Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Калининская начальная школа»
Конспект урока по литературному
чтению 3 класс УМК «Планета знаний»
И. А. Бунин «Листопад»
Подготовила
учитель начальных классов
Аладина Татьяна Анатольевна
П. Родниковые Пруды
Тема: И.А.Бунин. Листопад
Цели:
-продолжить знакомство с творчеством И.А. Бунина;
-познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть тему и идею стихотворения;
Задачи:
Обучающие - совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью; делать разметку текста для выразительного чтения: постановку логического ударения, пауз;
Развивающие – развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, произвольное внимание и речь;
Воспитательные – любовь, бережное отношение к природе; доброта; умение чувствовать красоту слова; испытывать эстетическое наслаждение от произведений искусства.
Планируемые результаты: в процессе урока обучающиеся должны осознать необходимость общения с книгой, увидеть красоту русского языка, научиться выразительно читать стихотворение И. А. Бунина.
Предметные результаты:
Слушают стихотворение И. Бунина «Листопад». Определяют виды строф. Называют фамилию поэта и его стихи, читают одно из стихотворений наизусть.
Метапредметные результаты:
Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями И.А. Бунина; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений).
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог.
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Оборудование:
видеозапись стихотворения И.А. Бунина «Листопад»;
репродукция картин И.Левитана «Золотая осень»;
аудиозапись музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь»;
«Толковый словарь русского языка» для школьников
компьютерная презентация о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
2. Постановка цели. Актуализация знаний.
Послушайте и отгадайте загадку.
Загадка .
Золотистая косичка – это рыжая сестричка
Убирает, веет, косит, урожай в амбары носит.
О каком времени года будем говорить?
- А что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
-А какие поэты описывали в своих стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку.
-Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
3. Подготовка к восприятию стихотворения А. И. Бунина «Листопад».
- Многие поэты, писатели, художники и музыканты восторгались красотой золотой осени. Например, русский художник Исаак Левитан нарисовал картину «Золотая осень», а композитор П. И. Чайковский сочинил музыкальную композицию «Октябрь». В этих произведениях с помощью красок и звуков авторы передали красоту осеннего леса, его звуки и запахи.
- Послушайте музыку и внимательно рассмотрите картину. (одновременно показ слайда с листопадом)
- Какие звуки вы услышали в осеннем лесу? Что увидели? Похоже ли то, что вы представили благодаря музыке П. Чайковского на то, что изобразил художник И. Левитан на своей картине?
- Что изображено в центре картины? В верхней части? Почему вода в реке синего цвета? Что нарисовано вдали? Как выглядят деревья? Почему И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень»? Какими красками он воспользовался, чтобы передать красоту осенней природы? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Какие чувства пробуждает?
4. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.
Сегодня на уроке мы разнообразим цветовую гамму в изображении осени.
Работа в группах .(Соберите слова) Сформулируйте тему урока. задачи.
Две группы детей собирают слова из букв написанных на осенних листочках.
1 группа: Бунин;
2 группа: Листопад.
Какую цель мы поставим на уроке?
Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Листопад" .
- Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель :
( Какую работу мы должны провести?)
1. Познакомиться с биографией поэта .
2.Познакомиться со стихотворением.
3.Выяснить значение непонятных слов.
4 Проанализировать стихотворение по смысловым частям
5.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы?
6. Научиться читать выразительно стихотворение.
5. Знакомство с биографией писателя.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство
провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу.
Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже. В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина.
6. Первичное восприятие стихотворения.
-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина листопад?
Листопад – это …
…опадание листьев
… пора осени
… явление в природе
… сухие листья
… разноцветные листья
7. Чтение стихотворения с анализом.
а) Словарная работа. перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить
( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса-
Подвижная физкультминутка.
б) Чтение стихотворения по частям с анализом.
1 часть ( до слов «И осень тихою вдовой,
вступает в пёстрый терем свой»)
2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»
3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
– Какое настроение рождает у поэта вид осеннего леса? Докажите строками стихов.
– Какие строки повторяются? Прочитайте.
– Как вы думаете, одинаково ли их надо читать?
– Почему?
– А как именно?
– А как надо читать само стихотворение? (Медленно, плавно)
– Какие слова, выражения передают сказочность осеннего леса?
( "терем расписной”; "осень вступает в пёстрый терем свой”; "заворожённый тишиной”)
– Найдите слова, в которых поэт передаёт нежность, теплоту чувств, изображая осень.
(оконца; белый лепесток; воздушная паутина)
– А только ли на праздничную нарядную осень указывает автор?
(чувствуется грусть: "тихою вдовой”, подготовка к зиме, щедрость, "последний мотылёк”; "мёртвое молчание”)
– Какие картины предстают перед вами, когда вы читаете это стихотворение? Подтвердите текстом.
– Какие слова и выражения помогают нарисовать лес? берёзы? ёлочки? клёны?
– Какие краски понадобились бы вам, чтобы нарисовать осень, изображённую Буниным?
Итог урока. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились? Кто написал это прекрасное стихотворение? Хочется ли вам прочитать его ещё раз и увидеть или почувствовать красоту Бунинской осени? А кто хочет выучить отрывок из этого стихотворение наизусть?
- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).
- Каким настроением проникнуто это стихотворение?
- Так почему автор так назвал свое произведение? (высказывают свое мнение)
(именно листья придают осени, лесу эту незабываемую красоту)
Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, как это делал И.А. Бунин
Рефлексия.
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому после знакомства с этим стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
-Оцените свою работу. Кого бы вы хотели похвалить за работу на уроке?
Домашнее задание.
Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями:
• Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина «Листопад» -это на оценку 3.
• Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4.
• Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок текстом наизусть – на оценку 5.