СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики во 2 классе "Обратные операции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представлений об обратных операциях

Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе "Обратные операции"»


Урок математики во 2 классе

Тема: Обратные операции

Цель: Формирование представлений об обратных операциях

Задачи:

Предметные: Познакомить учеников с понятием «взаимообратных операций»; рассматривать действия «сложение» и «вычитание» как взаимообратные друг другу операции; учить находить обратными действиями исходное число.
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учитывать правило в планировании и контроле способа решения
Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и контролировать действия партнёра

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства



Ход урока:

  1. Организация урока.


Итак, математика, друзья!
На вас надеюсь как всегда!
И представим, что урок наш будет проходить в исследовательском институте. А значит мы… (исследователи)
А для того, чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнём с разминки.

  1. Актуализация знаний:

А) Игра «День и ночь»

Цепочка примеров:

8 + 7 – 6 + 12 + 69 – 30 + 100 (160)

Итог

2) 2 ученика работают у доски:
а) 3 м 6 дм 9 см + 42 дм 1 см = (7 м 9 дм)

б) Выбрать схему и решить задачу

Петя поймал 18 раков, а Миша – 24. Сколько раков поймали они вместе?

- 2 ученик у доски:

9 м – 5 м 4 см = (3 м 9 дм 6 см)

Петя и Миша вместе поймали 42 рака, причём Петя поймал 18 раков. Сколько раков поймал Миша?

3) Фронтальная работа:

- Первое слагаемое 160, второе слагаемое 90. Найди сумму

- Уменьши 360 на 60

- Увеличь 260 на 90

- Уменьшаемое 460, вычитаемое 60. Найди разность

- Найди сумму 360 и 90

- Найди разность 560 и 60

Проверка: 250, 300, 350, 400, 450, 500

- Установите закономерность и запишите следующие три числа.

(Проверка примеров на доске)

Вспомните, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (операция)
- Что такое операция? (под операцией мы будем понимать некоторое преобразование одного объекта в другой). Слово операции открыто.

  1. - Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего исследования, нужно найти значение выражений и расставить ответы в порядке убывания.

Н – 50 – 2 Б - 76 – 20 Р – 61 – 7 А – 23 + 29

Т – 46 + 4 О – 28 + 30 Е - 38 + 6 Ы – 60 – 14

(58, 56, 554, 52, 50, 48, 46, 44

О б р а т н ы е)

- Установите закономерность в ряду чисел

- Прочитайте тему урока полностью.

- Как вы понимаете слово «обратные»? (наоборот, Назад)

- С чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

- Что хотите узнать на уроке?

- Т.е. что должно произойти с объектом и результатом?

4.Проблемная ситуация

Чтобы убедиться, верен ли ваш прогноз-предсказание, проведём эксперимент.

а) У каждого из вас на столе лежит лента. Это ваш объект операции. Произведите следующую операцию: «завяжите бант».

-Назовите результат (банты). Покажем в виде схемы: Л → Б

б) Теперь вашим объектом является «бант». Операция – развязать. Результат - ? (лента) Б → Л

- Сравните объекты операций. Что вы заметили? (Операции в которых объект и результат меняются местами, называются обратными)

- Сравните результаты операций. Сделайте вывод. (Если выполнить операцию, а потом обратную операцию, то придём к исходному объекту)

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике ( с. 4)

5. Первичное закрепление (3 слайд)

с. 4 -2-

А у всех операций есть обратные операции?
- 3-

- Почаще задумывайтесь над тем, есть ли у ваших операций-действий обратные операции?

6. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.



7. Проверка учеников, которые решали задачи у доски

- Что интересного вы заметили?

- Что вы понимаете под термином «обратные задачи»?

- А у операции сложения какая обратная операция?

- А у вычитания?

С. 5 -5-

- Сделайте вывод (операции прибавления и вычитания одного и того же числа обратны друг другу)

- Сравните с выводом в учебнике на с. 5

8. Самостоятельная работа

С. 5 -6-

Взаимопроверка

Обобщение:

- Если бы мы не знали, что операции сложения и вычитания обратны друг другу, смогли бы мы так быстро решить примеры?

9. Физкультминутка для глаз

-7-

Составьте задачу.

- Что нужно найти?

- Как найти целое?

Сколько обратных задач можно составить?

(устно) коллективно – Сколько грибов в трёх корзинах?

-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Можем ли сразу ответить на вопрос?

- Почему?

- Можем найти?

- Во сколько действий задача?

-Что находим первым действием?

- Что находим вторым действием?

1 вариант – Сколько грибов в первой корзине ?

2 вариант – Сколько грибов во второй корзине?

Работа в парах

Взаимопроверка тетрадей. Поднимите руку чей сосед правильно решил обратную задачу

9. Задания на смекалку

- А теперь попробуем использовать полученные знания при решении задачи

а) Запишите в одну строчку решение и ответ

В автобусе было 28 человек. На первой остановке вышли 7 человек, а вошли – 4 человека. На второй остановке вышли 4 человека, а вошли 7 человек. Сколько человек стало в автобусе?

б) Докажите, что изучив тему «Обратные операции», вы быстро научились считать

16 + 9 – 9 + 8 – 8 + 4 – 4 + 7 – 7 + 11 – 11 + 49 – 49 + 1

- А можно ли уравнение связать с понятием операция? Почему?

- А с понятием обратная операция? Почему?

10 Домашнее задание

С. 6 -9-, -11-

11. Рефлексия

- Какую тему мы исследовали сегодня?

- Что запомнилось больше всего?

- Что удалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Заполните лист самооценки

12. Итог урока

5