Использование современных образовательных технологий
на уроке математики в 1 классе с учётом требований ФГОС.
Предмет: математика
Класс: 1 «в»
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: Школа России
Автор урока: Шевченко Каринэ Шагеновна
Образовательное учреждение: МАОУ «Гимназия №5»имени Л.В.Усыниной
Республика, город: Бурятия, город Северобайкальск
Тема " Вычитание вида: 10 - □ "
Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания вида 10 - □.
Задачи урока:
Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 9; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемый результат:
Знать: состав числа 10.
Уметь: уметь выполнять приём вычитания вида: 10 - □.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.
Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .
Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в группах, парах
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, парная, групповая.
Педагогические технологии: личностно - ориентированного обучения, объяснительно-иллюстративного обучения, педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия), ИКТ - технология (презентация), технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; рабочая тетрадь № 2 авторы М.И.Моро, С.И. Волкова; карточки для индивидуальной, дифференцированной, парной, групповой работы; компьютерная презентация
Технологическая карта урока.
Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели реальных результатов |
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.) | Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности. | Приветствие, эмоциональный настрой на урок. Устанавливает тематические рамки учебной деятельности. | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок. |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (2 мин). | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия. | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы. Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта. | Обсуждают способы решения задания. Выража- ют свою точку зрения, выдвига- ют свои версии. | Активизируются все мыслительные операции, познавательные процессы. |
3. Постановка учебной задачи (6 мин) а) разрешение проблемной ситуации; б) погружение в проблему; в) повторение состава числа 10. ( работа в парах). | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. | Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. | Анализируют проблему, делают выводы. Самостоятельно выделяют и формулируют тему урока. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий. | Определяют базовый объем знаний для освоения новой задачи. Формулируют вывод по теме урока: чтобы научиться приёму вычитания вида: 10 - □, нужно знать состав числа 10. |
4. «Открытие» детьми нового знания (8 мин.) а) работа по учебнику; б) самостоятельная работа. | Построить новый способ действия - приём вычитания вида:10 - □ и сформировать умение применять его. | Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □. | На основе графического рисунка в учебнике объясняют устный приём вычитания из 10. . | Выполняют задание, анализируют, устанавливают причинно – следственные связи. |
5. Физминутка (2 мин) | Выполнение упражнений для снятия утомляемости. | Проводит физминутку. | Дети выполняют упражнения для снятия утомляемости. | Снятие утомляемости. Поддержание эмоцио нального настроя на уроке. |
6. Первичное закрепление изученного материала (10 мин.) а) работа по учебнику «Математика» на стр.34; | Усвоить учащимися новый приём вычитания вида: 10 - □. | Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □. . | Следят за чтением задачи учителем. Проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма составления краткой записи. | Умение выбирать и использовать в ходе решения задач модели и схемы для составления краткой записи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин.) | Усвоить учащимся новый способ действия приёма 10 - □ и провести рефлексию достижения пробного учебного действия. | Организует самостоятельную работу по усвоению изученного приёма вычитания вида: 10 - □. | Учащиеся самостоятельно решают примеры своего варианта. | Осознание каждым обучающимся степени овладения вычислительным приёмом 10 - □. |
8. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям (7 мин.) | Включить новый приём 10 - □ в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные приёмы. | Учитель проводит сюжетно – ролевую игру «Магазин»; - предлагает решить задачи на развитие логического мышления; - решают задачу с недостающими данными. | Выполняют предложенные учителем задания, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. | Выявляет с обучающимися социальную и практическую значимость изучаемого материала. |
9. Итог урока. (2мин.) | Проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока. | Методика «Продолжить предложения». | Учащиеся соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. | Анализируют и подводят итог успешности учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
10. Рефлексия (2 мин.) | Проведение самооценки учащимися своей деятельности. | Учит давать оценку своей деятельности на уроке. Оценивает деятельность учащихся на уроке. | Дети дают самооценку своей учебной деятельности по сигнальным карточкам. | Рефлексия по поводу своего психо – эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. |
Ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) (2 мин.)
-Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
И внимательно считать
Для нас ключевое слово – постарайтесь.
- Почему нужно стараться всё понять?
- Для чего вы должны учиться считать? (Приложение слайд№2)
б) Определяет готовность к уроку.
Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
в) Учитель активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности. Повторяет правила гигиены учебного труда.
- Вспомним, как правильно сидеть за партой, следим за осанкой. Приступаем к работе.
г) Учитель устанавливает тематические рамки учебной деятельности. Проводит межпредметную связь с уроком окружающего мира - Ребята, какой сегодня день недели по счёту? Как он называется? (среда)
- Какое сейчас время года? Как называется второй зимний месяц? (зима, февраль)
- Какое сегодня число? (10)
- Давайте запишем в тетрадях число.
д) Учитель создаёт психологический настрой на урок. (Приложение, слайд 3)
Девиз урока:
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!»
(Учитель предлагает обсудить в паре смысл поговорки.)
– Как вы понимаете смысл поговорки?
- Какой мы сделаем вывод?
2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности
(2 мин).
Учитель выступает в роли организатора. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы.
Создаёт проблемную ситуацию во время устного счёта.
Задачи в стихах. (Приложение слайд №4-6)
Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл.
Шесть грибов в корзинку,
Остальных – на спинку.
- Сколько рыжиков везёшь
На своих иголках Ёж?
8 – 6 = 2(г.)
В двух автобусах сидят
Девять маленьких ребят,
В первом едут двое только,
Во втором детишек сколько?
9 – 2 = 7 (д.)
На тарелочке семь слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?
7 – 4 = 3 (с.)
2. (Подводит учащихся к выводу, что выражения надо разделить на две группы с ответами 3 и 4) (Приложение слайд №7)
- Какое выражение «лишнее»? Докажите! (6 + 4 подведение к новой теме урока – работа с числом 10).
9 – 5 9 – 6 6 + 4
7 – 3 8 – 5 8 – 4
6 – 3 7 – 4 6 - 2
3. Постановка учебной задачи (6 мин)
а) Разрешение проблемной ситуации, для подведения учащихся к формулированию темы и постановке задач урока:
- Какое выражение лишнее? Почему?
- А сегодня из какого числа будем вычитать?
- Какой будет тема нашего урока?
- Будем учиться вычитать из 10. (10 -□) (Приложение, слайд 8)
- Какую цель вы ставите для себя на уроке? (Приложение слайд№9)
- Что мы должны для этого знать?
б) повторение состава числа 10.
Работа в парах:
- Игра «Дополни до 10» (Приложение, слайд 10)
(Учитель организует работу для всего класса в парах за партами.)
г) Работа в рабочей тетради № 2 стр.20 на печатной основе.
Учитель организует самостоятельную работу по отработке состава числа 10. Дети в тетради соединяют числа, сумма которых будет равна 10.
4. «Открытие» детьми нового знания (8 мин.)
а) Работа по учебнику на стр. 34 (Приложение слайд№11)
Подводит детей к самостоятельному выводу приёма вычитания вида: 10 - □. (Приложение, слайд 12)
- Как можно получить число 10? (10 = 8 + 2)
- Что мы знаем о взаимосвязи сложения и вычитания?
- Какой сделаем вывод?
б) Самостоятельная работа (используя знания состава числа 10, взаимосвязи сложения и вычитания дети решают и объясняют приём вычитания из 10): (Приложение, слайд 12)
1 ряд – приём 10 – 7 =
2 ряд – приём 10 – 6 =
3 ряд – приём 10 – 5 =
Взаимопроверка
5.Физминутка (2 мин) (Приложение, слайд 13)
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Первичное закрепление изученного материала (10 мин.)
а) Работа по учебнику «Математика» на стр.34.№1 (Приложение слайд№14)
Рассмотрите выражения. Все ли подходят к теме урока?
- Выберите выражения по теме урока. Запишите в тетради, найдите значения.
Где найдёте подсказку? (Состав числа 10).
Самопроверка. (Слайд №15)
10 – 9 = 1 10 – 7 = 3
10 – 3 = 7 10 – 4 = 6
Задача № 2
Чтение условия задачи учителем. Учитель обращает внимание на составление краткой записи к задаче. Организует работу над решением задачи на разностное сравнение из учебника для закрепления приёма 10 - □. (Приложение, слайд 16)
I
– 5 эт.
II– ? на 3 эт.
5 + 3 = 8 (эт.)
Ответ: 8 этажей.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 мин.) (Приложение, слайд 17)
Самостоятельная работа по усвоению изученного приёма: 10 - □.
по вариантам:
10 – 1 = 10 – = 6
10 – 4 = 10 – = 4
10 – 7 = 10 – = 8
10 – 6 = 10 - = 5
Самопроверка со слайда. (Приложение, слайд 18)
8. Включение в систему знаний и повторения. Решение устных задач, практической значимости, с темой приближённой к жизненным ситуациям (7 мин.)
Учитель включает новый способ действий в систему знаний, при этом повторяет и закрепляет ранее изученные способы.
а) Учитель организует проведение сюжетно - ролевой игры «Магазин». (Приложение, слайд 19)
- Предлагает совершить покупки 1. 2, 3 предметов на 10 руб. и подсчитать сдачу. Выявляет с обучающи- мися социальную и практическую значимость изучаемого материала
б) Учитель предлагает решить задачи на развитие логического мышления. (Приложение, слайд20)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 10 яиц?
в) Работа с задачей с недостающими данными. (Слайд №21)
На вешалке было
пальто. Дети наделили
пальто. Сколько пальто осталось на вешалке? - Прочитайте задачу. Можем ли мы решить эту задачу? Почему?
- По какой теме работаем? Дополните задачу числовыми данными, чтобы решение соответствовало теме урока.
- Какое число обязательно должно быть в задаче? (10)
- Какое число можно поставить в другое окошко? (от 1 до 9)
- Вставьте недостающие данные, запишите решение.
- Какую задачу составили? Какое решение получили?
- Сколько решений возможны? (Слайд № 22)
10 – 1 = 9 (п.)
10 – 2 = 8 (п.)
10 – 3 = 7 (п.)
10 – 4 = 6 (п.)
10 – 5 = 5 (п.)
10 – 6 = 4 (п.)
10 – 7 = 3 (п.)
10 – 8 = 2 (п.)
10 – 9 = 1 (п.)
10. Итог урока. (2мин.) (Приложение, слайд 23)
– Какая была тема урока?
– Что вы узнали нового?
– Какое задание показалось самым интересным?
– В чем затруднялись?
– Над чем нужно работать?
Методика «Продолжить предложения», для самооценки своей деятельности.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Мне было интересно…
– Ребята, кого бы вы похвалили за работу на уроке?
- Сегодня на уроке были внимательными, активными …
11 . Рефлексия. (2 мин) (Приложение, слайд 24)
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
– На парте у вас лежат кружки. Выберите 1 кружок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения.
Спасибо за урок!