Урок математики в 4 классе.
Тема: Решение задач разных видов.
Цель: совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Закреплять знания, полученные на предыдущих уроках; умение анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь; развивать познавательную активность, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; работать в парах; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Ход урока:
1 Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. (садитесь)
Руки – на месте;
Ноги – на месте;
Локти – у края;
Спина – прямая.
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок. (Минутка создания настроения).
- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж. Ж. Руссо (1712—1778)
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж. Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
Любая в математике работа,
Не обходится без устного счёта.
2. Актуализация знаний.
- Назовите произведение чисел 320 и 3 (960).
- Какое число в 5 раз больше числа 200 (1000).
- Уменьшить число 600 на 3 (597).
- Частное чисел 320 и 40 увеличить в 5 раз (40).
- Из какого числа нужно вычесть 135, чтобы получилось 70 (205).
- Из 1000 вычесть 5 (995)
- 900 разделите на 100 (9)
(В это время самостоятельно работают у индивидуальной доски 2 учащихся).
Сравни.
6 м * 60 дм 2 км * 900 м 9 м2 * 90 дм2
3 м * 20 дм 70 см * 7 м 1км2 * 1000000 м2
Подчеркни уравнения, которые решаются вычитанием и реши их.
654 : х = 6 х + 6 = 654 х × 6 = 654
654 – х = 6 х – 654 = 6
- Запишите число, классная работа.
Математический диктант:
В 1 ц 100 кг
В 1 мин 100 с
В 1 дм 100мм
1000кг это 1 т
10 дм это 1м
1 кг это 100 г
В сутках 12 ч
1 ч это 60 мин
1 (+), 2 (-), 3 (+), 4 (+), 5 (+), 6 (-), 7 (-), 8 (+)
3. Самоопределение к деятельности.
- Выберите верные высказывания. Составьте из соответствующих им слогов слово.
1 м = 100 см (ЗА) 0 : 1 = 1 (ПРИ) 4 м = 400 см (ЧА)
1 ч = 100 мин (МЕ) 9 : 9 = 1 (ДА) Р = а . b (ЛЬ)
Зашифрованное слово - ЗАДАЧА
- Сформулируйте тему урока.
- Откройте учебник на с.66, прочитайте учебные задачи.
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику.
стр.66, задача № 306.
- Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок.
- О чём данная задача? Что вы знаете о тыкве, об арбузе, о дыне?
Тыква это овощ ярко-оранжевого цвета, родиной которого является Южная Америка. В Европу прибыла с кораблями Колумба в 15 веке. Это диетический продукт. В нём содержится сахар и витамин С. Ее используют в пищу варёной, печёной, т.к она хорошо усваивается организмом. Тыквенный сок капают в уши и лечат им ушные болезни.
Дыня это фрукт или ягода, родиной которой является Средняя Азия, дыня поднимает настроение, удаляет жажду, в ней содержится витамин С, сахар, каротин, пектины, очень калорийна. Дыня это лекарство от стресса. На Руси известна с 12 века.
Арбуз это фрукт или сочная ягода с ярко-красной мякотью и чёрными косточками. Его родина Африка, Азия, Австралия, юг Европы. Даже зимой при виде арбуза вспоминается жаркое лето.
- Что известно в задаче?
- На какой вопрос можно ответить, зная массу всех овощей и массу тыквы и арбуза? (Чему равна масса дыни.)
- Запишите вопрос первого действия в тетради. Как на него ответить? (16 – 13 = 3 (кг))
- Что можем узнать дальше? (Зная массу арбуза и дыни и массу дыни, можем узнать массу арбуза.)
- Назовите вопрос следующего действия. (Чему равна масса арбуза?)
- Запишите вопрос второго действия в тетради. Как на него ответить? (8 – 3 = 5 (кг))
- Массу какого овоща осталось узнать? (Тыквы)
- Назовите вопрос следующего действия. (Чему равна масса тыквы?)
- Запишите вопрос третьего действия. Как на него ответить? (13 – 5 = 8 (кг))
- Как по-другому можно решить задачу? (Зная массу всех овощей и массу арбуза и дыни, найти массу тыквы (16 – 8 = 8 (кг)), затем найти массу арбуза (13 – 8 = 5 (кг)), после этого – массу дыни (8 – 5 = 3(кг)).
№ 307 (с. 66)
- Прочитайте задачу.
- Что вы заметили? (Она похожа на предыдущую)
- Составьте схематический чертёж и решите задачу самостоятельно.
1945 уч.
I II III
1225 уч.
1300 уч.
Решение.
1 способ
1) 1945 – 1225 = 720 (уч.) – в третьей школе
2) 1300 – 720 = 580 (уч.) – во второй школе
3) 1225 – 580 = 645 (уч.) – в первой школе
2 способ
1) 1945 – 1300 = 645 (уч.) – в первой школе
2) 1225 – 645 = 580 (уч.) – во второй школе
3) 1300 – 580 = 720 (уч.) в третьей школе
Ответ: в первой школе 645 учеников, во второй – 580 учеников, в третьей школе – 720 учеников.
5. Физкультминутка
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело!
6. Закрепление изученного материала.
№ 310.
- Прочитать условие задачи.
- О чём эта задача? Кто такой мотоциклист? С какого возраста можно управлять этим транспортным средством?
Итак, согласно пункту 2 статьи 26 указанного ФЗ:
с 16 лет вы можете получить права для возможности управления скутерами и мопедами с объёмом двигателя до 50 кубиков – категорию M,
в этом же возрасте вы можете обучиться и приобрести право вождения мотоциклами с объёмом мотора до 125 см3 – подкатегорию A1.
Фактически это 2 вида ТС, которыми имеет полное право управлять 16-летний водитель.
- Что известно в задаче? Как это можно изобразить? Какое расстояние проехал мотоциклист? Как это изображено на чертеже? Как узнать эту часть? Как узнать, сколько осталось проехать? Запишите решение задачи самостоятельно. (96 : 4 =24 км это ¼, 96 – 24 = 72 км осталось проехать.)
№ 312.
- Решить 1 выражение самостоятельно. (Взаимопроверка.)
- 2 выражение у доски с объяснением.
№ 309.
- Решить задачи, составив уравнения.
х – 80 = 360 + 140 430 – х = 640 :8
6. Домашнее задание. Стр. 66 № 311, ?
7. Итог урока. (Рефлексия.)
- Наш урок заканчивается, но не заканчивается работа над решением задач. Как видите, задачи бывают разных видов.
- Давайте подведем итог урока.
- Какие задачи мы ставили перед собой на уроке?
- Достигли мы их? (Да, мы научились решать задачи двумя способами)
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. На столах у вас листочки с четверостишием.
- Вы сегодня молодцы! Быстро справились с решением выражений и задач.
Вернёмся к словам Ж. Ж. Руссо. Убедились ли вы, сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению!
8. Оценивание учащихся.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте дальнейших успехов.
- Урок окончен.
Домашнее задание.
№ 308, № 312, под чертой с. 66