Урок литературы.
ТЕМА: Обобщающий урок литературы по теме «Устное народное творчество»
КЛАСС 5 класс, 11-12 лет
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: экскурсия в музей.
ЦЕЛЬ: помочь учащимся увидеть и осознать красоту и неповторимость народного творчества как основного источника для развития культуры и искусства русского народа.
Задачи:
воспитание в детях интереса и любви к народной культуре;
повторение знаний о малых жанрах народного творчества и сказке;
развитие речевой культуры, эмоционального восприятия произведений устного народного творчества, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.
Оборудование: книжка – раскладушка “Проходите в избу”, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
ХОД УРОКА:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на урок литературы я пригласила вас в школьный краеведческий музей, который совсем недавно появился у нас стараниями учителей, родителей и ребят. Здесь вы можете познакомиться с предметами старины, заглянуть в прошлое, узнать о том, как жили наши прадеды, как работали, какими приспособлениями пользовались, чем дом украшали, чем дорожили, что берегли.
1 ученик: Здравствуйте, добры молодцы!
2 ученик: Здравствуйте, красны девицы!
3 ученик: Добро пожаловать!
1 ученик.
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.
2 ученик.
“Стоит бычище –
Проклёваны бочища” (изба)
– Что это?
Учитель: Сегодня мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. “Двор, что город, изба – что терем”.
Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот уголок!
Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.
3 ученик. Полюбуйтесь вышитыми рушниками и поделками народных умельцев! Сколько фантазии и выдумки вложил в них мастер!

Но если присмотреться, то в узоре можно разглядеть круглую розетку – знак солнца. Украшая таким знаком – символом своё жилище, крестьянин выражал любовь, почитание небесного светила и словно желал своему дому вечного живительного тепла и уюта, покровительства у судьбы.
1 ученик.
Не красна изба углами
А горячими пирогами,
Баранками да сушками
Да самоварами блестящими.
Проходите, гости милые,
В нашу горницу, во светлицу.
Учитель: Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”
– Что вы видите здесь?
Дети называют: красный угол, расписная лавка, стол с самоваром, деревянные игрушки.
2 ученик.
Всё лучшее, что есть в природе,
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!
Учитель: Почётное место в избе – “красный угол” – находилось по диагонали от печи на солнечной стороне, так, чтобы входящий мог его сразу увидеть.
– Что находилось в красном углу?
Дети: иконы или образы святых, свечи, вышитые полотенца.
Учитель: Иконы на полочке или божнице. Полочка украшалась вышитыми полотенцами, букетиком вербы. Перед святыми образами горели лампадки. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
“Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги”.
– Что это?
Дети: Стол.
Учитель: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.
2 ученик. Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли. “Догадливый крестьянин, на печи избу поставил” – гласит русская пословица.
Учитель: Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Угол перед печью – кухонный, или кутный. Его хозяйкой была женщина. В кутном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.

2 ученик.
Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!
Учитель: На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески.
3 ученик.
Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!
Учитель: Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

1 ученик.
В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
(А.С.Пушкин)
Учитель: Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься работой, да меткое словцо прогонит скуку!
ПОТЕШКИ: (читают учащиеся)
1. А не рассказать ли вам, что у нас приключилось? Слушайте:
Из - за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор!
Сам на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках, внуки на козлятках!
2. А я сидела на рябине.
Меня кошки теребили.
Малые котяточки
Царапали за пяточки!
3. Стал мальчишка на колоду,
Оступился прямо в воду.
Вымок, вылез, высох, встал, оступился и…упал!
4. Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь!
5. Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог.
Дом поставил из опилок-
Вышел славненький домок!
6. На болоте на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху!
СЦЕНКА
- Федул, чё губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра –то?
- Один ворот остался.
Учитель: Люди в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки, бураки, туески, кухонная утварь, сундуки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Широко распространенным видом народного творчества является декоративная роспись: расписная утварь, расписные крестьянские дома.
3 ученик.
Загляденье подарки!
Заграничным не чета
Всё в них есть:
И красота,
И история страны –
Нашей русской старины!
1 ученик.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Учитель: Вот и подошел наш урок концу. Надеюсь, что он был интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени.
Что вы сегодня увидели, отгадайте в загадках.
Загадки о предметах быта
Стоит бычище
Проклёваны глазища. (Изба)
Стоят кони на приколе,
Не пьют, не едят,
А весёлые стоят. (Окна)
Рогат, да не бык,
Хватает да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
Ни хвоста, ни головы
А четыре ноги. (Стул)
Дедка коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился –
Под плетнём очутился (Горшок)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Три братца пошли в воду купаться,
Два купаются, третий на берегу валяется. (Вёдра и коромысло)
Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)
Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)
Лежит – ниже кота, встанет выше коня. (Дуга)
Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)
Учитель: Что вы сегодня узнали на уроке интересного?
Итог урока.
Домашнее задание. Составить книжку-малышку.