15.02.2017. Обобщающий урок по теме
«ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
Учитель: Зайцева А.П.
Цель:
Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа», «Сравнение чисел».
Развивающая: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память, развивать познавательный интерес через использование межпредметных связей.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике.
Предметные результаты:
развивать вычислительные навыки,
формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера.
Метапредметные УУД:
Познавательные – применять методы информационного поиска, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты;
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.
Коммуникативные - грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение других.
Личностные УУД: совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную
деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач.
Тип: обобщение и систематизация знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемое оборудование:
ИКТ; маршрутные листы самооценки.
Ход:
I. Организационный момент
II. Целеполагание.
Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме: «Положительные и отрицательные числа».
- Какие цели можно поставить перед собой сегодня на уроке? (обобщить, повторить, подготовиться к контрольной работе).
-А какие темы нам необходимо повторить, что мы умеем делать с положительными и отрицательными числами? (изображать на координатной прямой, вычислять модуль, сравнивать).
-А для чего мы изучаем положительные и отрицательные числа, где в жизни мы встречаемся с ними.
(слайд). Может кто-то еще может привести свои примеры?(изменение температуры, баланс на телефоне, увеличение и уменьшение изображения)
Сегодня на уроке у каждого из вас есть возможность получить хорошую отметку, для этого необходимо набрать баллы за каждое выполненное задание. Перед вами маршрутные листы. Подпишите их, пожалуйста.
III.Рефлексия
Обратите внимание, у вас на листах нарисованы маленькие смайлики, выберите то настроение (поставьте галочку), с которым вы пришли на урок. Кстати, какие эмоции на «лицах» смайликов? Как их можно связать с темой урока? (положительные и отрицательные)
IV. Проверка Д/р.
Начнем с проверки домашней работы. Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Сверьте ответы товарища с моими. Если оба задания выполнены верно, поставьте на полях 2 балла, если одно, то 1 балл. Поменяйтесь обратно тетрадями, и то количество баллов, что вам поставили на полях, занесите в маршрутный лист. Отложите тетради на край стола.
V. Этап обобщения и повторения. Ну а теперь начнем повторять изученный ранее материал. Начнем с 1 задания.
Разделите числа на две группы:
Почему вы их так сгруппировали? По какому признаку? Какое число не попало ни в одну группу? Кто сделал точно так же, поставьте 2 балла. Как одним словом можно назвать все эти числа? Запишите. Что записали? (целые) поставьте балл.
Перечислите все целые числа, расположенные на координатной прямой между числами – 2 и 3. Назовите. Кто записал эти же числа, поставьте балл.
Теоретический диктант. А теперь давайте вспомним теорию. Небольшой теоретический диктант. Если утверждение верное, вы ставите «+», если нет – ставите «-» .
1.Координатная прямая – это прямая, на которой отмечены точки. (нет)
2.Числа со знаком « - » называются отрицательными. (Да)
3.Два числа, отличающиеся только знаками – противоположные. (Да)
4.Модуль отрицательного числа равен самому числу. (Нет)
5.Ноль больше любого отрицательного числа. (да)
6.Из 2-х отрицательных чисел больше то, модуль которого больше. (нет)
7. Увеличение любой величины можно выразить положительным числом.(да)
8.Любое положительное число больше любого отрицательного.
Свертись с ответами. Поставьте баллы. Поднимите руки кто все выполнил верно. Давайте разберем неверные утверждения.
Координатная прямая. Переходим к следующему этапу.
Что у вас изображено в пункте 3. Отметьте координаты всех точек на вашей координатной прямой. Сверьте с моим рисунком. За каждую правильную координату поставьте балл. Какие точки имеют противоположные координаты? Поставьте балл.
Модуль числа. Переходим к следующему этапу. Найдите значения выражений (4 человека у доски):
1)|-1,8| - 0,26 =1,54
2)|-7,2|:|0,9| = 8
3)
=
4)
= 
Сверьте с ответами. За каждый правильный ответ поставьте балл.
Физминутка. Если называю положительное число, вы подпрыгиваете, если отрицательное – приседаете.
Сравнение чисел.
Расположив числа в порядке возрастания: 4,5; – 4,6; – 0,7; 0 ; – 0,18; 5, вы расшифруете фамилию ученого, который ввел понятие координатной прямой. (Декарт)
4,5 | – 4,6 | – 0,7 | 0 | –0,18 | 5 |
Р | Д | Е | А | К | Т |
Если задание выполнено верно, поставьте 6 баллов.
Историческая справка. Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II веке до н.э. Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа Рене Декарта. Он в 1637г. предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.
Решение уравнений. А теперь самое сложное задание, выполнять его будем в парах. Решите уравнения и укажите соответствие между уравнением и его корнем.
- х = - 6 х = 6
- х = |-6|
х = - ( - ( - 6)) х = - 6
|-3|х – 7 = |-11|
У кого выполнено верно поставьте 4 балла.
VII. Подведение итогов. Выставление отметок.
Молодцы! Я прошу вас посчитать свои баллы и выставить соответствующую отметку.
30 баллов и выше – «5» 22 – 29 баллов – «4» 15 – 21 балл – «3» менее 15 баллов – «2»
Поднимите руку те, кто получил оценку 5,4
Достигли ли мы целей, которые ставили в начале урока?
VIII.Рефлексия. Я прошу каждого из вас выразить свое отношение к уроку.
Отметьте тот смайлик, который ближе вам по настроению, оставшемуся после урока. Спасибо за работу!
Дополнительно АБВГДейка.