Урок: математика
Класс: 4 «Б»
УМК: «Школа России»
Тема: Устные и письменные приёмы вычислений.
Цель: повторение и закрепление алгоритма устных и письменных приёмов сложения и вычитания.
Задачи: ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение выполнять действия с величинами. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Личностные УУД Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане; учиться строить высказывания, определять цели конкретного задания, проверять и оценивать результаты работы. Получат возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу; принимать роль в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД Получат возможность научиться: Коммуникативные УУД принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; использовать в общении правила вежливости. Получат возможность научиться: принимать другое мнение и точку зрения; договариваться, приходить к общему решению; адекватно использовать средства устного общения. Оборудование: учебник «Математика. 1 часть» М.И. Моро, М.А. Бантова, компьютер, видеопроектор, экран, карточки. 1. Организационный момент Наш урок я начну словами французского философа эпохи Просвещения Жан Жака Руссо (1712-1778гг.): (В каком веке он жил?) «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» 2.Самоопределение к деятельности. Минутка красивого письма. - Какая сегодня дата? 17 НОЯБРЯ. - Какое четырёхзначное число можно составить, используя эту информацию? 1711 -Почему? Допишем год. Отделим классы. - Какое число получилось? 17.112.016 - Составьте из цифр этого числа наименьшее восьмизначное число. 10.111.267 -Составьте из цифр этого числа наибольшее восьмизначное число. 76.211.110 -Полученное число уменьшите НА 100 . 76.211.010 Полученное число увеличьте на 100.000. 76.311.010 3. Сообщение темы и целей урока. Что это за числа? (Многозначные) - Какими приемами вычислений можно пользоваться при работе с числами? (Устными и письменными.) - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Устные и письменные приёмы вычислений.) на доске |
Исходя из темы урока – чему мы будем учиться, а что будем совершенствовать? Цели урока
(Будем учиться складывать и вычитать многозначные числа, выбирать удобный способ вычислений)
Сегодня на уроке мы повторим письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел , познакомимся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел, а также с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, закрепим умение решать задачи.
4. Актуализация опорных знаний
Чтобы достичь этих целей, давайте вспомним, какие основные свойства сложения вы знаете
Основные свойства сложения:
1.От перестановки слагаемых сумма не изменяется. Переместительное свойство сложения.
2+9=9+2
2. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой. Сочетательное свойство сложения.
2+98+804+96=(2+98)+(804+96)
Чтобы закрепить эти свойства решим выражения удобным способом.(устно)
2+96+98+904
257+ 18+ 12+ 3+ 40
48+ 530+ 70+ 52
33+34+35+36+37
Прочитайте выражения:
528047+106875
320260- 21476
5. Проблемная ситуация
Почему возникли затруднения при решении двух последних выражений и получились такие разные ответы?
Как вы думаете, как мы будем решать данные выражения? (В столбик.)
А как вы думаете,
письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?(ответы детей).
Давайте вместе с вами решим примеры и тогда ответим на этот вопрос.
Но сначала мы с вами вспомним алгоритм сложения и вычитания столбиком.
Итак, какие правила сложения и вычитания столбиком нужно соблюдать?
Повторение правил письменного выполнения сложения и вычитания (запись разряда под разрядом, начинать вычисления с единиц и т. д.)
(дети решают у доски в столбик)
6.Вывод детей самостоятельно (решаются так же) в учебнике еще раз прочитать стр. 60.
Объясните, что означают записи в рамках на полях.
(формулы на доске)
7.Решение задачи, уч. стр60, №263(1 ученик у доски)
-Что известно в задаче?(Выдано 327к и осталось на 246к меньше, чем выдано)
-Что требуется узнать? (Сколько всего книг в библиотеке)
Краткая запись:
Было -?
Выдали – 327 кн.
Осталось - ? на 246 кн. меньше, чем
327 кн. ? на 246 кн.меньше


____выдали____________осталось__
?
-Что будем узнавать сначала? (Сколько осталось книг, после того, как выдали)
-Каким действием? Почему?
-Когда узнаем , сколько книг осталось, после выдачи , что далее будем узнавать?
(сколько книг всего было в библиотеке)
-Каким действием? Почему?
Решение:
1)327-246=81(кн.) -осталось
2)327+81=408(кн.) -было
Ответ: 408 книг было в библиотеке.
8.Применение знаний
Самостоятельная работа. Выберите самое подходящее для вас задание.
Сравни следующие выражения
34184+12006 * 65013 - 20216
2. Проверь равенство
6758 +19870 = 20680 – 5378
3. Реши уравнение, выполни проверку
508 - X = 229
4. Выполни вычисления и выполни проверку
- 6704
1759
5.Восстанови примеры.
+ * 8 7 * - 3 * 1 * 4
3 * 1 8 7 2 6 *
* 0 2 * 1 * 8 * 0 6
9.Давайте сделаем выводы по уроку.
- О чем мы сегодня говорили?
- Чем мы занимались? Мы достигли поставленных целей на урок?
10.Домашнее задание
С.60 №263 или №265.
11.Рефлексия
- Выберите любую фразу и продолжите её:
- Теперь я умею …
- Теперь я знаю…
12. Итог
- Наш урок подошёл к концу
-Где нам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач с многозначными числами.)
Урок окончен. Вы – молодцы. Спасибо за работу.