СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по системно-деятельнотсному подходу.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 6 классе по теме "Сложение дробей с разными знаменателями"»

Технологическая карта урока.

Автор урока: Масленникова Т.Н. учитель математики и физики МБОУ СОШ №4 г. Чаплыгина

Предмет: математика

Класс: 6

Тема: «Сложение дробей с разными знаменателями»

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: системно – деятельностный подход на основе технологии Л.Г.Петерсон

Цель: Сформировать умение умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.



Формирование УУД:

Личностные: проявлять: интерес к изучению темы; желание применить на практике свои знания; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников



• Познавательные : умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; продолжить формирование умения находить наименьшее общее кратное.

• Регулятивные : выполнять учебные задания в соответствии с целью; соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; выполнять учебное действие в соответствии с планом.

• Коммуникативные : формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.


Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ресурсы: презентация «Умножение обыкновенных робей», ЦОР презентация. Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика. 6 класс

.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к обучающемуся с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включение в учебную деятельность;

-установить тематические рамки

Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? В руках у меня тучка и солнышко. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основным свойством дроби, научились приводить дроби к общему знаменателю, сокращать их.

  • Сегодня вы ,ребята, вы подниметесь в своем познании на одну ступеньку выше.

  • Как же вы будете работать на уроке?

  • С чего начнёте работу на уроке?




Отвечают:

- Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся самостоятельно «открыть» новое знание.


  • С повторения необходимых знаний.







Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; умения оформлять свои мысли в устной форм


II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цели:

-создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;


Устная работа. Слайд 1.

- Сократить дробь :; .

-Выделите целую часть: ;.

-Восстановите запись : =; = .

Задание выполняется фронтально (письменно).

-Приведите к знаменателю 24; к знаменателю 36.

-Найдите НОК. чисел : 6 и 12; 7 и 13, 12 и 28.

-Приведите дроби к одному знаменателю : и ; и.

-Выполните действия : + ; - ; +.

Подведем итог, что вы повторили?

Предлагаю решить задачу: Найти периметр треугольника, если его стороны равны м, м; м.

Попробуйте выполнить это задание?

-Что такое периметр треугольника?

- Какой буквой он обозначается?

-Как вычислить периметр треугольника?

Поднимите руки, у кого нет результата?

В чем ваше затруднение?

Поднимите руки кто вычислил периметр?

Обоснуйте свое решение.

Фиксация затруднения:

«Я пока не смог сложить дроби сразными знаменателями».

«Я пока не могу обосновать, верно ли я сложил дроби с разными знаменателями».





Выполняют сокращение дробей; выделяют целую часть; используют основное свойство дроби для приведения её к новому знаменателю



Раскладывают числа на простые множители;



Приводят дроби к общему знаменателю;

Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей


Отвечают: основное свойство дроби, правило приведения дробей к общему знаменателю, нахождение НОК, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями








Мы не складывали дроби с разными знаменателями.

Мы не уверены в правильности вычисления



Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать с помощью учителя новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение




III Выявление места и причины затруднения.

Цель:

-выявить место(шаг, операцию)затруднения;

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?

Почему у вас возникло такое затруднение?

Прошу записать обучающихся действия ,с помощью которого может быть найден периметр треугольника( P= +и вычислить его значение. Обучающиеся предлагают разные варианты решения и ответы. А некоторые из них вообще не приступают , т.к оказываются перед проблемой : еще не знакомы со способом сложения дробей с разными знаменателями.

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Почему возникли затруднения?



Мы не смогли сложить дроби разными знаменателями.

Мы не знаем правила сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями



Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основании соотнесения того, что уже известно, определять последовательность промежуточных целей и конечного результата

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Личностные: осознавать ответственность за общее дело

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

-создать условия для составления совместного плана действий;

-организовать уточнение следующего шага учебной деятельности

-Ребята, каждый человек должен уметь формулировать цель своей деятельности и искать пути её достижения.

-Какова же цель нашего сегодняшнего урока?





Сформулируйте тему урока




Давайте, составим план работы.

Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим:


  1. Выработать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

  2. Обобщить полученные знания.

  3. Решить задания по эталону.

Какие средства для этого мы будем с вами использовать

Вывести правило(алгоритм) сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и научиться применять его при выполнении сложения и вычитания дробей.


Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.


Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний.









Учебник


Познавательные: уметь добывать новые знания, опираясь на учебник и жизненный опыт

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;


Откройте учебник на стр 49 и выработайте алгоритм сложения и вычитания дробей сразными знаменателями


Алгоритм (обсуждается совместно с учителем)

1.Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей .

2.Приведи дроби к общему знаменателю.

3.Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.

4. Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.

5. Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.


Алгоритм раздаю каждому обучающемуся.

-Ребята, мы достигли цели нашего урока?








Зная алгоритм сложения дробей с разными знаменателями мы теперь сможем найти периметр треугольника
























Нет. Нужно научиться применять полученный алгоритм для выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.


Да

Р= + + = + = = =


Познавательные: уметь добывать новые знания, опираясь на учебник и жизненный опыт

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цели:

-закрепить новое знание в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения

Решение примеров по алгоритму (каждый « шаг» алгоритма озвучивается обучающимися)

  1. Обучающиеся записывают в тетрадях пример

+ = ;


  1. Один из учеников зачитывает первый шаг алгоритма «Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей» и дает ответ;

3)Ученик зачитывает второй шаг алгоритма «Приведи дроби к общему знаменателю», и весь класс выполняет эту операцию;

4)учитель открывает запись на слайде :


+ = + =

5) учитель предлагает проверить выполненную операцию;

6) один из обучающихся зачитывает следующий «шаг» алгоритма :« Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.» на слайде появляется запись:

+ = + =


7)учитель предлагает проверить выполненную операцию;

8) ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : « Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.» на слайде появляется запись:

+ = + =

9) учитель предлагает проверить выполненную операцию;

10)ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : «Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.»; на слайде появляется запись:

+ = + = =


Аналогичная работа выполняется с примерами:

1) + ; 2) - ; 3) + ; 4) - ; 5) + .

-Мы решили примеры. Ребята, скажите есть ли одинаковые ответы?





Обучающиеся записывают в тетрадях пример по очередно проговаривают последовательность всех шагов алгоритма














































Да. Для дробей справедлив переместительный закон




Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Работа в парах.

1 + ; + ;


2. + ; +


После выполнения работы в парах предлагаю сверить выполненное задание с эталоном.(Самопроверка).

-Выполните самооценку ( «+» , если верно, «-« если неверно).

- возникли затруднения?

-Для тех у кого получилось легко и быстро дополнительное задание на оценку №327 (в,д)

Один из учеников решает пример письменно и поясняет вслух соседу каждый шаг выполняемого действия. Сосед- внимательно слушает. Затем они меняются ролями.


Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

-Выполни удобным способом ,используя подходящее свойство действия.

+ + + ) -; ( - )- ; + + + .


Выполняют вычисления


IX.. Рефлексия деятельности.

– Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • – Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать правило вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.)

  • Удалось ли достичь цели?


  • - А сейчас я прошу вас оценить себя. Продолжите предложения:  

  • Я узнал…

  •  Я научился…

  •  Мне понравилось…

  •  Я затруднялся…

Домашнее задание: учить алгоритм № 360 –«3», №360+ № 364 «4»; №360+ № 364,№365-«5»

-Благодарю вас за сотрудничество, активность ,интерес.

-Урок окончен.



Получить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.


Да.








Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь оценивать правильность действий на уроке

Личностные: понимать причину успеха/неуспеха на уроке