СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изучения нового материала "Правописание суффиксов -ЕК -ИК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Карточка»

- Сравните пары слов

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной И, Е ?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффиксы ЕК, ИК?

Арбузик – нет арбузика

Бантик – нет бантика

Барашек – нет барашка

Горошек – нет горошка.

Вывод: Мы сравнили пары слов: …

Заметили, что…

АЛГОРИТМ

  1. Изменяем слово по команде (нет кого? чего?)

  2. Определяем, «Убегает» ли гласная.

  3. Если да – пишем –ек. Если нет –ик.





ТЕСТ

1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к

2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) бережоч…к















Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка

Кравцева Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ № 2»

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек-.

Урок проводился в 3 классе, количество обучающихся – 28. Данный урок является первым по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек-» в соответствии с программой «Русский язык» авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий по УМК «Школа России». Учебник - Русский язык 3 класс, 1 часть . В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, «Просвещение» 2017.

Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний.

На уроке применялись технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно-диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в паре, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке).

Данный урок состоит из несколько этапов, на каждом из которых применяется ИКТ с целью улучшения усвоения материала. Используются разные виды деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа учащихся, работа у доски, самопроверка.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

  • деятельностный,

  • проблемный (возникновение трудностей, которые помогли детям в открытии новых знаний),

  • частично-поисковый ( учит детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),

  • практический.

  Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок  был по-своему успешен. Урок удался и достиг поставленных целей.



Просмотр содержимого документа
«Урок»

Кравцева Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ № 2»

3 класс, тип урока - урок открытия новых знаний

Тема: Правописание суффиксов –ик, -ек-

Цели:

 1. Создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Планируемые результаты

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; работать в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывать своё собственное, аргументировать его.


Оборудование:

учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс 1 часть»;

- электронное приложение к учебнику;

- мультимедийный проектор;

- фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;

- карточка ;

- алгоритм;


Использованные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемно-диалоговое обучение, исследовательские (метод вовлечения учащихся в постановку целей и задач урока, метод организации работы в паре, метод рефлексии, метод организации самостоятельного изучения нового материала в практике работы на уроке)




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный этап.

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.




Слушают и проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

2. Мобилизующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

.

 

СЛАЙД 2

Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов, ведь писать на родном языке с ошибками стыдно. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.


Принимают и сохраняют учебную задачу.


3.Минутка чистописания

Способствовать развитию

каллиграфических навыков,

внимания, речи.

СЛАЙД 3

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-По образцу напишите сочетания букв.

(Прописывают соединения ушк, ик, ек).

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

- Написали суффиксы.

-Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- О суффиксах.


Принимают и сохраняют учебную задачу;

анализируют

4.Актуализация знаний

Проверить знания детей по пройденному материалу

СЛАЙД 4

Вспомнить о суффиксе нам поможет задание «Верные и неверные утверждения». Я вас прошу пометить знаком + только верные утверждения.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово.


2.Суффикс – это часть слова.


3.Суффикс стоит после корня.


4.Суффикс стоит перед корнем.


5.Суффикс служит для образования новых слов.


6.Суффикс служит для связи слов в предложении.


7.Суффикс не имеет значение.


8.Суффикс имеет значение.



9.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества.

( Докажите. Назовите свои отчества)





5. Создание проблемной ситуации.

Способствовать

формированию мотивации к поиску решения постав-ленной задачи (проблемы)

СЛАЙД 7

- Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, тетра-ь, кни.ка, п.роша, ключ..к, замоч.к.

- Объясните правописание орфограмм.

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?

-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.

-В какой части слова встретились орфограммы?

-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).

Парную согласную в корне тоже умеем проверять.

-В суффиксе мы можем проверить написание гласной?

-Знаем ли мы эту орфограмму?

У нас возникла проблема в написании суффикса! ЕК или ИК?


Списывают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют свой выбор.

Формулируют своё затруднение.

6.Постановка темы и учебной задачи урока.

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

(Правописание суффиксов -ек -ик.).

-Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(Узнать, когда пишем ек, а когда ик, учиться писать слова с данной орфограммой)


Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и определяют цель работы.

7.Открытие нового знания.

Познакомить

учащихся с правописанием суффиксов.

Прием «Мозговой штурм».

Сегодня мы представим себя учёными – лингвистами и попробуем сами вывести правило правописания суффиксов - ик и – ек. Ведь это интереснее. Правило лучше запомнится, и его легче будет применять на письме.


–Вы будете работать в паре. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь понять это своему товарищу. Результат вашей работы приведёт к успеху всего класса. Попробуем выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Арбузик – нет арбузика

Бантик – нет бантика

Барашек – нет барашка

Горошек – нет горошка.

- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?

- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной И, Е ?

- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?


Вывод: Мы сравнили пары слов: …

Заметили, что…

- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?

Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;

Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.

Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин. (фрагмент мультфильма)


Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно написать суффиксы –ик – и –ек –.


Знакомство с алгоритмом.

  1. Изменяем слово по команде (нет кого? чего?)

  2. Определяем, «Убегает» ли гласная.

  3. Если да – пишем –ек. Если нет –ик.



Работают в паре. Выполняют задание, делают вывод о написании суффиксов.

8.Первичное закрепление

Способствовать закреплению полученных знаний о правописании суффиксов.

А теперь применим это правило на практике:

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

Стол…, клубоч.., кот.., сыноч...


Выполнение упражнения на компьтере. Игра «-ек или –ик?»


- Распределите слова по корзинам: в одну помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где пишется суффикс –ек.


Работают по алгоритму

9.ФИЗМИНУТКА

«Как живёшь?»



10.Закрепление изученного материала.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платочек, сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, карандаш…к, ореш…к, , кирпич…к, василёч…к, огонёч…к.


Выполняют задание, сверяют по образцу.

11.Итог урока.

Тест по теме

«Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и – ИК»


1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч… к

2) денёч…к

3) калач…к

4) ножич…к


2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч…к

3) карандаш…к

4) чертёж…к



Выполняют задание, сверяют с ключами.

12.Рефлексия результатов деятельности 

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы еѐ достичь?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Для чего учимся писать суффиксы –ек- и –ик-?

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ……………..

Выберите нужное высказывание.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу объяснить другим.

Отвечают на вопросы, выбирают нужное высказывание.





Д/З

стр 151 правило, упр 104




Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение

Списывают слова, вставляют

пропущенную букву, объясняют свой

выбор.

Формулируют свое затруднение



Просмотр содержимого презентации
«Суффиксы ЕК ИК»

Урок русского языка 3 класс по теме: «Правописание суффиксов  -ек-, -ик-.»

Урок русского языка

3 класс по теме:

«Правописание суффиксов

-ек-, -ик-.»

14 декабря. Классная работа.

14 декабря.

Классная работа.

Минутка чистописания На строчку посмотрите, Что заметили, скажите. ушк очк ек ик

Минутка чистописания

На строчку посмотрите,

Что заметили, скажите.

ушк очк ек ик

Что такое суффикс?

Что такое суффикс?

« Верные и неверные утверждения». 1.Суффикс – это маленькое слово. 2.Суффикс – это часть слова. 3.Суффикс стоит после корня. 4.Суффикс стоит перед корнем. 5.Суффикс служит для образования новых слов. 6.Суффикс служит для связи слов в предложении. 7.Суффикс не имеет значение. 8.Суффикс имеет значение. 9.Суффиксы – евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. ( Докажите. Назовите свои отчества) + + + + +

« Верные и неверные утверждения».

1.Суффикс – это маленькое слово.

2.Суффикс – это часть слова.

3.Суффикс стоит после корня.

4.Суффикс стоит перед корнем.

5.Суффикс служит для образования новых слов.

6.Суффикс служит для связи слов в предложении.

7.Суффикс не имеет значение.

8.Суффикс имеет значение.

9.Суффиксы евн, - евич, -овн, - ович, -ич, -ичн образуют отчества. ( Докажите. Назовите свои отчества)

+

+

+

+

+

Запишите слова и вставьте пропущенные буквы. Сн..жок, к..рмушка, тетра..ь, кни..ка, п..роша, ключ..к, замоч..к.

Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.

Сн..жок, к..рмушка, тетра..ь, кни..ка, п..роша, ключ..к, замоч..к.

ЗАМОЧ.К

ЗАМОЧ.К

Когда в слове пишется суффикс – ИК , а когда суффикс – ЕК ?

Когда в слове пишется суффикс – ИК , а когда суффикс – ЕК ?

Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным

Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая проблема встала перед Витей Перестукиным

Тема урока: Правописание суффиксов –ЕК - ИК.  1.Узнаем,когда пишется суффикс - ек, а когда – ик. 2. Будем учиться писать слова с данной орфограммой. Чему научимся сегодня на уроке?

Тема урока:

Правописание суффиксов –ЕК - ИК.

1.Узнаем,когда пишется суффикс - ек, а когда – ик.

2. Будем учиться писать слова с данной орфограммой.

Чему научимся сегодня на уроке?

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.   Арбуз ик – нет арбуз ик а Бант ик – нет бант ик а Бараш ек – нет бараш к а Горош ек – нет горош к а.

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Арбуз ик – нет арбуз ик а

Бант ик – нет бант ик а

Бараш ек – нет бараш к а

Горош ек – нет горош к а.

АЛГОРИТМ  Изменяем слово по команде (нет кого? чего?) 2. Определяем, « Убегает » ли гласная. 3 . Если Да  НЕТ ПИШИ - ИК ПИШИ - ЕК

АЛГОРИТМ

  • Изменяем слово по команде (нет кого? чего?)

2. Определяем, « Убегает » ли гласная.

3 . Если Да НЕТ

ПИШИ - ИК

ПИШИ - ЕК

И НЕТ СТОЛ И КА К СТОЛ Е К КЛУБОЧ НЕТ КЛУБОЧКА КОТ К И НЕТ КОТ И КА НЕТ СЫНОЧКА СЫНОЧ К Е

И

НЕТ СТОЛ И КА

К

СТОЛ

Е

К

КЛУБОЧ

НЕТ КЛУБОЧКА

КОТ

К

И

НЕТ КОТ И КА

НЕТ СЫНОЧКА

СЫНОЧ

К

Е

ек ек ек платоч__ листоч__ стол__ ик билет__ ик песоч__ ек зуб__ ик МОЛОДЦЫ! ик ек 15

ек

ек

ек

платоч__

листоч__

стол__

ик

билет__

ик

песоч__

ек

зуб__

ик

МОЛОДЦЫ!

ик

ек

15

ек ик ек кружоч… ик винт… пароход…  ик сыноч… ек звоноч… ек ик корабл… ек годоч… ик билет… ек голубоч… ек дождич… ик пакет… ек комоч…

ек

ик

ек

кружоч…

ик

винт…

пароход…

ик

сыноч…

ек

звоноч…

ек

ик

корабл…

ек

годоч…

ик

билет…

ек

голубоч…

ек

дождич…

ик

пакет…

ек

комоч…

ТЕСТ 1. В каком слове пропущена буква И?  1) звоноч … к  2) денёч … к  3) калач … к  4) ножич … к  2. В каком слове пропущена буква Е?  1) молоточ...к  2) бубенч … к  3) карандаш … к  4) бережоч … к

ТЕСТ

1. В каком слове пропущена буква И?

1) звоноч … к

2) денёч … к

3) калач … к

4) ножич … к

2. В каком слове пропущена буква Е?

1) молоточ...к

2) бубенч … к

3) карандаш … к

4) бережоч … к

ПРОВЕРИМ!  3 2. 1

ПРОВЕРИМ!

  • 3

2. 1

Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал …………….. Выберите нужное высказывание. Я всё понял, могу работать по алгоритму. Я всё понял, могу объяснить другим.

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал ……………..

Выберите нужное высказывание.

Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Я всё понял, могу объяснить другим.

Х.  Домашнее задание.   1. Стр. 151 правило 2. Упражнение 104

Х. Домашнее задание.

1. Стр. 151 правило

2. Упражнение 104