СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме И. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на уроке литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме И. Бунин "Листопад"»

Урок литературного чтения в 4-м классе. И.Бунин."Листопад»

Цели:1. Исследовать лирический отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад» на использование средств выразительности и ответить на проблемный вопрос: «В чем долговечность поэзии И.А.Бунина?»

2. Способствовать формированию элементарных умений связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

3. Совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок

II. Проверка домашнего задания

1.Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)

Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубке лисьей!
Стали студеными росы,
Стали багряными листья

Обобщение учителя. Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.

Разгадав ребус, назовите это явление. (листопад)

– О каком явлении мы будем говорить на уроке?

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.
69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Вспомните имя и отчество поэта. (Иван Алексеевич) (Вывешивается портрет)
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
– Какое же открытие вы сделали

Рассказ ученика. Иван Алексеевич Бунин – замечательный человек, поэт, писатель. Он говорил: «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком и был сам Иван Алексеевич. Вот почему он дорог и близок нам, читателям.
Поэзия рано пробудилась в душе поэта. Первое свое стихотворение, он написал в 8 лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них он сам,  его переживания, его мысли, его душа.

– Какие из его стихотворений вам известны?  («Полевые цветы», «Мороз», «На проселке», «Детство», «Вечер», «Пустой зеленый ельник у дороги», «Первый снег» и др.)

IV. Изучение нового материала

– Откройте учебник на станице 152. Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. Итак, тема урока: «Листопад» И.А.Бунина.
– Что означает слово листопад?
Листопад – опадение листьев осенью. (С.И.Ожегов).
– Чему мы будем учиться на этом уроке?
– Для чего нам это нужно?
– Но прежде чем мы познакомимся со стихотворением, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении.

Словарная работа

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.
Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета).
Лиловый – фиолетовы цвет (демонстрация цвета).
Багряный – темно-красный цвет (демонстрация цвета).
Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный .
Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы обратить внимание на красоту природы; выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние и всю любовь к природе)

V. Беседа по содержанию

– С чем автор сравнил лес?
– Что общего между теремом и лесом? (Как стена, оконца, резьба, вышки, лес похож на деревянный терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу пахнет дубом и сосной)
Терема строили в Древней Руси. В них жили князья, бояре, цари. Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные и украшали их резьбой.
– Стихотворение начинается и заканчивается сравнением: «Лес, точно терем расписной…»
Найдите другие сравнения.
сравнения помогают лучше представить тесное многоцветье, яркий праздник природы.
– Почему слово осень поэт пишет с заглавной буквы? (Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема)
– Как поэт называет осень? (Тихой вдовой)
– Кого называют вдовой? (Женщину, муж которой умер)
– Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит? (О том, что скоро исчезнет красота)
Здесь Бунин использует поэтический прием – олицетворение.
Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.
– Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная? (Играет последний мотылек, молчание леса – мертвое)
– Почему стало так тихо в лесу осенью? (Птицы улетели)
– Какие слова помогают представить лесную тишину? (Вступает тихою вдовой, мотылек замирает, мертвое молчание)
– Что нарушает тишину? (Листика шуршанье)
– Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листья. А читать  как будем – громко или тихо?

– Обратите внимание на то, что поэт трижды употребляет слово сегодня. Прочитайте все предложения, в которых есть это слово.
– Почему поэт несколько раз повторил это слово?
(потому что осень непредсказуема, завтра может все измениться, этот солнечный денек может быть последним. Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и любовались красотой осеннего леса).
– Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно? (Не торопясь)
– Почему не следует торопливо читать это  стихотворение? (Чтобы передать любование неподвижным лесом).
– Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
– Почему вторую половину следует читать тише? (Потому что именно там поэт говорит о мертвом молчании).
– Будем читать вторую половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

VI. Физкультминутка

Был нелегким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

Хлопаете – если это относится к осени, топаете – если нет.
Улетают птицы, расцвели подснежники, созрели кедровые орешки, покраснела клюква, появились сморчки, листопад, золотая осень, побежали ручьи, снегопад, уборка урожая.

VII. Закрепление материала

1. Игра «Найди пару» (карточки)

– Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина.

Просветы
Елочки
Осень
Лес
Паутина
Мотылек

Терем
Сеть из серебра
Оконца
Тихая вдова
Белый лепесток
Вышки

2. Работа в парах (карточки)

– Какая цветовая гамма используется в стихотворении для изображения осенних картин.

Лиловый;
золотой;
багряный;
желтый – «желтою резьбой»;
голубой – «в лазури голубой»;
синий – «в синей вышине»;
белый – «белый лепесток»;
серебряный – «как сеть из серебра».

3. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели, но и мастера пейзажной живописи. Посмотрите на картину знаменитого  художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и подберите к ней строчки из стихотворения.

VIII. Упражнения в выразительном чтении стихотворения

– Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и приготовитесь его выразительно, а следовательно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.
– Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени.
Какие строчки из изученных произведений приходят вам на память?

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лазурны вечера…

Славная осень! Здравствуй, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно, покой и простор.
Листья окрепнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер…

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная кросса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

Обобщение учителя. Так поэты восхищались чудесами осенней природы, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно, красивое в природе привлекает любого человека.

IX. Определение главной мысли стихотворения

  • Почему автор назвал стихотворение «Листопад»

  • Как еще можно озаглавить стихотворение?

(«Золотая осень», «Осенний лес», «Осенние картины», «Краски осени».

X. Итог урока

– Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?

XI. Рефлексия

– Я предлагаю прицепить осенние листочки на доску, если вам на уроке было хорошо, комфортно.

XII.Домашнее задание

  • Выразительное чтение стихотворения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!