СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Музы не молчали"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Музы не молчали»  Михеева Елена Олеговна

Цель: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, нашедшими отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи: 1) познакомить детей с музыкальным материалом;

 2) развивать речь, мышление, внимание, музыкальный слух;

 3) воспитывать патриотическое чувство к Родине, уважение и чувство благодарности к людям, защищающим нашу Родину.

Музыкальный материал:

- «Богатырская симфония» А. П Бородина;

- «Солдатушки, бравы ребятушки»;

- «Песня о маленьком трубаче» Никитин, Крылов;

- «Учил Суворов»;

- «Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, кассеты с записями.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Музы не молчали"»

Тема: «Музы не молчали» Михеева Елена Олеговна

Цель: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, нашедшими отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи: 1) познакомить детей с музыкальным материалом;

2) развивать речь, мышление, внимание, музыкальный слух;

3) воспитывать патриотическое чувство к Родине, уважение и чувство благодарности к людям, защищающим нашу Родину.

Музыкальный материал:

- «Богатырская симфония» А. П Бородина;

- «Солдатушки, бравы ребятушки»;

- «Песня о маленьком трубаче» Никитин, Крылов;

- «Учил Суворов»;

- «Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, кассеты с записями.


Ход урока.


I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.

Сейчас начинается музыкальный урок,

Об этом сказал нам веселый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой.

Друзья! Поздравляю с началом урока.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Музы не молчали».


II. Знакомство с новой темой.

- Во все времена музы воспевали храбрость и отвагу витязей, богатырей, воинов в песнях, стихах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках Отечества. Это память о военной славе наших предков и современников.

- И сегодня Муза приглашает нас раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?

Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.

- Ребята, а сейчас мы посмотрим с вами презентацию.


Презентация о Петре I и А. В. Суворове, а также о Бородинском сражении.

Петр 1 был царем. С 10 летнего возраста правил самостоятельно. Одним из главных достижений Петра стало значительное расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне.

Суворов величайший русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.


III. Углубление темы урока.

- Ребята, а сейчас мы послушаем с вами песню, которая называется «Солдатушки, бравы ребятушки». А вы слушаете ее внимательно, а потом ответите мне на вопрос: О чем эта песня?


Прослушивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки».


- О чем эта песня?

- А здесь поет один человек или здесь происходит диалог?

- Действительно, ребята, в песне звучит вопрос солиста-запевалы. Ответ хора строится так, что мы слышим диалог.

- А какова здесь мелодия вопроса? (Мелодия вопроса размашистая, удалая).

- А мелодия ответа? (Более строгая, собранная).

- Ребята, а как вы думаете, это современная песня или старинная?

- А почему вы так думаете?


- Ребята, а сейчас внимательно слушаем следующую песню.


Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» Никитина, Крылова.


- А как вы думаете, как называется эта песня?

- О каких событиях рассказывается в этой песне?

- В чем заключается подвиг мальчика-трубача?


- Ребята, давайте откроем учебник на странице 68.

- Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике? (Александру Васильевичу Суворову).

- А вы знаете, что когда Александр Суворов был маленьким мальчиком, он очень часто болел. Ему очень хотелось стать военным, а его даже в солдаты не записали. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его записывали в армию. Пока он подрастет, к моменту службы станет сразу офицером. Саша Суворов, несмотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал болеть. А в армию он пошел и дослужился до генералиссимуса ((от лат. generalissimus — самый главный), высшее воинское звание в вооруженных силах ряда стран. Присваивалось полководцам, командовавшим во время войны несколькими, чаще союзными, армиями, а также иногда лицам из семей царствующих династий и государственным деятелям как почётное звание.). За всю службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что очень любил и берег своих солдат. И солдаты отвечали ему своей любовью и преданностью.

Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.


Прослушивание песни «Учил Суворов» А. Новикова, М. Левашова.


- Чему же, ребята, учил Суворов?


- А сейчас мы с вами послушаем ещё одну песню. Она называется «Песенка о бумажном Солдатике».


Прослушивание «Песенки о бумажном Солдатике» Б. Окуджавы.


- Ребята, о чём эта песня?

- А можно ли назвать этого солдатика героем?

- А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?


- Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии – большом произведении для симфонического оркестра – композитор XIX века Александр Бородин.

Александр Порфирьевич Бородин – (родился 31 октября 1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 г.) русский композитор и ученый-химик. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Симфония в переводе с греческого означает «созвучие», «благозвучное сочетание тонов».

- Свою симфонию композитор назвал «Богатырская».

- Давайте ее послушаем.


Прослушивание «Богатырской симфонии» А. Бородина.


- Подумайте, почему композитор дал всей симфонии такое название?

- Каков характер этой музыки?

-Что придает ей уверенность, мужественность?

- Как звучат инструменты оркестра?

- Впечатление тяжелой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы. Инструменты оркестра играют одну мелодию в один голос, в унисон, все вместе. Это придает музыке слаженный характер, подчеркивая единение людей перед лицом врага.


- Ребята, а какой город у нас в народе называется город-герой? (Волгоград).

- Вот в этом городе есть Мамаев Курган. Вы слышали о таком?

- И сейчас мы с вами перенесёмся в этот город-герой.



IV. Итог урока.

- Ребята, а вы согласны с выражением «Когда говорят пушки, музы полчат?»

- Почему?

- Что вы сегодня узнали на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!