СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в музее "Устное народное творчество"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок литературы по теме «Устное народное творчество»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в музее "Устное народное творчество"»

Урок литературы.

ТЕМА:  Обобщающий урок литературы по теме «Устное народное творчество»

КЛАСС 5 класс, 11-12 лет

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: экскурсия в музей.

ЦЕЛЬ: помочь учащимся увидеть и осознать красоту и неповторимость народного творчества  как основного источника для развития культуры и искусства русского народа.

Задачи:

  1. воспитание в детях интереса и любви к народной культуре;

  2. повторение знаний о малых жанрах народного творчества и сказке;

  3. развитие речевой культуры, эмоционального восприятия произведений устного народного творчества, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.

Оборудование: книжка – раскладушка “Проходите в избу”, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

ХОД УРОКА:

   Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок литературы я пригласила вас в школьный краеведческий музей, который совсем недавно появился у нас стараниями учителей, родителей и ребят. Здесь вы можете познакомиться с предметами старины, заглянуть в прошлое, узнать о том, как жили наши прадеды, как работали, какими приспособлениями пользовались, чем дом украшали, чем дорожили, что берегли.

1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!

2 ученик: Здравствуйте, красны девицы!

3 ученик: Добро пожаловать!

1 ученик.

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.

2 ученик.

“Стоит бычище – 
Проклёваны бочища” (изба)

– Что это?

Учитель: Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. “Двор, что город, изба – что терем”.

Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот уголок!

Какая у избы душа!
Когда она едва родилась, 
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки, 
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.

3 ученик. Полюбуйтесь вышитыми рушниками и поделками народных умельцев! Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!

Но если присмотреться, то в узоре можно разглядеть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.

1 ученик.

Не красна изба углами
А горячими пирогами, 
Баранками да сушками 
Да самоварами блестящими.
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу.

Учитель: Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”

– Что вы видите здесь?

Дети называют: красный угол, расписная лавка, стол с самоваром, деревянные игрушки.

2 ученик.

Всё лучшее, что есть в природе,
И всюду где мы не найдем, 
Как в русском повелось народе, 
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол, 
Почётный праздничный, для тех, 
Кто честь имеет быть нам другом, 
С кем делим горе и успех!

Учитель:  Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть.

– Что находилось в красном углу?

Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.

Учитель: Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

“Ни хвоста, ни головы, 
А четыре ноги”.

– Что это?

Дети: Стол.

Учитель: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

2 ученик. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли.  “Догадливый крестьянин, на печи избу поставил” – гласит русская пословица.

Учитель: Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.

2 ученик.

Посуда наша 
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!

Учитель: На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.



3 ученик.

Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала, 
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!

Учитель: Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.



1 ученик.

В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей, 
Трещит лучинка перед ней.

(А.С.Пушкин)

Учитель: Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься работой, да меткое словцо прогонит скуку! 

ПОТЕШКИ: (читают учащиеся)

1. А не рассказать ли вам, что у нас приключилось? Слушайте:

Из - за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор!

Сам на лошадке, жена на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках!

2.  А я сидела на рябине.

Меня кошки теребили.

Малые котяточки

Царапали за пяточки!

3. Стал мальчишка на колоду,

Оступился прямо в воду.

Вымок, вылез, высох, встал, оступился и…упал!

4.  Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь!

5. Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог.

Дом поставил из опилок-

Вышел славненький домок!

6.  На болоте на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе,

Умирает со смеху!

СЦЕНКА

- Федул, чё губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить.

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра –то?

- Один ворот остался.

 Учитель: Люди в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки, бураки, туески, кухонная утварь, сундуки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

 Широко распространенным видом народного творчества является декоративная роспись: расписная утварь, расписные крестьянские дома.

3 ученик.

Загляденье подарки!
Заграничным не чета
Всё в них есть:
И красота,
И история страны – 
Нашей русской старины!

1 ученик.

Мы гордимся стариною, 
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.

Учитель:  Вот и подошел наш урок концу. Надеюсь, что он был интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.

 Что вы сегодня увидели, отгадайте в загадках.





Загадки о предметах быта

  1. Стоит бычище

Проклёваны глазища. (Изба)


  1. Стоят кони на приколе,

Не пьют, не едят,
А весёлые стоят. (Окна)


  1. Рогат, да не бык,

Хватает да не сыт,
Людям отдаёт, 
А сам на отдых идёт. (Ухват)


  1. Ни хвоста, ни головы

А четыре ноги. (Стул)


  1. Дедка коптел,

Много лет терпел,
Много душ кормил, 
А разбился –
Под плетнём очутился (Горшок)


  1. Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)


  1. Три братца пошли в воду купаться,

Два купаются, третий на берегу валяется. (Вёдра и коромысло)


  1. Маленький черпачок,

Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)


  1. Пляшу по горнице

С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)


  1. Лежит – ниже кота, встанет выше коня. (Дуга)


  1. Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)


Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке интересного?

Итог урока.

Домашнее задание. Составить книжку-малышку.