СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Литературного чтения 2 класс "Бианки Сова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Литературного чтения 2 класс "Бианки Сова"»



Интегрированный урок литературное чтение – окружающий мир

Технологическая карта урока

Класс: 2

Школа: МАОУ СОШ №92-3

Учитель: Краснова М.А.

УМК:  «Школа России»

Тема урока: Сказка - несказка В.В.Бианки «Сова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки, познакомиться со сказкой-несказкой, как одним из видов литературного жанра;

  • углубить представления учащихся о том, что в природе всё взаимосвязано;

  • работать над вдумчивым восприятием частей рассказа;

  • развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас;

  • оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

  • совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, оказывать помощь друг другу;

  • воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к природе.

Методы обучения:

  • диалоговый

  • практический

  • объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парная

Система контроля:

  • самоконтроль

  • взаимоконтроль

  • контроль учителя

  • качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.

Средства обучения:

  • карточки с картинками

  • учебник

  • компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.




Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1





Организационный момент.




Слово учителя:

-Садитесь. Осанка!

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…


- Уши внимательно слушают и всё…


- Голова ясно и хорошо…



Настраиваются на активную работу на уроке.

- Видят!


- Слышат!


- Думает!

Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

2

















Актуализация знаний.
































2) Речевая разминка.







- Итак, речевая разминка.

- Прочитайте это стихотворение все вместе.

- А теперь, 1 ряд – читает стихотворение с радостью, 2 ряд – с грустью, 3 ряд - с удивлением.

Молодцы!

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях -

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

- Фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? Что вы можете о нем рассказать?



Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

  ( Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)

- А какие произведения Бианки вы уже читали? («Музыкант»)

- Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).


Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.












Вспоминают автора рассказа.









Пересказ, расставляют картинки в правильной последовательности.






Формулируют главную мысль.


Читают цепочкой по строчке (презентация).


Личностные: высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3

Постановка учебной задачи.


- Вы уже догадались, какого автора произведение мы сегодня будем читать?

- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой.

- Какое же животное сегодня нас встречает?

- Отгадайте загадку.

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Презентация.



- Что знаете о сове?

-Найдите это произведение в учебнике.

Задачи урока: (главные слова на карточках)

Познакомится с новым произведением В.В. Бианки.

Анализировать текст.

Главная мысль произведения








Отгадывают загадку.








Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек,

насекомых.







Формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.









  • Словарная работа

- В данном произведении вам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение. Работаем в парах

Утекает -

 

убегает

Кормовистый клевер -

 

предназначенный для корма скоту.

Цветень -

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться -

 

прятаться, таиться.

Раздолье -

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Пойло-

 

питательное питье для скота.





Физкультминутка

- Чтобы дальше мы смогли поработать с текстом, нашим глазкам нужно дать отдохнуть.

Физминутка для глаз

В лесу темно,

Все спят давно. (закрыли глаза)

Все птицы спят,

Одна сова не спит.

Глазками влево, вправо,

Верх, вниз.

По диагонали.

По часовой стрелке,

Против часовой стрелки,

Поморгали часто-часто.


Показывают движения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

4

Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование ситуации. 

Чтение текста учителем и детьми. (Просмотр мультфильма - последняя часть)

- Ребята, сейчас мы будем с вами читать это произведение. Сначала буду читать я, а потом вы по цепочке (по 1 предложению). Поставьте пальчик на строчку и будьте очень внимательны.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Назовите главных героев. (Старик и Сова)

- Ребята, а почему это произведение В.В. Бианки назвал «Сова»? (В нем рассказывается о пользе совы)

- Можно ли ему дать другое название? Какое? (Как старик нарушил равновесие в природе. Природное равновесие.) Почему?



Внимательно слушают учителя. Читают по цепочке. Смотрят мультфильм.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.





Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

- Ребята, сказку или рассказ мы прочитали? (Это сказка, так как звери разговаривают, с ними происходят приключения.)

- А ещё В.В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называются познавательными. Таким образом, В.В. Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку










5

Физкультминутка

- Ребята, устали. Давайте немножко отдохнем. Встали и делаем вместе с одним из учеников.


В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)



Показывают движения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

6

Работа над усвоением смысла прочитанного. Установление связей в природе.

1) Работа в группах.







2) Самостоятельная работа.





- А сейчас, ребята, мы немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный. Приготовились. Кто помнит:

- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)

- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)

- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

- Какую пользу шмели приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

- Найдите и выразительно прочитайте три предупреждения совы и три ответа старика

- Когда он понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? (Пошел просить у совы прощения.)

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)


Организует работу в группах. Задание: вспомните сказку, расположите картинки в правильной последовательности.

Самостоятельная работа.

Карточка с деформированным текстом. Работа в паре.

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

Работа с пословицами.

- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберем. СОБИРАЮТ ПОСЛОВИЦЫ

- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте? Объясните ее значение. Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью произведения?

  • С тем не бранись, кому будешь кланяться.

  • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  • Чем дальше в лес, тем больше дров.

(Любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.)

- Ребята, давайте вернемся к нашей сове. Всю ли работу мы выполнили?


Работают самостоятельно.






Находят ответы на вопросы.









Проверяют расположение картинок.







Коммуникативные: уметь оформлять устные высказывания в схеме.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

7

Итог урока.










Домашнее задание.





- Ребята, покажите своих совушек. Со всеми этапами работы над произведением вы справились?

  • Если вам урок понравился, было все понятно, то Совушку раскрасьте в зелёный цвет.

  • Если были затруднения, то Совушку раскрасьте в жёлтый цвет.


- Дома ребята вы будете выполнять интересные задания. Возьмите листочки зеленого цвета. Вы можете….

Выбери себе домашнее задание: (творческого характера)

  1. Подготовь пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Подготовь чтение сказки по ролям.

  3. Подготовь выразительное чтение отрывка и нарисуй к нему иллюстрацию.


- Ребята, сегодня на уроке вы были очень внимательными и активными. Мне понравилось с вами работать. Большое всем спасибо!



Высказывают свои мысли.

Всё в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.


Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности; уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

8

Рефлексия

Создаёт условия для оценивания учащимися результатов работы.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

Оцените свою работу (смайлики)

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Самооценка.


Познавательные: уметь провести рефлексию на уроке.

Личностные: оценивать результат собственной деятельности;

адекватное реагирование на трудности.