СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по теме "И. А. Куприн «Белый пудель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока является практическим материалом для учителя русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по теме "И. А. Куприн «Белый пудель»»

Урок литературы И. А. Куприн «Белый пудель»

Цели урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; формировать читательские навыки,познакомить терминами конфликт, сюжет, композиция художественного текста: завязка

воспитывать: доброту и сострадание к окружающему миру, любовь к животным,ценностное отношение к дружбе, ответственность.

предметные

  • формировать умение находить основные темы художественного произведения на примере рассказа «Белый пудель» А.И. Куприна,

  • анализироватьэпизодхудожественноготекста,

  • уметь определять особенности сюжета и композиции художественного произведения,

  • уметьпересказывать текст от лица героя произведения;

  • обеспечить повторение теории литературы, портрет, литературный герой, композиция художественного текста.

Метапредметные:

-умении понимать проблему,

-структурировать материал,

-подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

-выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

-формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные:

формировать у учащихся желание быть сильными личностями:

- стремление искать выход в трудных жизненных ситуациях;

-мнение принимать верное решение, отстаивать свой выбор,

-стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Типурока:урок внеклассного чтения.

Методыорганизацииучебнойдеятельностиучащихся:словесный,практический,самостоятельнаяработа,индуктивный, продуктивныйирепродуктивныйметод.

Формыорганизацииучебнойдеятельностиучащихся:индивидуальная,групповая.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Яраданашемуочередномусотрудничествуиуверена, что работанаурокебудетинтереснойипродуктивной. Ребятам желаю удачи. Будьте уверенны в себе и верьте в свой успех.


2. Введение в тему урока. Актуализация знаний.

У нас сегодня урок внеклассного чтения. Вы готовились к сегодняшнему уроку внеурочное время.

Учитель. Какие задачи ставились перед вами?

Задачи:

- прочитать рассказ «Белый пудель»;

- познакомиться с биографией и творчеством А.И. Куприна ;

- подготовить сообщенийо истории создания рассказа;

- подготовить аннотацию к рассказу.

3. Объявление темы и целей урока.

Учитель. Давайте вместе определим тему. И поставим перед собой цели:

- что мы должны знать? Что должны уметь? Чему научиться? Чему насучит этот рассказ?

Постановка проблемного вопроса. Вы прочитали рассказ. Я задам вам 3 главных вопроса.

  1. Где происходили события, описанные в рассказе? (найдите доказательство в тексте)

  2. Что стало основой сюжета произведения? (по этому вопросу вы готовили сообщение

На 3 вопрос вам нужно ответь в конце урока , когда мы проанализируем рассказ.

Дети, как вы думаете, о чем рассказ? О собаке?.. (Ответы...) Но не только.

О бродячих артистах? Да, но не совсем.

Какую главную тему поднимает Куприн в рассказе?

  1. Рассказ о писателе .

Презентация. слайд 1-8. Ученики рассказывают о писателе.

Учитель. Что вам известно об реальной основе сюжета?

Сообщение.

Рассказ о реальной основе сюжета (из воспоминаний дочери А.И.Куприна)

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

4.Знакомство с рассказом.

Задание учителя.

1. По иллюстрациям к рассказу постройте историю описанную писателем в рассказе. По картинкам кратко передайте содержание.

2. Со скольких глав состоит рассказ? (Ответ 6)

3. Работа в парах. Дайте название главам.

  1. Бродячая труппа артистов

  2. Неудачный день

  3. «Хочу! Собаку-у-у!»

  4. «Не всё… продаётся, что покупается»

  5. Арто украден.

  6. Спасение собаки

  1. Анализ рассказа.

Теория литературы

– давайте вспомним определение терминам сюжет; композиция художественного текста.

Сюжет - (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

(Запись в тетрадь.)

---Соотнесите цитаты из рассказа А.И. Куприна с моментами развития действий в нем, расположите их с порядком происходящих событий.

Работа с текстом

  1. Поиск экспозиции в тексте.

  2. Найдите завязку. Мальчик хочет собаку.

  3. Развитие действий.

  1. Хотят купить собаку;

  2. За Арто предлагают деньги.

  3. Дворник приходит к морю;

  4. Дворник ворует Арто.

Ребята какой момент в тексте показался вам самым волнительным? (Ответы)

Кульминация. Серёжа спасает Арто.

Развязка. Арто радостно возвращается вместе с Сережей к дедушке.

Работа в группах. Составьте 3 вопроса к тексту, и обменяйтесь ними.

Вопросы учителя.Вопросы на проверкувнимательного прочтения текста.

1.Сколько лет было Серёже?

2. Как звали дедушку?

3. Как называлась дача на которой жила барская семья?

4.Как звали барского мальчика?

4. Сколько лет Трилли?

5. Какую суму предлагали за Арто?

6.Как заманили Арто?

7. Почему Дедушка Лодыжкин не мог пожаловаться в полицию за воровство ?

8.Кто украл Арто?

9. Что делали Сережа и дедушка , когда украли Арто?

10. На Давайте дадим каком инструменте играл дедушка Ладыжкин.

Оценивание, отвечающего ученика.

Беседа с учащимися.

  1. Как относился дедушка к своему инструменту?

  2. Как мальчик попал к дедушке?

  3. Как и сколько зарабатывали бродячие артисты?

  4. Как реагировала барская семья на капризы Трилли. Подтвердите текстом.

  5. Почему мальчик захотел собаку?

  6. Мог ли продать дедушка собаку?

  7. Почему дедушка не продает собаку.

  8. Что чувствовал дедушка когда украли собаку? (ответ детей)

  9. Как вы считаете, для дедушки и мальчика Серёжа Арто был просто собакой? Ответ

Чтобы мы лучше понимали роль друга –собаки в жизни человека споём вместе песню «Пропала собака».

Дайте ответ на проблемный вопрос.

Какую главную тему поднимает Куприн в рассказе?

Главная тема: преданность, верность, дружба, доброта.

И сейчас мы можем сделать вывод:

« Не все в жизни продаётся, не всё покупается»

Подведение итогов

Интерактивная игра «Микрофон»

  1. Как высчитаете чего в жизни нельзя купить?

  2. Вам понравилось произведение.

  3. Чему нас учит этот рассказ?

  4. Как вы считаете имеют ли богатые люди больше прав чем бедные?

  5. Над чем нам всем следует задуматься?

  6. Хотели бы вы иметь таких друзей как дедушка Лодыжкин, Арто и Серёжа.



Рефлексия.

Мне удалось…

Я смог…

Для себя я сделал вывод…

Мне понравилось….

Оценивание обучающихся.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!