СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики на тему: «Приёмы устных вычислений»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок математики на тему: «Приёмы устных вычислений»»


Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»

Конспект (технологическая карта) пробного урока «Математика»

Студентки 4 «Б» группы

Рязановой Полины Фирузовны

Тема: «Приёмы устных вычислений»

Класс: 2 «Б» Гимназия «№1 г. Астрахани»

Допуск к проведению урока:

Студентка: Рязанова П.Ф.

_________(подпись)

Методист: Пашкова В.В.

________(подпись)

Учитель: Лебедянская Н.А.

________(подпись)

Оценка за урок ___________

Астрахань, 2024

Технологическая карта урока

  1. 1. Ф.И.О : Рязанова Полина Фирузовна

  2. 2. Класс: 2 «Б» Дата: 09.10.24 Предмет: Математика

  3. Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний.

  4. Тема: «Приемы устных вычислений»

  5. Цель урока: изучить устные приёмы вычислений.

  6. Планируемые результаты:

Метапредметные:

  1. Тренировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности;

  2. Тренировать умение отличать подробный образец от образца и эталона;

  3. Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения.

Предметные:

  1. Сформировать умение устно вычислять значение разности, приводя вычитаемое к круглому числу;

  2. Тренировать умение применять известные способы сложения и вычитания при устных вычислениях; повторить свойство вычитания: если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на одно и то же число, разность не изменится;

  3. Тренировать умение анализировать и решать составленные задачи на нахождение части.

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные: осознать необходимость учения; работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; учиться выражать свое мнение.

Дидактические средства:

для учителя – презентация; для учащихся – тетрадь, учебник.

Основные ресурсы: учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 2 класс ч.3 –М: Издательство «Ювента»2013г

  1. Средства обучения: мультимедийное сопровождение (слайды презентации); интерактивные задания; индивидуальный раздаточный материал.

  2. Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа.





Характеристика этапов урока


Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: Создание  условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

З
дравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Фирузовна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

-Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку.

- У вас на парте должен лежать учебник математики, рабочая тетрадь.

-Все готовы? Молодцы.


-А теперь, ребята, откройте пожалуйста тетрадь, отступите 4 клетки вниз и запишите число, классная работа.

9 октября

Классная работа

Приветствие учащихся, мотивация к учебной деятельности.

Приветствует

учащихся, проверяет

их готовность к уроку

Регулятивные УД

целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 

Познавательные УД
самостоятельное выделение и формулирование познав.цели анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УД

планирование учебного сотрудничества  учителем и сверстниками;


Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Цель: Подготовка мышления учащихся и осознания ими потребности к выявлению причин и затруднений в собственной деятельности

- Ребята, какое качество нужно проявлять на уроке, чтобы каждый из вас внёс свой вклад в общую работу?

- Верно, молодцы!



- Ребята, сейчас я некоторым раздам карточки. Посмотрите, что на них написано?





- Что вы можете сказать обо всех числах, которые изображены на карточках? Какое число «лишнее»?




- Как вы поступите?


- Прикрепите все карточки с числами и знаками на доску.


- Ребята, теперь вы можете ответить на мой вопрос, какие числа «лишние»?


- Ребята, а почему числа 7 и 50 лишние?









- Я закрою одно из чисел «лишних» – 7. Посмотрите на остальные числа и знаки. Что они вам напомнили?





- Сегодня на уроке вы продолжите изучение устных приёмов вычитания двузначных чисел.


- Откройте учебники на странице 29, сейчас мы с вами выполним № 1.


- Кто прочтет задание № 1?



- Ребята, давайте с вами устно вычислим первый столбик.

В
ычисляем 1 столбик устно.


- Ребята, давайте проанализируем примеры 1 столбика. Что вы заметили?






- Что будет происходить с суммами?


- Ребята, найдите суммы.


- Ребята, давайте вычислим 2 столбик, устно.




- Ребята, давайте проанализируем примеры 2 столбика. Что вы заметили?





- Что будет происходить с разностью?


- Докажите свой вывод, найдя разности.


- Ребята, давайте вычислим 3 столбик, устно.

В
ычисляем 3 столбик устно.

- Что вы можете сказать о примерах 3 столбика?



-Что будет происходить с разностью?


- Докажите свой вывод, найдя разности.


- Какой вывод вы можете сделать?







- Верно, молодцы!


- А теперь выполним № 2, стр. 29 (У)


-
Кто прочтет мне задание № 2?


-
Ребята, скажите, чему равно первая разность?

- Что изменилось во второй разности?




- Чему равна вторая разность?


- Что интересного вы наблюдаете?


- Какую гипотезу вы можете высказать?




- Как вы думаете, а если уменьшить уменьшаемое и вычитаемое на одно число, что произойдет с разностью?


- А теперь откройте рабочие тетради на стр. 32, выполняем № 1 (а).

-
Прочтите упражнение № 1 (а).

- Вам отводится на выполнение задания 2 минуты, затем проверяем.


- Что у вас получилось?


- Что происходит с уменьшаемыми, вычитаемыми и разностями?




- Какой вывод можете сделать?




- Следующее задание для вас будет новым.

В
ам нужно выполнить № 1 (б), стр. 32 (РТ) Что вы должны сделать?

-
На выполнение отводится 3 минуты. После проверяем.

- У кого нет ответа, что вы не смогли сделать?


- Что же нужно делать?

Актуализирует знания учащихся















































Организовывает выполнение упражнений.






















































- На уроке нужно проявлять такие качества как: активность, терпение.


- На карточках числа: 25; 42; 37; 50; 7; 19; а также знаки: +; - ; = .


- Мы не можем ответить на этот вопрос, т.к. не видим всех чисел.


- Надо все числа собрать вместе.


Прикрепляют на доску числа и знаки.


- Лишние числа – 7; 50.


- Число 7 лишнее, потому что оно однозначное, а остальные числа двузначные. Число 50 круглое, а остальные нет.


- Они нам напомнили примеры на сложение и вычитание двузначных чисел; тему наших прошлых уроков.


Слушают.




Открывают

учебник.



Один ученик читает задание.





Вычисляют устно 1 столбик.










- В 1 столбике суммы, в которых первое слагаемое одинаковое, а вторые слагаемые увеличиваются на 1.


- Суммы будут увеличиваться на 1.

- Суммы: 89; 90; 91.


Вычисляют устно 2 столбик.









- Во 2 столбике уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются на 1.


- Разность будет увеличиваться.


- Разности: 34; 35; 36.


Вычисляют устно 3 столбик.









- Уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые – увеличиваются.


- Разность будет уменьшаться.


- Разности: 20; 19; 18.


- Если в разности уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые уменьшаются, то разность увеличивается, а если вычитаемое увеличивается, то разность уменьшается.




Один ученик читает задание.







- Один кружок.











- Уменьшаемое и вычитаемое увеличилось на два кружка.


- Один кружок.



- Разность не изменилась.


- Если увеличить уменьшаемое и вычитаемое, на одно число, то разность не изменится.


- Разность не изменится.





Один ученик читает задание.





Выполняют задание.



- Все разности равны 3.


- Уменьшаемые увеличиваются на 1, вычитаемые увеличиваются на 1, а разности не изменяются.


- Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 1, то разность не изменяется.



Один ученик читает задание.






Выполняют задание.










- Не можем найти разность новым быстрым способом.


- Нужно подумать.

Регулятивные УД

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;

Познавательные УД

установление  причинно-следственных связей; 

общеучебные действия постановки и решения проблем

Коммуникативные УД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;


Локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.


- Повторите, какое задание нужно было выполнить?



- Почему же у вас возникло затруднение?

Организует работу над задачей.


Использует приемы и средства для включения учащихся.


- Надо было найти разность новым быстрым способом.


- Потому что мы не знаем новый быстрый способ для нахождения разности чисел.

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Познавательные УД

умение структурировать знания;


Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

- Так что же сегодня вы должны узнать? Какова цель вашей работы?




- Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?


- Каким важным выводом, который вы сделали в начале урока можно воспользоваться для построения нового способа устных вычислений?



-Молодцы!


-
Посмотрите еще раз на пример 73 – 19. Попробуем построить новый способ вычислений. Какое число вам было бы удобнее вычесть из 73?


- Т.е. круглое число. Как же свести вычитание числа 19 к вычитанию круглого числа, чтобы разность не изменилась?


- Какой пример получится? (74 – 20 = 54)


-Дописываю на доске 73 – 19 = 74 – 20 = 54.


- Итак, ребята, примените этот способ для второго примера.


- Ребята, сделайте вывод. Какой же способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд вы узнали?






- Попробуем записать вывод в общем виде.

П
одставляю под записанный пример буквы а –
b =

- Что вы делали дальше?





- Как это показать в общем виде, что вы прибавляли одно и то же число?


Дополняю a – b = a + c – b + c


- Как вы узнаете, какое число надо прибавить к уменьшаемому и вычитаемому?



- Вот вы и узнали новый, более удобный, способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Что дальше?

Проводит подходящих диалог для формулирования учениками целей урока.

- Узнать новый быстрый способ вычитания двузначных чисел.

- «Новый способ устного вычитания», «Приём устного вычитания».

- Если уменьшаемое и вычитаемое увеличить или уменьшить на одно и то же число, результат не изменится.


- Число 20.












- Увеличить уменьшаемое и вычитаемое на 1.


- 74 – 20 = 54.





Выполняют задание.


- Нужно к уменьшаемому и вычитаемому прибавить одно и то же число, чтобы вычитаемое стало круглым.













- Прибавляли к уменьшаемому и вычитаемому одно и то же число.


- Прибавить к уменьшаемому и вычитаемому одинаковую букву.


- Мы его выбираем так, чтобы вычитаемое стало круглым.

- Надо научиться применять новый способ.

Регулятивные УД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

Познавательные УД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

выдвижение гипотез; их обоснование.

Коммуникативные УД


инициативное сотрудничество в поиске

и сборе информации;

Этап реализации построенного проекта

Цель: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий

- Откройте учебник стр. 29, выполним № 3 (2 столбик) выполняем работу в паре. Затем проверим выполненное задание на доске. Вам отводится 5 минут.


- Кто прочтет задание?



- Приступаем к выполнению второго столбика, работаем в паре.


- Ребята, проверяем выполненное задание.



- У всех получилось выполнить?


- Возникли ли у кого-то трудности? В чем?


Контролирует выполнение работы

Проводит анализ задачи и организует работу по выполнению задания




Слушают




Один ученик читает задание.






Выполняют задание в паре.


Проверяют, сравнивают с образцом.








Ответы детей.



Ответы детей.



Регулятивные УД
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные УД
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем.

Физминутка

Мы дорожки подметаем,

Листочки в кучки собираем,

Чтоб гуляя малыши,

Веселились от души!

Ох, устали, отдохнем!

И работать мы начнем.



Показывает движения согласно тексту задачи

Регулятивные УУД: формируют: умение соотносить свои действия с действиями учителя; Личностные УУД развивают умение применять в жизненных ситуациях.

Этап обобщения затруднений во внешней речи

Самостоятельная работа

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение

- Пора попробовать свои силы в выполнении самостоятельной работы. Готовы?


- Выполняем № 3, стр. 29, 3 столбик. Самостоятельно, после выполнения с вами проверим.



-
Приступаем к работе, выполняем третий столбик, самостоятельно.


- Что вы будете использовать при самопроверке?


- Если все верно, поставьте «+».

-
Проверяем.


- Какие возникли затруднения?

Организовывает работу с учебником.


Уточняет способ решения данного задания















Самостоятельно выполняют задание.










- Подробный образец.




Проверяют в соответствии с образцом.










Ответы детей.

Регулятивные УД
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Познавательные УД
действия постановки и решения проблем включают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

- Откройте учебник стр. 29, выполним № 4.

- Вам необходимо решить задачу. Кто прочет задание?

- На выполнение задания вам отводится 5 минут, после мы с вами вместе проверим на слайде.

- Ребята, давайте с вами проверим выполненное задание.



- У всех получилось решить задачу?


- Какие затруднения у вас возникли при решении?

Если останется время:

- Ребята, откройте учебник на стр. 30, выполним № 6. Вам необходимо решить задачу.

- Кто прочтет задачу (а)?



- На выполнение задания вам отводится 3 минуты, после один ученик выйдет и запишет на доске решение, а остальные проверят.


- Кто выполнил задание? Кто выйдет и запишет решение на доске.

Решение к задаче (а):

- Читаем следующую задачу (б). Кто прочтет?



- На выполнение задания вам отводится 3 минуты, после один ученик выйдет и запишет на доске решение, а остальные проверят.

- Кто выполнил задание? Кто выйдет и запишет решение на доске.

Р
ешение к задаче (б):


-Ребята, возникли ли у вас трудности при решении задач? Какие?

Организует работу с заданиями учебника


Осуществляет контроль и корректировку при выполнении заданий

Открывают учебник.

Один ученик читает задачу.







Выполняют задание.



Проверяют, сравнивают с образцом.















Ответы детей.


Ответы детей.




Открывают учебник.



Один ученик читает задачу.








Выполняют задание.




Один ученик выходит к доске и записывает решение задачи, остальные проверяют.






Один ученик читает задачу.








Выполняют задание.




Один ученик выходит к доске и записывает решение задачи, остальные проверяют.






Ответы детей.


Регулятивные УД
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
Познавательные УД
рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия
Личностные УД
личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: Осознание метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности

 Какая цель стояла перед вами на сегодняшнем уроке?






- Достигли ли вы цели?


- В чём суть нового способа?








- Какие у вас возникали трудности на уроке?


- Над чем вам нужно поработать?

- Как вы планируете это делать?






Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе Nº 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением то поставьте себя на нижнюю ступень.


Домашнее задание: учебник стр. 29, № 3 (4 столбик), рабочая тетрадь стр. 32, № 3.




- Спасибо за урок. До свидания!

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности учащихся

- Построить удобный способ устного вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.


Ответы детей.


- Прибавляем к уменьшаемому и вычитаемому одинаковое число так, чтобы вычитаемое стало круглым числом.


Ответы детей.


Ответы детей.

-При выполнении домашней работы, на уроках самостоятельной работы.


Ученики оценивают себя на лестнице успеха.

Регулятивные УД анализировать

собственную работу.

Личностные УД способность к

самооценке на основе

критерия успешности

учебной деятельности.