Классный час «Моя будущая профессия»
Цель: помочь выявить способности к определённому виду деятельности, формировать умения ориентироваться в современном мире профессий.
Вступительное слово классного руководителя.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?
На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От этого выбора может зависеть вся дальнейшая жизнь. Выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько выбрать определенный образ жизни.
Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно?
Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
2. Типы профессий
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий. (Классификация по Климову)
Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (По группам). (письменно)
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
профессия должна быть интересной,
профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,
профессия должна соответствовать собственным возможностям.
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии. Давайте поговорим о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ» | «МОГУ» | «НАДО» |
Интерес – побуждение познавательного характера Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. | Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества | Потребности рынка труда –наличие рабочих мест по избранной специальности |
А теперь ребята, я предлагаю вам немного поиграть.
Игра "Закончить предложения"
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
Тест. Коммуникативные способности. (да «+», нет « - »)
Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?
Обработка результатов:
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений
Ключ к определению коммуникативных способностей.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
+ | - | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
Шкала оценок коммуникативных способностей.
Коэффициент | Оценка | Уровень проявления коммуникативных способностей. |
0,10 – 0,45 | 1 | Низкий |
0,46 – 0, 55 | 2 | Ниже среднего |
0,56 – 0, 65 | 3 | Средний |
0, 66 – 0, 75 | 4 | Высокий |
0, 76 – 1,00 | 5 | Очень высокий |
Интерпретация результатов
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.
При выборе профессии часто у многих возникают типичные ошибки, давайте попытаемся их сформулировать:
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
-Необъективная оценка своих способностей.
-Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной
стороной профессии.
-Ориентир на «престижную» профессию.
-Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
-Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
Молодцы!
Учитель. В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня.
Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.