Ресурсы: презентация «Умножение обыкновенных робей», ЦОР презентация. Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика. 6 класс
.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к обучающемуся с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности обучающихся во включение в учебную деятельность; -установить тематические рамки | Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? В руках у меня тучка и солнышко. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основным свойством дроби, научились приводить дроби к общему знаменателю, сокращать их. Сегодня вы ,ребята, вы подниметесь в своем познании на одну ступеньку выше. Как же вы будете работать на уроке? С чего начнёте работу на уроке? | Отвечают: - Мы сначала поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся самостоятельно «открыть» новое знание. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; умения оформлять свои мысли в устной форм |
II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: -создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; | Устная работа. Слайд 1. - Сократить дробь : ; . -Выделите целую часть: ; . -Восстановите запись : = ; = . Задание выполняется фронтально (письменно). -Приведите к знаменателю 24; к знаменателю 36. -Найдите НОК. чисел : 6 и 12; 7 и 13, 12 и 28. -Приведите дроби к одному знаменателю : и ; и . -Выполните действия : + ; - ; + . Подведем итог, что вы повторили? Предлагаю решить задачу: Найти периметр треугольника, если его стороны равны м, м; м. Попробуйте выполнить это задание? -Что такое периметр треугольника? - Какой буквой он обозначается? -Как вычислить периметр треугольника? Поднимите руки, у кого нет результата? В чем ваше затруднение? Поднимите руки кто вычислил периметр? Обоснуйте свое решение. Фиксация затруднения: «Я пока не смог сложить дроби сразными знаменателями». «Я пока не могу обосновать, верно ли я сложил дроби с разными знаменателями». | Выполняют сокращение дробей; выделяют целую часть; используют основное свойство дроби для приведения её к новому знаменателю Раскладывают числа на простые множители; Приводят дроби к общему знаменателю; Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей Отвечают: основное свойство дроби, правило приведения дробей к общему знаменателю, нахождение НОК, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями Мы не складывали дроби с разными знаменателями. Мы не уверены в правильности вычисления |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать с помощью учителя новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение
|
III Выявление места и причины затруднения. Цель: -выявить место(шаг, операцию)затруднения; -зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое? Почему у вас возникло такое затруднение? Прошу записать обучающихся действия ,с помощью которого может быть найден периметр треугольника( P= + и вычислить его значение. Обучающиеся предлагают разные варианты решения и ответы. А некоторые из них вообще не приступают , т.к оказываются перед проблемой : еще не знакомы со способом сложения дробей с разными знаменателями. - Какое задание вы должны были выполнить? - Почему возникли затруднения? | Мы не смогли сложить дроби разными знаменателями. Мы не знаем правила сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основании соотнесения того, что уже известно, определять последовательность промежуточных целей и конечного результата Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: осознавать ответственность за общее дело |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: -создать условия для составления совместного плана действий; -организовать уточнение следующего шага учебной деятельности | -Ребята, каждый человек должен уметь формулировать цель своей деятельности и искать пути её достижения. -Какова же цель нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока Давайте, составим план работы. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим: Выработать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Обобщить полученные знания. Решить задания по эталону. Какие средства для этого мы будем с вами использовать | Вывести правило(алгоритм) сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и научиться применять его при выполнении сложения и вычитания дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Учебник | Познавательные: уметь добывать новые знания, опираясь на учебник и жизненный опыт Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
V. Реализация проекта выхода из затруднения. Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; | Откройте учебник на стр 49 и выработайте алгоритм сложения и вычитания дробей сразными знаменателями Алгоритм (обсуждается совместно с учителем) 1.Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей . 2.Приведи дроби к общему знаменателю. 3.Общий знаменатель запиши в знаменателе результата. 4. Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата. 5. Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть. Алгоритм раздаю каждому обучающемуся. -Ребята, мы достигли цели нашего урока? Зная алгоритм сложения дробей с разными знаменателями мы теперь сможем найти периметр треугольника | Нет. Нужно научиться применять полученный алгоритм для выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Да Р= + + = + = = =  | Познавательные: уметь добывать новые знания, опираясь на учебник и жизненный опыт Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цели: -закрепить новое знание в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения | Решение примеров по алгоритму (каждый « шаг» алгоритма озвучивается обучающимися) Обучающиеся записывают в тетрадях пример + = ; Один из учеников зачитывает первый шаг алгоритма «Определи ,одинаковые или разные знаменатели у складываемых (вычитаемых) дробей» и дает ответ; 3)Ученик зачитывает второй шаг алгоритма «Приведи дроби к общему знаменателю», и весь класс выполняет эту операцию; 4)учитель открывает запись на слайде : + = + = 5) учитель предлагает проверить выполненную операцию; 6) один из обучающихся зачитывает следующий «шаг» алгоритма :« Общий знаменатель запиши в знаменателе результата.» на слайде появляется запись: + = + =  7)учитель предлагает проверить выполненную операцию; 8) ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : « Запиши сумму(разность ) числителей в числитель результата.» на слайде появляется запись: + = + =  9) учитель предлагает проверить выполненную операцию; 10)ученик зачитывает следующий «шаг» алгоритма : «Произведи дальнейшие преобразования полученного результата( выполни действия в числителе, если возможно, сократи дробь, выдели целую часть.»; на слайде появляется запись: + = + = =  Аналогичная работа выполняется с примерами: 1) + ; 2) - ; 3) + ; 4) - ; 5) + . -Мы решили примеры. Ребята, скажите есть ли одинаковые ответы? | Обучающиеся записывают в тетрадях пример по очередно проговаривают последовательность всех шагов алгоритма Да. Для дробей справедлив переместительный закон | Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Работа в парах. 1 + ; + ; 2. + ; +  После выполнения работы в парах предлагаю сверить выполненное задание с эталоном.(Самопроверка). -Выполните самооценку ( «+» , если верно, «-« если неверно). - возникли затруднения? -Для тех у кого получилось легко и быстро дополнительное задание на оценку №327 (в,д) | Один из учеников решает пример письменно и поясняет вслух соседу каждый шаг выполняемого действия. Сосед- внимательно слушает. Затем они меняются ролями. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; уметь оформлять свои мысли в устной форме |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. | -Выполни удобным способом ,используя подходящее свойство действия. + + + ) - ; ( - )- ; + + + . | Выполняют вычисления | |
IX.. Рефлексия деятельности. | – Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание: учить алгоритм № 360 –«3», №360+ № 364 «4»; №360+ № 364,№365-«5» -Благодарю вас за сотрудничество, активность ,интерес. -Урок окончен. | Получить правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Да. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: уметь оценивать правильность действий на уроке Личностные: понимать причину успеха/неуспеха на уроке |