Измерение отрезков
5 класс
Литвинова Ирина Николаевна
ГБОУ гимназия №157
Какая самая древнейшая мера длины?
В древней Греции расстояние «в шагах» указывалось на придорожных столбах
В чем недостаток этого способа измерения?
В древней Руси также использовали измерение расстояний «в шагах»
Посмотрите видео-ролик и приготовьтесь ответить на вопросы:
- Какие меры длины вы узнали?
- Какие недостатки представленных мер?
- Покажите на примере как меряли в старину?
- Какую меру длины приняли за эталон?
Отрезок, длина которого взята за единицу измерения, называют
единичным отрезком
Метр - основная единица метрической системы длины
Эталон хранится во Франции
в Международном бюро мер
и весов
http://www.physicsdepartment.ru/blog/images/0166.jpg
Единицы
измерения
длины
∙ 1000
1км
1м
∙ 10
:1000
1дм
∙ 10
:10
1см
∙ 10
:10
1мм
:10
7
Упражнение 1: выразите в метрах
17км
17000м
1700м
170м
Упражнение 1: выразите в метрах
10дм
100м
1м
1000м
Упражнение 1: выразите в метрах
270дм
2700м
27м
27000м
Упражнение 1: выразите в метрах
9700см
97000м
970м
97м
Упражнение 1: выразите в метрах
27000мм
2700м
27м
270м
Упражнение 2: выразите в дециметрах
43м
430дм
4300дм
43000дм
Упражнение 2: выразите в дециметрах
17км
17000дм
170дм
170000дм
Упражнение 2: выразите в дециметрах
9700см
97дм
970дм
97000дм
Упражнение 2: выразите в дециметрах
30см
300дм
3дм
3000дм
Упражнение 3: выразите в сантиметрах
27м
2700см
270см
27000см
Упражнение 3: выразите в сантиметрах
17км
170000см
17000см
1700000см
Упражнение 3: выразите в сантиметрах
9700мм
97см
970см
97000см
Выполни по образцу:
2308мм=2м 3дм 0см 8мм=2м 3дм 8мм
1937мм=
179см=
2079мм
92703см=
12938мм=
62074дм=
Совместная работа учеников у доски
Проверь себя!
2308мм=2м 3дм 0см 8мм=2м 3дм 8мм
1937мм= 2м 9дм 3см 7мм
179 см= 1м 7дм 9см
2079мм= 2м 0дм 7см 9мм
92703см= 927м 0дм 3см= 927м 3см
12938мм= 129м 3см 8мм
62074дм= 6км 207м 4 дм
Совместная работа учеников у доски
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
КОСАЯ САЖЕНЬ
АРШИН
МАХОВАЯ САЖЕНЬ
ПЯДЬ
Путешествие по Древней Руси
Текстовая задача
20
25
30
20
25
30
Крылатые выражения
Давно забытые меры длины
20
25
30
Конец!
Текстовая задача
20
Белокаменный Кремль, возведенный при Дмитрии Донском, имел стены длиной 916саженей. Современный Кремль имеет стены на 256 м длиннее. Вычислите длину стен современного кремля, выразите в километрах,метрах, дециметрах сантиметрах.
1 сажень=216см (до XVIII в.)
Ответ
2 км 234м 5дм 6см
Давно забытые меры длины
20
Во время царствования Алексея Михайловича Романова вдоль дороги от Москвы до Коломенского были расставлены на расстоянии 500 саженей друг от друга верстовые столбы, высотой около 4м, с орлами. Чему равна одна верста, если сажень равна 2м10см.
Ответ
1080м
Давно забытые меры длины
25
Чему равна маховая сажень?
Вычисли:
86см 9мм+8дм9см1мм=?
Ответ
1м 76см
Давно забытые меры длины
30
Чему равен аршин?
Вычисли:
1405мм-6дм9см5мм=?
Ответ
71см
Текстовая задача
25
Какой высоты была Спасская башня в 1701 году, если известно, что высота ее шатра 12м 5дм, высота башенки на 8м 8дм больше, а высота собственно башни 163дм больше высоты шатра?
Ответ
62м 2дм
Текстовая задача
30
3 . ВЕРСТА - старорусская путевая мера (1км 80м). От Вятки до Москвы чуть больше 973 верст. От Вятки до Петербурга чуть больше1460 верст. На сколько км расстояние до Москвы меньше чем до Петербурга?
Ответ
525 км 960м
Крылатые выражения
20
Определите "рост" человека, о котором говорят "от горшка два вершка, а уже указчик" (высоту горшка считать 25 см, 1 вершок=4см 5мм).
О каком человеке так говорили?
Ответ
34см, человек, который, не имел жизненного опыта, самонадеянно о чем-то судившем, поучавшем кого-то.
Крылатые выражения
25
Куда это? "за семь верст киселя хлебать? 1 верста = 1км 80м
Ответ
7км 56м
Крылатые выражения
30
Существовал ли когда-нибудь человек
"семи пядей во лбу"?
1 пядь=18 см
.
Ответ
7 пядей= 18∙7= 126 см Ответ отрицательный
Самостоятельная работа
Выразите в сантиметрах:
205 см;
2 м 50 см =
2 м 5 см =
250 см ;
4 дм 8 см =
460 мм =
46 см;
48 см;
Выразите в метрах:
4030 м;
1600 м;
4 км 30 м =
1 км 600 м =
3850 дм =
7 км 5 м =
7005 м ;
385 м;
ИТОГИ
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ
- МЕНЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДИВИЛО______
- Я УЗНАЛ НОВОГО _____________
- МНЕ БЫЛО ОСОБЕННО ИНТЕРЕСНО_____________
- ВЫЗВАЛО У МЕНЯ ЗАТРУДНЕНИЯ_________