СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе по теме А.И. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе знакомит учащихся с творчеством А.И. Бунина. На уроке прослеживается связь с уроками музыки, изобразительного искусства и окружающего мира.

 Урок воспитывает – любовь, бережное отношение к природе; доброту; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе по теме А.И. Бунин "Листопад"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калининская начальная школа»











Конспект урока по литературному

чтению 3 класс УМК «Планета знаний»





И. А. Бунин «Листопад»







Подготовила

учитель начальных классов

Аладина Татьяна Анатольевна



П. Родниковые Пруды





Тема: И.А.Бунин. Листопад

Цели


-продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина; 

-познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть тему и идею стихотворения; 

Задачи:

Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;

Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;

Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увидеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.

Предметные результаты:

Слушают стихотворение И. Бунина «Листопад». Определяют виды строф. Называют фамилию поэта и его стихи, читают одно из стихотворений наизусть.

Метапредметные результаты:

Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями И.А. Бунина; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.


Оборудование:

  • видеозапись стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;

  • репродукция картин И.Левитана «Золотая осень»;

  • аудиозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»;

  • «Толковый словарь русского языка» для школьников

  • компьютерная презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.




Ход урока.

1.Организационный момент.

Ну-ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Пожелаем всем удачи.

За работу, в добрый час!

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

Послушайте и отгадайте загадку.

Загадка .

Золотистая косичка – это рыжая сестричка

Убирает, веет, косит, урожай в амбары носит.

О каком времени года будем говорить?

- А что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

-А какие поэты описывали в своих стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку.

-Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

3. Подготовка к восприятию стихотворения А. И. Бунина «Листопад».

- Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени. Например, русский художник Исаак Левитан нарисовал картину «Золотая осень», а композитор П. И. Чайковский сочинил музыкальную композицию «Октябрь». В этих произведениях с помощью красок и звуков авторы передали красоту осеннего леса, его звуки и запахи.

- Послушайте музыку и внимательно рассмотрите картину. (одновременно показ слайда с листопадом)

- Какие звуки вы услышали в осеннем лесу? Что увидели? Похоже ли то, что вы представили благодаря музыке П. Чайковского на то, что изобразил художник И. Левитан на своей картине?

- Что изображено в центре картины? В верхней части? Почему вода в реке синего цвета? Что нарисовано вдали? Как выглядят деревья? Почему И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень»? Какими красками он воспользовался, чтобы передать красоту осенней природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие чувства пробуждает?

4. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы разнообразим цветовую гамму в изображении осени.

Работа в группах .(Соберите слова) Сформулируйте тему урока. задачи.

Две группы детей собирают слова из букв написанных на осенних листочках.

1 группа: Бунин;

2 группа: Листопад.

Какую цель мы поставим на уроке? 
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Листопад" . 

- Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель : 
( Какую работу мы должны провести?) 
1. Познакомиться с биографией поэта . 
2.Познакомиться со стихотворением. 
3.Выяснить значение непонятных слов. 
4 Проанализировать стихотворение по смысловым частям 
5.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы? 
6. Научиться читать выразительно стихотворение. 


5. Знакомство с биографией писателя.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство

провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.

В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу.

Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.

6. Первичное восприятие стихотворения.

-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина листопад?

Листопад – это …

  • …опадание листьев

  • … пора осени

  • … явление в природе

  • … сухие листья

  • … разноцветные листья

7. Чтение стихотворения с анализом.

а) Словарная работа. перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить

( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса-

  1. Подвижная физкультминутка.


б) Чтение стихотворения по частям с анализом.


1 часть ( до слов «И осень тихою вдовой,

вступает в пёстрый терем свой»)

2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»

3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

– Какое настроение рождает у поэта вид осеннего леса? Докажите строками стихов.

– Какие строки повторяются? Прочитайте.

– Как вы думаете, одинаково ли их надо читать? 

– Почему?

– А как именно?

– А как надо читать само стихотворение? (Медленно, плавно)

– Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса? 

( "терем расписной”; "осень вступает в пёстрый терем свой”;  "заворожённый тишиной”)

– Найдите слова, в которых поэт передаёт нежность, теплоту чувств, изображая осень.

(оконца;  белый лепесток; воздушная паутина)

– А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор? 

(чувствуется грусть: "тихою вдовой”, подготовка к зиме, щедрость, "последний мотылёк”; "мёртвое молчание”) 

– Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение? Подтвердите текстом.

– Какие слова и выражения помогают нарисовать лес? берёзы? ёлочки? клёны?

– Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать осень, изображённую Буниным?

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились? Кто написал это прекрасное стихотворение? Хочется ли вам прочитать его ещё раз и увидеть или почувствовать красоту Бунинской осени? А кто хочет выучить отрывок из этого стихотворение наизусть?

- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

- Так почему автор так назвал свое произведение? (высказывают свое мнение)

(именно листья придают осени, лесу эту незабываемую красоту)


Вывод учителя:  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин     

Рефлексия.

 - Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание было самым интересным?

- Кому после знакомства с этим стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?

-Оцените свою работу. Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?

  1. Домашнее задание.


Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями:

•  Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад» -это на оценку 3.

•  Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4.

• Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок  текстом наизусть – на оценку 5.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!