Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: знать понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.
Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;
- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- выстраивать композицию рассуждения;
- выполнять морфемный разбор;
- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;
Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Формы организации урока:
- групповые;
- общеклассные;
- индивидуальные.
Оборудование:
- Проектор
- экран
- компьютер,
Литературный ряд
1.Организационный этап
-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Мы с Вами уже изучили два больших раздела. Какие? (фонетика и лексикология). Повторение-мать учения, поэтому давайте вспомним фонетический разбор слова, нам его нужно будет выполнить на ВПР.
Один у доски, остальные в тетради. Слово: Ясень
3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята, давайте разгадаем ребусы. СЛАЙД 2 И 3.
1.МОРФЕМИКА. 2.МОРФЕМЫ 3.К-О-Р ЕНЬ 4.ПРИСТАВКА 5.СУФФИКС 6.ОКОНЧАНИЕ
-Что такое морфемика? Забыли, где можно посмотреть? Какие морфемы знаете?
-Какие это части слова? (Значимые). Слайд
Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд)
А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд)
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.
Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)
Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ. Что обозначает это слово?
-Какие здесь морфемы?
5. Первичная проверка понимания
5.1. Игра «Отгадай слово!»
(Слайд ) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.
Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)
Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.
Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.
Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).
- А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведите примеры.
КОЗЛЯТЯ, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА
- Давайте вспомним, почему в слове ВОЛЧАТА после Ч пишем А?
Звук Ч всегда мягкий и не требует дополнительного смягчения, чтобы не получилось «масло масляное» (это фонемное правило)
Давайте выполним упр.78
5.2.Игра «Четвертый лишний».
Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.
Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд)
Ученик: Слова лестница и горе лишние. ПОЧЕМУ????
5.4. Ребята, а для чего нужны суффиксы и приставки? (образуют новые слова). Сейчас мы немного поиграем. В морской бой умеете играть? Перед вами морфемный ящик.
Морфемный ящик "От морфем - к словосочетанию"
С помощью морфемного ящика составьте сначала слова, а после - словосочетания.
Слева записаны виды морфем (А-Г). Далее указаны сами морфемы(1-6). Ваша задача - следовать “шифру” и составить из указанных морфем слова, а затем из них словосочетания. Укажите в скобках тип связи слов в этих словосочетаниях.
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приставка | А | со- | по- | вс- | рас- | вы- | от- |
Корень | Б | -весел- | -сказ- | -друз- | -помин- | -кирпич- | -строй- |
Суффикс | В | -ыва- | -о- | -н- | -к- | -а- | -ть |
Окончание | Г | -ая | -о | -а | -ей | -у | -ов |
Первое словосочетание: Б1В2 + А4Б2В1В6
Второе словосочетание: Б5В3Г1 + А2Б6В4Г3
Третье словосочетание: А3Б4В5В6 + Б3Г4 ______________________________________________
Ответ: Весело рассказывать, кирпичная постройка, вспоминать друзей .
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление
7.1. Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.
7.2. Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд )
В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.
Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание?
Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой. Подчеркните грамматическую основу в 1 предложении. Дайте характеристику предложению. Начертите схему.
Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?
Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений
Учитель: Легко ли находить в слове его части?
8 Домашнее задание: п.11, Упр.81
9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)
Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.
Ученики: По ученику и об учителе судят.
Учитель: Проведем оценку нашей работы. Перед вами мишень. Отметьте точку (выстрел), насколько вам понятна сегодняшняя тема (озвучивают)
- Наш урок окончен. Спасибо за работу.