Литературное чтение 3 класс УМК «Гармония»
Работу выполнила
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №5 г. Улан-Удэ»
Шведова Оксана Адреевна
1 урок
Индивидуальная работа
Нужно поставить + или - .
1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
5. Скрип был любопытный стрижонок.
6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
7. Стрижи – очень дружный народ.
8. После гибели мамы стрижата погибли.
Индивидуальная работа
Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.
1. +
2. +
3. +
4. -
5. +
6. -
7. +
8. -
1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.
Виктор Петрович Астафьев
(1924-2001)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.
Через несколько лет после рождения сына
Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство».
Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных.
С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать.
Мать оставалась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал
отягощать тот образ бытовыми подробностями.
С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать.
Мать оставалась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать тот образ бытовыми подробностями.
Петр Павлович Астафьев, отец писателя, при всей буйности характера, вызывает противоречивые чувства: и симпатии, и неприязни, и жалости. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли.
Потом были беспризорность,
детский дом, интернат. После
школы он учился в железнодорожной
школе и работал составителем
поездов.
В 1942 году ушел добровольцем на фронт, был контужен, тяжело ранен. В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.
После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. С 1951 года начал печататься на страницах пермских газет.
Астафьев был писателем честным, жестко, но справедливо говорил в своих рассказах правду, даже если она была горькая и тяжелая. Он писал свои произведения о детях и для детей, говоря с ними, как со взрослыми, честно и прямо.
Воздух режут без усилья, Как серпы кривые крылья. Промелькнет – не разглядишь, Так летает только ...
Стрижей вроде бы знают все. Летом стрижи с громкими криками, напоминающими визг, носятся в воздухе. Стрижей можно увидеть и в городах и вне городов. К стрижам люди привыкли, не обращают на них внимания и не подозревают часто, что видят очень необычных птиц. Стрижи - их в семействе 69 видов - похожи на ласточек. Но отличить их можно по более узким крыльям, по менее маневренному полету и по быстроте. Некоторые виды стрижей считаются чемпионами среди птиц по скорости полета .
Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Взлететь с земли стриж не может - крылья при взмахе ударяются о землю . Есть еще одна интересная особенность у стрижей - они могут спать в воздухе. Причем не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.
Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.
Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм.
Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни? Стрижей можно встретить везде – в горах, лесах, на равнинах,
а также в городах. В городах чаще
всего распространены черные
стрижи или белопоясные.
Словарь
Бесцеременно - беззастенчиво и развязно, выходя за границу вежливости.
Заполошно - суматошно, неспокойно, взбалмашно.
Лепиться –располагаться, прилепившись к чему-либо наклон-ному.
Яр - крутой берег, обрыв.
- Ребята как вы думаете, почему стрижонка назвали скрип?
- Какая была мама - стрижиха?
- Как вы думаете, почему маме - стрижихе было трудно прокормить стрижонка?
- Ребята почему мама - стрижиха вернула в норку стрижонка - скрипа?
- Как стрижи справляются с опасностью?
- Что случилось с мамой - стрижихой?
- Как стрижи помогали стрижатам - сиротам?
- Что произошло в жизни стрижонка - скрипа?
– Что послужило причиной для строительства другой норки?
План I части рассказа
Рождение Скрипа
1.
2.
3.
Стрижата одни
Возвращение мамы - стрижихи
План II части рассказа
Кормление птенцов
3.
Скрип обижен
Жизнь семьи
План III части рассказа
Скрип чуть не разбился
1.
2.
3.
Враги стрижей
Гибель мамы
Домашнее задание:
Домашнее задание:
у.с.141 – 147, подготовить пересказ, тпо с.
2 урок
Проверка понимания прочитанного
Выбери правильный ответ!
1. Стрижонок вылупился из яичка…
а) в гнезде
б) в тёмной норке
в) в скворечнике
2. Понял стрижонок, какая у них _____ и ______ мама.
а) строгая, милая
б) серьёзная, добрая
в) серьёзная, строгая
3. А вот у стрижонка Скрипа папы не было.
а) убили из оружия
б) сшибли из рогатки
в) сокол ударил крылом
4. Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз.
Наверное, он выпал бы из норки и разбился. Но тут появилась мама - стрижиха.
а) схватила и уволокла
б) ударила крылом
в) подтолкнула к выходу
5. Ему делалось жутко, когда за норкой, раздавалось пронзительное «тиу»! Тогда мама – стрижиха…
а) пряталась в норке
б) громко кричала
в) мчалась из норки
6. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, они всё равно…
а) дружно налетали на врага
б) дружно прятались в норке
в) дружно улетали из гнезда
7. Но мама – стрижиха ещё гналась за________, чтобы уж навсегда отвадить…
а) гадюкой
б) соколом
в) коршуном
8. Ночью к стрижатам нырнул…
а) сокол
б) вожак
в) гадюка
9. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась…
а) соседка - стрижиха
б) вожак Белое брюшко
в) коршун
10. Это было радостно и жутко.
Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко.…
а) дал капельку воды
б) дал мошку
в) ухватил и поволок
11. Все стрижиные дома заняты. Что же делать?
а) ночевать на берегу
б) найти пустую норку
в) начать делать свою норку
12. Мальчики пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и… . Что сделали ребятишки?
а) унесли домой
б) бросили на землю
в) погладили и выпустили
13. – Тиу! – крикнул вожак. Он звал.
а) на помощь
б) в отлёт
в) учить летать
Проверь себя!
1. Б
8. Б
2. В
9. А
3. Б
10. В
4. А
11. В
5. В
12. В
6. А
13. Б
7. Б
Оцени себя!
«5» - нет ошибок
«4» - 1 – 3 ошибки
«3» - 4 – 6 ошибок
«2» - более 6 ошибок
Домашнее задание:
У.с.141-148, подготовиться к тестовой работе по рассказу