СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Морфема - наименьшая значимая часть слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Морфема - наименьшая значимая часть слова"»

Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: знать понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.

Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование: 

- Проектор

- экран

-  компьютер,

Литературный ряд

1.Организационный этап

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Мы с Вами уже изучили два больших раздела. Какие? (фонетика и лексикология). Повторение-мать учения, поэтому давайте вспомним фонетический разбор слова, нам его нужно будет выполнить на ВПР.

Один у доски, остальные в тетради. Слово: Ясень

3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, давайте разгадаем ребусы. СЛАЙД 2 И 3.

1.МОРФЕМИКА. 2.МОРФЕМЫ 3.К-О-Р ЕНЬ 4.ПРИСТАВКА 5.СУФФИКС 6.ОКОНЧАНИЕ



-Что такое морфемика? Забыли, где можно посмотреть? Какие морфемы знаете?





-Какие это части слова? (Значимые). Слайд

Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд)

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.

Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ. Что обозначает это слово?

-Какие здесь морфемы?

5. Первичная проверка понимания

5.1. Игра «Отгадай слово!»

(Слайд ) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.

Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

- А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведите примеры.

КОЗЛЯТЯ, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА

- Давайте вспомним, почему в слове ВОЛЧАТА после Ч пишем А?

Звук Ч всегда мягкий и не требует дополнительного смягчения, чтобы не получилось «масло масляное» (это фонемное правило)

Давайте выполним упр.78

5.2.Игра «Четвертый лишний».

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд)
Ученик: Слова лестница и горе лишние. ПОЧЕМУ????
5.4. Ребята, а для чего нужны суффиксы и приставки? (образуют новые слова). Сейчас мы немного поиграем. В морской бой умеете играть? Перед вами морфемный ящик.

Морфемный ящик "От морфем - к словосочетанию"

С помощью морфемного ящика составьте сначала слова, а после - словосочетания.

Слева записаны виды морфем (А-Г). Далее указаны сами морфемы(1-6). Ваша задача - следовать “шифру” и составить из указанных морфем слова, а затем из них словосочетания. Укажите в скобках тип связи слов в этих словосочетаниях.



1

2

3

4

5

6

Приставка

А

со-

по-

вс-

рас-

вы-

от-

Корень

Б

-весел-

-сказ-

-друз-

-помин-

-кирпич-

-строй-

Суффикс

В

-ыва-

-о-

-н-

-к-

-а-

-ть

Окончание

Г

-ая

-ей

-ов






Первое словосочетание: Б1В2 + А4Б2В1В6

Второе словосочетание: Б5В3Г1 + А2Б6В4Г3

Третье словосочетание: А3Б4В5В6 + Б3Г4 ______________________________________________

Ответ: Весело рассказывать, кирпичная постройка, вспоминать друзей .


6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление

7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд )

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой. Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении. Дайте характеристику предложению. Начертите схему.

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части?

8 Домашнее задание: п.11, Упр.81

9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и. 

Ученики: По ученику и об учителе судят.

Учитель: Проведем оценку нашей работы. Перед вами мишень. Отметьте точку (выстрел), насколько вам понятна сегодняшняя тема (озвучивают)


- Наш урок окончен. Спасибо за работу.