Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
Учитель начальных классов: Соболева Светлана Николаевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Планируемые результаты
Учащиеся должны уметь:
Предметные:
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
определять последовательность событий, работать с планом.
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества;
воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.
Оборудование:
выставка книг В.Бианки;
презентация (Приложение);
карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
карточки с деформированным планом;
аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).
Ход урока
1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Речевая разминка.
Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)
Работа со скороговоркой.
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.
Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.
- О ком говорится в скороговорке?
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?
- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».
4. Актуализация знаний.
Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.
Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.
(Приложение. Слайд №2) «Кто это?»
5. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?
Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.
6. Ребята, что вы знаете о сове?
6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
- На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
- Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
6.2. Какую пользу приносят совы?
6.3. «Сова в культуре». (Слайд №4)
Ушастая сова.
Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах*
Веки серые сомкнет,
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.
(К. Шилов)
6.4. Приметы о сове.
Если много сов – урожай будет хороший.
Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.
Филин кричит на оттепель.
Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.
Сова кричит – на холод.
6.5. «А вы знаете?» (Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.
Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.
7. Подготовка к восприятию нового материала.
7.1. Чтение слов (запись на доске):
от-ча-ян-ная – отчаянная;
хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
рас-сер-ди-лась – рассердилась;
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
стар – старик – стариковом.
7.2. Какие слова вам не понятны? (Слайд №6) «Словарная работа»
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает | | убегает. |
Кормовистый | | клевер, предназначенный для корма скоту. |
Цветень | | пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. |
Хорониться | | прятаться, таиться. |
Раздолье | | много места. |
Как бы худа не вышло | | как бы беды не было. |
Чай белить | | добавлять молоко в чай. |
Пойло | | питательное питьё для скота. |
8. Первичное знакомство с текстом.
8.1. Чтение текста учителем.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.
8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.
(Дети 2 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои результаты и продолжают читать до конца.)
9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.
- Скажите, сказку или рассказ мы читаем?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
- Какие вы уже читали?
Все эти книги - из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.
Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).
Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
(Слайд №9) «Переводчики с бессловесного».
10. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).
11. Физкультурная минутка «Сова».
12. Работа над усвоением смысла прочитанного.
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду. (Слайд №7)
14. Работа над выразительностью чтения.
Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.
- С какой интонацией будете читать слова старика?
- Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)
- Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.
15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.
(Карточки с деформированным планом.)
Рассердилась сова.
Молока у Коровы мало.
Шмели на чужих лугах гуляют.
Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
Пошел Старик Сове кланяться.
Взаимопроверка. (Слайд №8)
16. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали?
- Какого жанра? Какова главная мысль сказки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?
17. Оценка за работу на уроке.
18. Домашнее задание.
Выберите себе домашнее задание:
Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
Чтение по ролям.
Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.
19. Рефлексия. Выберите Солнышко, которым вы можете оценить свою работу на уроке.