СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки - способ развития творческих способностей учащихся в начальной школе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки  это способ развитятворческих способнойтей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки - способ развития творческих способностей учащихся в начальной школе.»

Урок музыки - способ развития творческих способностей учащихся в начальной школе

Интенсивно развивается творческая активность младших школьников в ходе занятий музыкой. Процесс активизации творчества на уроках искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности. В основе занятий творческого типа лежат два взаимообусловленных фактора: эстетическое восприятие как сотворческий процесс и художественное творчество на основе развитой способности к эстетическому переживанию.

Различные виды музыкальной деятельности (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) стимулируют проявление творческих способностей младших школьников и, прежде всего, развитие музыкально-образного видения мира. Так, музыкальное творчество детей младшего школьного возраста на уроке реализуется в пении простых мотивов, сочинении мелодий на предложенный текст, показа ритмического сопровождения, вступления, в оценочных суждениях об услышанной музыке и т. д. Подготовка младших школьников к музыкальному творчеству предполагает овладение способом творческих действий. На уроках музыки учитель предлагает творческие задания в форме игры. Причем впоследствии дети сами ведут игру.

Активизирующим творческим потенциалом младших школьников, является импровизация. Импровизация, фантазирование основаны в индивидуальном творческом поиске младшего школьника: интерпретация песни, музыкального отрывка и т. д. Детские сочинения не самоцель, а средство его духовного преобразования. У педагога в процессе создания условий для свободной импровизации доминирует стремление поставить ученика в творческую позицию. Импровизация предполагает сотрудничество.

1. Музыкальное искусство обращено ко всем и каждому в отдельности. Чтобы музыка стала для каждого школьника глубоко личным явлениям, необходимо сочетание принципов коллективного обучения с индивидуальными.

2. В отличие от других видов искусства, музыка непосредственно связана с движениями и адресована душе каждого школьника.

3. Постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения.

4. Специфика уроков музыки у младших школьников связана также с их возрастной особенностью – особой художественной одаренностью, в уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное: детям изначально присуща талантливость. И важно не упустить уникальной возможности детского возраста для развития художественно-творческих способностей, так как позднее компенсировать их невозможно.

Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников

Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации.

Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческие задания в форме игр. Выполнению заданий способствуют рассказанные им правила и сюжетная подсказка. Постепенное усложнение их содержания способствует обогащению музыкального опыта и творческих способностей учащихся. В творческих заданиях расширяется самостоятельность. Если вначале музыкальную игру ведет учитель, то позже - сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или

«переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).

Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

Для развития чувства лада предлагаются следующие творческие задания:

- Сочинить музыкальные загадки типа «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий может служить пьеса Ройтерштейна М. «Кукушка и дятел»,

«Эхо».

- Сочинить музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. Например, по ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняют мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. В условиях музыкальной игры

«Сказка», «Музыкальная история» дети сочиняют музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствует созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрываются музыкально – творческие способности учащихся младших классов.

- Импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий может служить песня – игра Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».

Для развития ритмического чувства используются следующие музыкально-творческие задания:

- Передать на ударных инструментах (ксилофон, металлофон и др.) ритмический мотив приветственного диалога учителя и детей: «Дети, здравствуйте!»,

«Здравствуйте!». Перед тем как начать урок, педагог здоровается с детьми. На первых занятиях приветствие и ответ на него сопровождаются выразительной игрой ритмического мотива на детских музыкальных инструментах. В дальнейшем это может быть ритмический диалог без произнесения слов. По мере музыкального развития школьников ритмический приветственный диалог преобразуется в вокальное приветствие.

- Передать ритмический мотив загадки на ударных инструментах и сочинить к ней ответ. Загадка: «Кто в лесу стучит тук - тук?» Ответ: «Дятел, дятел». Первый раз ответ передается в форме ритмического мотива, второй - словесно, с ритмическим сопровождением.

- Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение к рассказу собственного сочинения, который ориентирует их на передачу изменения темпа. Например, «После дождя цапля шла к своей любимой поляне, широко перешагивая через лужи. Неожиданно она остановилась, так как увидела, что на пригорке разгуливает лиса взад – вперед, взад – вперед. Но лиса, заметив цаплю, быстро побежала в лес, так как знала, что подойди к ней цапля. Ей пришлось бы расплачиваться за вчерашнее коварство на болоте». При выполнении этого задания ребята закрепляют ощущение известных им ритмических единиц и развивают представление о темпе как средстве выразительности

Задание. Пьесы или песни с несколькими контрастными между собой музыкальными образами. Музыкальное произведение «Через мост» музыка А. Филиппенко.

Задание. Драматизировать музыкальное произведение развивающего содержания, драматизация которого требует от учащихся развития сюжета, установления определенных взаимоотношений между персонажами, распределение ролей и т.д.

Задание. Путешествие в сказку - "Кот, петух и лиса" и "Теремок". Учащиеся должны были найти в сказке все возможные моменты для творческих импровизаций. Это развивает у них творческое воображение, мышление, фантазию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!