СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "В. Бианки "Сова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«План урока»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КРАСНОЕ

Открытый урок литературного чтения «В. Бианки «СОВА» /в рамках конкурса «Учитель здоровья»/

Подготовила Гревцова С.А. учитель начальных классов








Цели урока:








Универсальные учебные действия:









Оборудование :

1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки:

познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом

литературном жанре « сказки- несказки – познавательная сказка», закрепить

знания об особенностях сказок.

2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и

осознанного чтения.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в

содружестве с природой.


Предметные: научатся видеть красоту природы, изображённую в

художественном произведении, пересказывать текст,

участвовать в обсуждении.

Метапредметные: будут учиться принимать и сохранять учебную задачу;

определять цель учебной деятельности;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию;

выделять существенную информацию;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для

партнёра высказывания.

Личностные: освоение личностного смысла учения; ориентация в

нравственном содержании, самоанализ и контроль результата.



Интерактивный комплекс, компьютер, магнитофон, фонограмма «Голоса птиц», мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил» (по мотивам сказки В.В. Бианки); аудиоприложение к учебнику, книжная выставка;

на партах: учебники «Литературное чтение 2 класс» автор Климанова Л.Ф, раздаточный материал для работы в группах;

на доске: изображения старика и совы, слова-характеристики главных героев – предварительно закрыты белой бумагой.



1

Оргмом.



- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

- Когда человеку хочется улыбаться?


- Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.





- Когда у него всё хорошо и хорошее настроение.


2.

Подгот.

работа

- Сегодня я приглашаю вас прогуляться по лесным тропинкам и послушать звуки леса.



- Что вы услышали?

- Каких птиц вы смогли узнать по голосу?(слайд 1)






Дети слушают фонограмму «Звуки леса»



Дети называют птиц.

Проводится игра «Мозаика» (SMART Notebook) и на доске появляется фотография Бианки.


3.

Знак-во с

автором.











Работа с книжной выставкой

и

определение

названия сказки.

- Как вы думаете, кто изображён на фотографии? Вам знаком этот человек?

-Какое отношение он может иметь к нашему уроку?



Слушать птиц и определять их по голосу В.В.Бианки очень любил.(слайд 2)

Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил мальчика узнавать каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В.Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбками, и террариум с черепахами, змеями и ящерицами.


Все свои наблюдения в природе Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок, а в литературе появился новый жанр сказки-несказки (на доске учитель прикрепляет надпись «сказки-несказки») Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопрос, почему так называются сказки В.В.Бианки?


- После урока вы сможете взять любую из книг Виталия Валентиновича, прочитать и узнать много нового и интересного.

-На нашей выставке нет лишь одной сказки, той, которую мы сегодня будем читать. Попробуйте определить её название.



- Молодцы! Вы справились с заданием - сказка называется «Сова».

- Писатель.

-Мы будем читать его произведение.











Дети рассматриваю выставку книг.









Работа в парах

(на карточке даны слова: волк, соловей, крапивница, орёл, тигр, сверчок, воробей, комар, аист – из данных слов выбрать только названия птиц и используя только первые буквы составить слово)


4

физкультминминутка

Игра «Птицы прилетели»

(если дети слышат названия птиц – машут руками, имитируя крылья, а если насекомых - приседают)

Прилетели птицы, голуби синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы, голуби, синицы,

Аисты, вороны, комары, орлы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, иволги, кукушки

Даже совы – сплюшки.




Выполняют физкультминутку


5.

Постановка учебной задачи

- Итак, какое произведение мы будем сегодня читать? Кто его автор?

- Какую работу нам предстоит выполнить на уроке?

(будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над правильным чтением и должны будем ответить на вопрос, почему сказки Бианки называются сказки – несказки?)



Ответы учащихся


6.

Познавательная информация

- Ребята, а что вы знаете о совах?

-Какой образ жизни они ведут? (ночной)

- На кого они охотятся? (на мышей и мелких грызунов, лягушек, насекомых)

- Что помогает совам охотиться? (острый слух, мягкое густое оперение, благодаря которому они летают почти бесшумно), сильные когти, крепкий клюв)

- Какую пользу приносят совы? (уничтожают вредителей полей)


- На Руси к сове относились радушно. В сказках её звали «совушкой-вдовушкой»,

белокурой, разумной головушкой.

Во многих странах сова считается символом мудрости.





Ответы учащихся


7.

Подготовка к восприятию текста

Чтение сложных слов: (слайд 3)

От-ча-ян-на-я – отчаянная

Хо-ро-нишь-ся – хоронишься

Сто-ро-нишь-ся – сторонишься

Рас-сер-ди-лась – рассердилась

Пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

За-гля-ды-ва-ют – заглядывают

Стар – старик – стариковом


Словарная работа: (слайд 4)

- Попробуйте сами объяснить значение слов, которые встретятся вам при чтении:


Утекает убегает

Кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту

Цветень пыльца

хорониться прятаться, таиться

раздолье много места

как бы худа не вышло как бы беды не было

чай белить добавлять молоко в чай

пойло питательное питьё для скота


Читают слова по слогам, а потом произносят слово целиком










Работа с интерактивной доской


8

Первичное знакомство с текстом


















































Выяснение значения слова

«сказки-несказки»




  1. Просмотр мультфильма «Сова» (1 часть—до слов «Ночь пришла»)


-Как обратилась сова к старику?

А что старик ответил сове?

Почему старик не считал сову своим другом?

Как ответил он на её предупреждение?

Что значит «утекай, пока цела»?

  1. Работа по электронному учебнику (читает диктор)


2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

- Почему мыши так расхрабрились?

- Чем они занялись на лугу?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте.

- Что же ответил Стари Сове?

- Какой был старик? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)

- Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

- Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

  1. Чтение текста учащимися:


3 часть- до слов « Старик браниться…»

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что стало с коровой?

- Найдите три предупреждения Совы.

- О чём она предупреждает Старика?

- Меняется ли его поведение?

( Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

4. Чтение теста учителем


4 часть- до слов « Простила Сова…»

- Что изменилось в Старике?

( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Когда Старик понял свою ошибку?

( Вот и чай белить Старику нечем стало»)

- Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

- Найдите пословицу. Что она означает?

( Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

  1. Просмотр мультфильма


5 часть.- до конца сказки.

- Как Старик исправил ошибку? Что он понял?






- К какому виду сказок можно отнести эту сказку? ( о животных)

Вы знаете, что бывают русские народные сказки. А какая это сказка? (о животных)

В.В.Бианки называл свои истории сказки-несказки. Думаю, теперь вы можете ответить, почему сказки В.Бианки называл сказки-несказки?


Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.



Смотрят мультфильм и отвечают на вопросы по содержанию.







Слушают сказку и отвечают на вопросы по содержанию.











Читают сказку и отвечают на вопросы по содержанию.











Следят за чтением учителя и отвечают на вопросы по содержанию.
















Смотрят мультфильм и делают вывод:


В природе всё друг с другом связано. Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.


Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.


9.

физкультминутка


Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,

Все спят давно. (Дети изображают спящих.)

Все птицы спят...

Одна сова не спит,

Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)

Совушка-сова,

Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит, (Присесть.)

Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)




Выполняют физкультминутку


10.

Чтение-обсуждение


- Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими

событиями.

- Как начинается сказка? Чтение отрывка.


-Что произошло? (Улетела сова).

- Почему?

По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются. ( Слайд 5)

Чтение отрывка


- Что произошло дальше? (Вышли мыши).

- Почему? Чтение отрывка


-Что произошло дальше? (Улетели шмели).

- Почему?

Чтение отрывка


- Что произошло дальше? (Не стало клевера).

- Почему?

Чтение отрывка.


- Что произошло дальше? (Корова отощала). (Заменить фигурку сытой коровы, на фигурку тощей).

-Почему?

- Как изменилась жизнь старика?

- Почему?


У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).



- В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Работа с интерактивной доской


11

Составление характеристики героев


-Кто главные герои сказки?

Давайте попробуем охарактеризовать каждого героя.


Старик Сова


Из слов, данных на доске, дети выбирают слова, соответствующие характеру данного героя.

Слова на доске: не считал своим другом, понимает связи в природе, добрая, пренебрежительный, мудрая, высокомерный, глупый, даёт советы, предупреждает об ошибках.

- Кто из главных героев вам нравится больше? Почему?

- А кто из героев нравится автору? Как вы думаете, почему?

- Чему же научила сова старика? (человек тесно связан с природой: животные помогают человеку, а человек должен помогать природе)


- Какой вывод сделали герои сказки? (Дружно не грузно, а врозь хоть брось)




Работа с рисунками на доске и со словами - характеристиками






д\з

Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

2. Чтение по ролям.

3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

Выбирают для себя д/з и записывают в дневник


Рефлексия.

- Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

На доске:

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

Нужно уметь прощать.

- Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни


- На память о нашем уроке я хочу подарить вам маленького совёнка, раскрасьте его и пусть он дарит вам хорошее настроение.



Подводят итог своей деятельности



Интернет-ресурсы: мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=vnRpQ8xsNoU


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!