СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики»

Использование современных образовательных технологий

на уроке математики в 1 классе с учётом требований ФГОС.


Предмет: математика

Класс: 1 «в»

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: Школа России

Автор урока: Шевченко Каринэ Шагеновна

Образовательное учреждение: МАОУ «Гимназия №5»имени Л.В.Усыниной

Республика, город: Бурятия, город Северобайкальск


Тема " Вычитание вида: 10 - □ "

Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.

Задачи урока:

Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 9; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;

Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Планируемый результат:

Знать: состав числа 10.

Уметь: уметь выполнять приём вычитания вида: 10 - □.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.

Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .

Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная, групповая.

Педагогические технологии: личностно - ориентированного обучения, объяснительно-иллюстративного обучения, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ - технология (презентация), технология проблемного обучения, технология критического мышления.

Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; рабочая тетрадь № 2 авторы М.И.Моро, С.И. Волкова; карточки для индивидуальной, дифференцированной, парной, групповой работы; компьютерная презентация



Технологическая карта урока.

Структурные элементы урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Показатели реальных результатов

1.Самоопределение

к учебной деятельности (мотивация)

(2 мин.)

Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Устанавливает тематические рамки учебной деятельности.

Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация знаний учащихся

и фиксация затруднений в деятельности

(2 мин).

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы. Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта.

Обсуждают способы решения задания. Выража- ют свою точку зрения, выдвига- ют свои версии.

Активизируются все мыслительные операции, познавательные процессы.

3. Постановка учебной задачи

(6 мин)

а) разрешение проблемной ситуации;

б) погружение в проблему;

в) повторение состава числа 10.

( работа в парах).

Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Анализируют проблему, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий.

Определяют базовый объем знаний для освоения новой задачи. Формулируют вывод по теме урока: чтобы научиться приёму вычитания вида: 10 - □, нужно знать состав числа 10.

4. «Открытие» детьми нового знания

(8 мин.)

а) работа по учебнику;

б) самостоятельная работа.

Построить новый способ действия - приём вычитания вида:10 - □ и сформировать умение применять его.

Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □.

На основе графического рисунка в учебнике объясняют устный приём вычитания из 10.

.

Выполняют задание, анализируют, устанавливают причинно – следственные связи.

5. Физминутка

(2 мин)

Выполнение упражнений для снятия утомляемости.

Проводит физминутку.

Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости.

Снятие утомляемости. Поддержание эмоцио нального настроя на уроке.

6. Первичное закрепление изученного материала

(10 мин.)

а) работа по учебнику «Математика»

на стр.34;


Усвоить учащимися новый приём вычитания вида: 10 - □.

Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □. .

Следят за чтением задачи учителем. Проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма составления краткой записи.

Умение выбирать и использовать в ходе решения задач модели и схемы для составления краткой записи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(4 мин.)

Усвоить учащимся новый способ действия приёма 10 - □ и провести рефлексию достижения пробного учебного действия.

Организует самостоятельную работу по усвоению изученного приёма вычитания вида: 10 - □.

Учащиеся самостоятельно решают примеры своего варианта.

Осознание каждым обучающимся степени овладения вычислительным приёмом 10 - □.

8. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям

(7 мин.)

Включить новый приём 10 - □ в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные приёмы.

Учитель проводит сюжетно – ролевую игру «Магазин»;

- предлагает решить задачи на развитие логического мышления;

- решают задачу с недостающими данными.

Выполняют предложенные учителем задания, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Выявляет с обучающимися социальную и практическую значимость изучаемого материала.

9. Итог урока. (2мин.)

Проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока.

Методика «Продолжить предложения».

Учащиеся соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.

Анализируют и подводят итог успешности учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

10. Рефлексия

(2 мин.)

Проведение самооценки учащимися своей деятельности.

Учит давать оценку своей деятельности на уроке. Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Дети дают самооценку своей учебной деятельности по сигнальным карточкам.

Рефлексия по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.





Ход урока:

1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.)

-Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять –

И внимательно считать

Для нас ключевое слово – постарайтесь.

- Почему нужно стараться всё понять?

- Для чего вы должны учиться считать? (Приложение слайд№2)

б) Определяет готовность к уроку.

Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

в) Учитель активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности. Повторяет правила гигиены учебного труда.

- Вспомним, как правильно сидеть за партой, следим за осанкой. Приступаем к работе.

г) Учитель устанавливает тематические рамки учебной деятельности. Проводит межпредметную связь с уроком окружающего мира - Ребята, какой сегодня день недели по счёту? Как он называется? (среда)

- Какое сейчас время года? Как называется второй зимний месяц? (зима, февраль)

- Какое сегодня число? (10)

- Давайте запишем в тетрадях число.

д) Учитель создаёт психологический настрой на урок. (Приложениеслайд 3)

Девиз урока:

«Не стыдно не знать

Стыдно не учиться!»

(Учитель предлагает обсудить в паре смысл поговорки.)

– Как вы понимаете смысл поговорки?

- Какой мы сделаем вывод?

2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности

(2 мин).

Учитель выступает в роли организатора. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы.

Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта.

Задачи в стихах. (Приложение слайд №4-6)

Ёжик по грибы пошёл,

Восемь рыжиков нашёл.

Шесть грибов в корзинку,

Остальных – на спинку.

- Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках Ёж?

8 – 6 = 2(г.)

В двух автобусах сидят

Девять маленьких ребят,

В первом едут двое только,

Во втором детишек сколько?

9 – 2 = 7 (д.)

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?

7 – 4 = 3 (с.)

2. (Подводит учащихся к выводу, что выражения надо разделить на две группы с ответами 3 и 4) (Приложение слайд №7)

- Какое выражение «лишнее»? Докажите! (6 + 4 подведение к новой теме урока – работа с числом 10).

9 – 5 9 – 6 6 + 4

7 – 3 8 – 5 8 – 4

6 – 3 7 – 4 6 - 2


3. Постановка учебной задачи (6 мин)

а) Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока:

- Какое выражение лишнее? Почему?

- А сегодня из какого числа будем вычитать?

- Какой будет тема нашего урока?

- Будем учиться вычитать из 10. (10 -□) (Приложениеслайд 8)

- Какую цель вы ставите для себя на уроке? (Приложение слайд№9)


- Что мы должны для этого знать?

б) повторение состава числа 10.

Работа в парах:

- Игра «Дополни до 10» (Приложениеслайд 10)

(Учитель организует работу для всего класса в парах за партами.)

г) Работа в рабочей тетради № 2 стр.20 на печатной основе.

Учитель организует самостоятельную работу по отработке состава числа 10. Дети в тетради соединяют числа, сумма которых будет равна 10.

4. «Открытие» детьми нового знания (8 мин.)

а) Работа по учебнику на стр. 34 (Приложение слайд№11)


Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □. (Приложениеслайд 12)

- Как можно получить число 10? (10 = 8 + 2)

- Что мы знаем о взаимосвязи сложения и вычитания?

- Какой сделаем вывод?

б) Самостоятельная работа (используя знания состава числа 10, взаимосвязи сложения и вычитания дети решают и объясняют приём вычитания из 10): (Приложениеслайд 12)

1 ряд – приём 10 – 7 =

2 ряд – приём 10 – 6 =

3 ряд – приём 10 – 5 =

Взаимопроверка

5.Физминутка (2 мин) (Приложениеслайд 13)

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

6. Первичное закрепление изученного материала (10 мин.)

а) Работа по учебнику «Математика» на стр.34.№1 (Приложение слайд№14)

Рассмотрите выражения. Все ли подходят к теме урока?

- Выберите выражения по теме урока. Запишите в тетради, найдите значения.

Где найдёте подсказку? (Состав числа 10).

Самопроверка. (Слайд №15)

10 – 9 = 1 10 – 7 = 3

10 – 3 = 7 10 – 4 = 6

Задача № 2

Чтение условия задачи учителем. Учитель обращает внимание на составление краткой записи к задаче. Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □. (Приложениеслайд 16)

I – 5 эт.

II– ? на 3 эт.

5 + 3 = 8 (эт.)

Ответ: 8 этажей.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин.)  (Приложение,  слайд 17)

Самостоятельная работа по усвоению изученного приёма: 10 - □.

по вариантам:

10 – 1 = 10 –  = 6 

10 – 4 = 10 –  = 4

10 – 7 = 10 –  = 8 

10 – 6 = 10 -  = 5

Самопроверка со слайда. (Приложениеслайд 18)

8. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям (7 мин.)  

Учитель включает новый способ действий в систему знаний, при этом повторяет и закрепляет ранее изученные способы.

а) Учитель организует проведение сюжетно - ролевой игры «Магазин». (Приложение, слайд 19)

- Предлагает совершить покупки 1. 2, 3 предметов на 10 руб. и подсчитать сдачу. Выявляет с обучающи- мися социальную и практическую значимость изучаемого материала

б) Учитель предлагает решить задачи на развитие логического мышления. (Приложение, слайд20)

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 10 яиц?

в) Работа с задачей с недостающими данными. (Слайд №21)

На вешалке было пальто. Дети наделили пальто. Сколько пальто осталось на вешалке? - Прочитайте задачу. Можем ли мы решить эту задачу? Почему?

- По какой теме работаем? Дополните задачу числовыми данными, чтобы решение соответствовало теме урока.

- Какое число обязательно должно быть в задаче? (10)

- Какое число можно поставить в другое окошко? (от 1 до 9)

- Вставьте недостающие данные, запишите решение.

- Какую задачу составили? Какое решение получили?

- Сколько решений возможны? (Слайд № 22)

10 – 1 = 9 (п.)

10 – 2 = 8 (п.)

10 – 3 = 7 (п.)

10 – 4 = 6 (п.)

10 – 5 = 5 (п.)

10 – 6 = 4 (п.)

10 – 7 = 3 (п.)

10 – 8 = 2 (п.)

10 – 9 = 1 (п.)

10. Итог урока. (2мин.) (Приложение, слайд 23)

– Какая была тема урока?

– Что вы узнали нового?

– Какое задание показалось самым интересным?

– В чем затруднялись?

– Над чем нужно работать?

Методика «Продолжить предложения», для самооценки своей деятельности.

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Мне было интересно…

– Ребята, кого бы вы похвалили за работу на уроке?

- Сегодня на уроке были внимательными, активными …

11 . Рефлексия.  (2 мин) (Приложение,  слайд 24)

  • Урок полезен, все понятно.

  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

  • Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

– На парте у вас лежат кружки. Выберите 1 кружок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения.

Спасибо за урок!