СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4 классе.Тема: И.А. Бунин « Листопад» Картина осени в стихах.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения.»

Урок литературного чтения 4 класс

Тема: И.А. Бунин « Листопад» Картина осени в стихах.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

  1. Создать условия для представления в воображении учащихся поэтической картины природы, описываемой автором, осмысления состояния души; помочь найти художественные средства, изображающие природу осенью;

  2. Создать условия для творческого общения, для совершенствования умения работать с текстом, навыков выразительного чтения;

  3. Создать условия для воспитания чувства любви к природе, интереса к поэзии, совершенствовать умение выражать свои мысли и слушать других.

Планируемые результаты

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Читать стихотворение

выразительно;

Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть

картины осени;

Определять настроение произведения и его главную мысль.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Планировать свои действия для решения учебных задач;

Оценивать свои достижения.

Осознавать познавательную задачу;

Находить нужную информацию, использовать её для решения учебно-познавательных задач

Строить рассуждения, делать выводы.

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

Проявлять доброжелательное отношение в совместной работе;

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности

Проявлять интерес к чтению.



Ресурсы урока: Учебник 1 часть, аудиприложение, презентация, портрет поэта, карточки с заданиями, картины с изображением природы, бланк « Оцени себя».



Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

момент

Приветствие участников и гостей.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Желаю вам удачи!

Приветствуют гостей.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Цель: Настроить уч-ся на быстрое включение в работу.

Результаты: Формирование учебной мотивации

- Предлагает прочитать пословицу и объяснить её смысл:

« Утром не встал- потерял день, в детстве не учился- потерял жизнь»

- Имеет ли пословица отношение к вам?

Какое?

- Готовы ли вы получать новые знания?

- Читают пословицу, объясняют её смысл.




- Высказывают свои предположения.


- Ответы уч-ся.

3.Мотивация познавательной деятельности.

Цель: Мотивировать учащихся на изучение новой темы.

- Предлагает загадку:

« Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.» Осень

- Какие слова помогли отгадать загадку?


- Предлагает составить ассоциации к слову листопад.

- Какое настроение эти слова создают?


- Слушают загадку, отгадывают.





- Высказывают свои предположения (Листопад бывает осенью)

- Составляют ассоциации ( яркие краски, праздник, солнце, ветер, шуршание, шелест)

Высказывают свои предположения ( весёлое, праздничное, яркое)

4.Постановка темы урока и учебных задач.

Цель: Создать условия для формулирования темы и целей урока.

Результаты: Осознавать и формулировать тему и цель урока, высказывать своё мнение.

- Предлагает определить тему урока.

- Обобщает высказывания.

Сегодня мы узнаем, какой увидел осень мастер русского слова поэт И. А. Бунин

На доске тема урока:

« Листопад в поэтическом произведении И.А. Бунина»

- Предлагает определить учебные задачи.

- В каждом произведении автор хочет нам что-то сообщить, поделиться своими мнениями. Постараемся в конце урока понять, какую же мысль хочет донести до нас поэт.

Высказывают свои мнения.

Уч-ся ставят учебные задачи:

Познакомиться с произведением « Листопад»

Анализировать произведение;

Находить в тексте средства художественной выразительности;

Определять настроение, главную мысль;

Читать выразительно.

- Слушают учителя.








5.Организация познавательной деятельности.

5.1.Словарная работа.

Цель: Создать условия для первичного восприятия текста.

Результаты :Выяснение значений слов. Учебное сотрудничество с одноклассниками.

- Предлагает поработать в паре. Задание

Соединить слово с его значением.

- Предлагает подобрать синонимы к словам: Лиловый, багряный, золотой, завороженный.

- Работают в паре. Высказывают свои мнения.


- Подбирают слова синонимы.

Лиловый- фиолетовый, сиреневый цвет

Багряный- красный, золотой- жёлтый,

Завороженный-очарованный, окалдованный

5.2.Первичное восприятие произведения.

Цель: Создать условия для восприятия данного произведения.

Результаты: Определять на слух настроение, интонацию.

Рисувать словесную картину.

- Предлагает прослушать произведение

« Листопад» в аудиозаписи и высказать свои впечатления.

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

- Что вам представилось?

- Слушают произведение;

- Делятся впечатлениями;

- Рисуют словесную картину.

ФИЗМИНУТКА

5.3.Чтение текста и аналитическая беседа.

Цель: Чтение и анализ произведения.

Результаты: Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Участвовать в совместной деятельности.

- Предлагает прочитать самостоятельно 1 часть до слов « Вступает в пестрый терем свой»

-Найдите и прочитайте описание леса.

Какие деревья растут в лесу?

- Почему автор сравнивает лес с теремом? ( подсказка: изображение терема и леса)

- Что автору напоминают оконца?


- Бунин не только использует краски для описания леса, он обращается к нашей памяти запахов. Кто помнит, как пахнет лес осенью.

- Чем пахнет лес у Бунина?


- Почему слово Осень написано с большой буквы?


- С чем сравнивает поэт Осень?

- А почему вдова тихая?

- Предлагает прочитать 2 часть.

- Где мы оказались?

Кого мы там увидели? Какое сравнение для него придумал автор?

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

-Предлагает прочитать последние 4 строчки.

- Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает своё произведение одними и теми же словами?

- Делает обобщение.

Автор как-будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.


- Читают самостоятельно 1 часть



- Находят и зачитывают описание леса, называют деревья.

- Высказывают предположения ( Пестрота красок, резные ставни и резные листья, красота)

- Высказывают своё мнение( просветы неба между листвой)

- Отвечают ( листьями, прелостью, грибами)




-Находят ответ в тексте ( Лес пахнет дубом и сосной)

- Высказывают свое мнение ( автор сравнивает с живым предметом, является главным героем)

- Отвечают ( Она уже успокоилась и все печали уже позади)

- Читают самостоятельно 2 часть

- Отвечают.



- Отвечают. ( В лесу мертвое молчанье, не слышно птичьих голосов)

- Читают 4 строчки.



- Высказывают свои предположения.

5.4. Художники и осень.

Работа по картине И. Левитана

« Золотая осень»

Цель: Анализировать художественное произведение.

Результаты: Находить общие признаки при описании картины осени.

- Предлагает рассмотреть несколько репродукций картин великих художников с изображением картины природы осенью.

- Какие краски используют художники?

Что общего в репродукциях и в произведении?

- Делает обобщение.

Художники и поэты любят это время года и воспевают осень в своих произведениях.


- Рассматривают репродукции.

- Анализируют.

- Находят общие признаки

5.5. Средства художественной выразительности.

Цель :Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть

картины осени.

Результаты: Находить эпитеты, сравнения, олицетворения, цветовые образы. Участвовать в учебном сотрудничестве.


- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.

-Предлагает найти « ключик», который откроет загадку необычайной красоты стихотворения. Поработать в группе, найти и записать средства художественной выразительности.

1гр. – найти эпитеты в 1 части

2 гр. – найти эпитеты во 2 части

3гр. – найти сравнения

4 гр.- найти олицетворения

5 гр. – найти цветовые образы

6 гр. – найти подходящую иллюстрацию к произведению и подписать строчками из него

- Работают в группе. Находят , обсуждают, выслушивают каждое мнение, записывают.

-Представитель от группы предлагает ответы.

- Слушают, дополняют, оценивают.

5.6. Художественное исполнение произведения.

Цель: Развивать навыки осознанного выразительного чтения.

Результаты: Уметь читать произведение. Оценивать достижения учащихся.


- Предлагает выбрать подходящую интонацию. ( быстро, медленно, не торопясь)

- Какие чувства вы должны передать?


- Предлагает потренироваться.

1вариант- 1 часть

2 вариант- 2 часть

- Предлагает прочитать произведения.

- Выбирают подходящую интонацию.



- Называют ( удивление, очарование, - восхищение)

- Самостоятельно тренируются в чтении.



- Слушают и оценивают выступающих.

6.Рефлексия

Цель: Создать условия для анализа собственной учебной деятельности, результата работы, выявление причины неудач.

Результаты: Оценивать свои достижения, осознавать трудности.

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

- Какую мысль хотел донести до нас автор?

- Какое слово повторяется в тексте несколько раз? ( Сегодня)

-Делает обобщение.

Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их.

- Чему мы сегодня учились на уроке

- Что вы узнали нового?

- Предлагает оценить работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось….

Мне понравилось…

Я порадовался…

Я хочу поблагодарить…..

Я могу похвалить себя за…

- Предлагает заполнить бланк « Оцени себя»

- Предлагает разноуровневое домашнее

задание:

- Наизусть 1 или 2 часть

- Выразительное чтение и рисунок

- Сочинить стихи на тему « Осень»

- Благодарит за урок.

- Называют произведение и автора.


- Высказывают свои предположения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!