Урок литературы в 5 классе
Урок подготовила: Магомедова Гуль-Загира Азановна учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория
Тема: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».
Цель:
познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, с поэтами Нефтекумского района и их произведениями;
раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;
учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;
учить мыслить диалектически;
учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;
обучение выразительному чтению.
Развивающие:
развивать умения обосновывать свою точку зрения,
формировать исследовательские навыки;
развивать умения публичного выступления;
развивать образное мышление, наблюдательность.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;
прививать учащимся любовь к литературе родного края;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.
Здоровьесберегающие:
Оборудование: учебник литературы для 5 класс. I часть, презентация по теме, дидактический материал, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.
И.Северянин
I. Организационный момент
Класс делится на 3 группы.
II. Слово учителя
Эпиграфом к уроку я взяла строки из поэзии Игоря Северянина.
Прочитайте их, и, может быть, не раз, и скажите, как вы понимаете это высказывание?
Думаем: о ком говорит поэт - о себе, о нас? Почему «ласка тихая», а не громкая? Что открывается нам в словах о затепленной свече?...
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Березка – символ России. Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о Родине, о себе. Слайд № 1
Тема сегодняшнего урока «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».
Перед нами стоит задача – познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением.
Я надеюсь, что сегодня мы согреемся теплым светом свечей, зажженных за здравие Родины замечательными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.Н.Плещеевым, И.С.Никитиным, И.З.Суриковым, а так же поэтами Нефтекумского района В.П.Машко, Л.В.Бондаренко, К. Мамбетовым. Слайд №2
III. Работа с учебником с. 290:
1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.
- Скажите, как, по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь.)
- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие.)
II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».Слайд №3
-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна – это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.
- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?
-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и Ф.И.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»)
-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?
III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима». Слайд №4
- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?
-Как можно назвать, одним словом описание изображения природы?
«Пейзаж» – французское слово – означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.
IV. Слово учителя.
Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.
Один из самых любимых пейзажистов России – Исаак Ильич Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Март», «Весна – большая вода» и т.д. Слайд №5
Картина В.Д.Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет. Слайд №6
- Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И.Левитаном, В.Поленовым, И.Остроуховым, Л.Каменевым.
На произведениях этих великих поэтов воспитано не одно поколение людей нашей Родины. И выпускники вашей школы стали поэтами - это Валентина Платоновна Машко.
Выразительное чтение стихотворения «Мое село»Любовь Владимировна Бондаренко
Выразительное чтение стихотворения «Картина лета»Куруптурсун Мамбетов ,поэт ,член Союза журналистов
Выразительное чтение его стихотворения «Степь – моя колыбель»
V. Письменная работа «Допиши предложение»
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение:
«При чтении стихотворения…возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)…»
VI. Урок нравственности по сказке В.А.Сухомлинского - великого педагога, учителя украинского языка и литературы, который сочинил вместе с детьми 1200 рассказов и много сказок. Вся его жизнь в рассказах. Рассказ
«Дуб под окном » (для всех групп). Слайд № 6
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.
- Завтра утром начнем, - ответил лесник.
Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».
И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.
Вопросы:
1.Что ты думаешь о жизни лесника и его семье?
2.Как бы ты поступил на месте деда и почему?
3. Получила ли внучка урок, поняла ли решение старика?
4.Сколько вырастил ты деревьев в своей жизни?
VII. Рефлексия
Подведем итоги нашего урока.
1.С произведениями, каких поэтов мы познакомились?
2.Назовите поэтов нашего района.
3. Какова главная тема поэзии русских поэтов I X века?
VIII. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием». Слайд № 7
IX. Домашнее задание
Написать мини – сочинение на тему: «Времена года».
Приложение к уроку работа по карточкам
1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» И.Ф.Тютчева.
- Скажите, как, по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения?
- Какие картины природы больше по душе вам?
_________________________________________________________________
II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».
-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?
-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и И.Ф.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»).
-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?
_________________________________________________________________
III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».
- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?
__________________________________________________________________
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишите предложение: «При чтении стихотворения___________________________________ возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишите предложение: «При чтении стихотворения___________________________________ возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишите предложение: «При чтении стихотворения___________________________________ возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишите предложение: «При чтении стихотворения___________________________________ возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишите предложение: «При чтении стихотворения___________________________________ возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________» |
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.
- Завтра утром начнем, - ответил лесник.
Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».
И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.
______________________________________________________________
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.
- Завтра утром начнем, - ответил лесник.
Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».
И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.
__________________________________________________________________
Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.
Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица – лесникова внучка.
- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, – темно в комнате.
- Завтра утром начнем, - ответил лесник.
Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку – красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».
И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица – внучка.