служб врачебного контроля;

  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.



Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение
здорового образ жизни.

Существуют различные типы технологий:

  • Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

  • Оздоровительные ( физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали)



Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся.

Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

Элементы здоровьесберегающих технологий в структуре урока:

  • положительный эмоциональный настрой на уроке;

  • оптимальный темп ведения урока;

  • подача материала доступным рациональным способом;

  • наглядность;

  • смена видов деятельности ( читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. п.)

  • физкультминутки, динамические паузы;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • групповая работа, работа в парах;

  • игра , игровые моменты;

  • гимнастика;

  • самомассаж, точечный массаж;

  • воспитательные моменты на уроке (беседы)

санитарно-гигиенические условия

Необходимо обеспечить санитарно-гигиенические условия:

  • достаточное освещение классов;

  • предпочтение тона окраски стен кабинетов – зелёные, жёлто-зелёные, зеленовато-голубые;

  • соблюдение температурного и воздушного режимов;

  • разумное помещение комнатных растений;

  • правильная величина парт и стульев;

  • соблюдение режима дня.

Эмоциональный настрой перед началом урока.

Наглядность:

  • способствует конкретизации изучаемого материала;

  • повышает интерес учащихся;

  • ИКТ- способ повышения интенсивности обучения.

Групповая работа, работа в парах.

Игра. Игровые моменты.

Физкультурные минутки помогают:

  • снятие усталости, напряжения;

  • ослабить утомление на уроке;

  • проводить профилактику нарушения осанки;

  • поддержание работоспособности, активного внимания;

Виды физминуток:

  • оздоровительно-гигиенические;

  • танцевальные;

  • физкультурно-спортивные;

  • подражательные; двигательно-речевые



Учителя начальных классов нашего образовательного учреждения  подтвердили на практике, какое необходимо соблюдать важнейшее условие для рациональной организации обучения:

– обеспечение двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую  потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. Известно, что условием всестороннего развития  и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста, является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений  ежесуточно. Чтобы удовлетворить такую  двигательную потребность в процессе организации  УП кроме уроков физической культуры, подвижных игр на переменах, прогулок с играми  наши учителя вводят разнообразные  физкультминутки на уроках.

Они необходимы на уроке, так как позволяют учащимся размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток на уроке способствует, по наблюдениям психолога, учителей улучшению психо-эмоционального состояния учащихся и изменению отношения к себе и своему здоровью.

Учителя активно включают в учебный процесс и другие инструменты здоровьесбережения:
гимнастику для всех частей тела, точечный массаж, релаксацию,  работу в режиме динамических поз, перемещение по классу в игре, осуществляют контроль за правильной осанкой, используют шутки, юмор для разрядки напряженной обстановки.

Физкультурно – оздоровительная работа

Формирование здорового образа жизни

Для  здоровьесберегающего урока характерна дифференциация обучения. Учитель  обязательно учитывает психологические особенности развития мальчиков и девочек при проектировании  учебного занятия, так как мальчики не способны включиться в работу с первых минут, а могут это сделать только через 15-20 минут, тогда как девочки, наоборот, через 15-20 минут требуют отдыха от умственной деятельности.  Учет индивидуальных ритмов детей позволяет сделать урок интересным, насыщенным, но самое главное, здоровьесберегающим.
Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, даёт позитивный результат: 88% учащихся с удовольствием приходят на уроки, 85%  нравится работать в классе.

Если ученики умеют преодолевать усталость,  проявляют хорошие умственные способности, любознательность, воображение, коммуникабельны, уравновешены,  значит, они здоровы, значит, учитель  сделал все, чтобы обучение не наносило   ущерба здоровью его ученикам.

Закончить разговор о здоровьесберегающем уроке хочется словами М. Норбекова: «Не пугайтесь! Все не так сложно, как вам сейчас представляется. Главное – работать, думать, чувствовать, анализировать – и дело пойдет на поправку. Если вы не привыкли заниматься такими вещами, тогда, конечно, на 1-х порах,  придется тяжело. Уж,  не знаю,  выдержите ли.  Надо же когда-то начинать». Успехов тебе, учитель начальной школы, в этом нелегком деле! Берегите  здоровье наших детей!