СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 4 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки "Царит гармония оркестра"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 4 классе»



Тема урока: "Царит гармония оркестра".

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём.

Задачи:

  • углубить знания о симфоническом оркестре;

  • познакомить с видами оркестров;

  • объяснить понятие новых терминов: орхестра, гармония, оркестровая яма, партитура;

  • развивать умение слушания и слышания;

  • воспитывать интерес и любовь к творчеству русских композиторов.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение мотивации к изучению предмета, формирование умений и навыков творческих способностей.

  • Средства обучения:

  • Видеоматериалы, презентация,раздаточный материал.

  • Оборудование урока:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Применяемые технологии:

  • Информационно - коммуникационные, игровые.

Формы работы:

.Коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение, дирижирование под музыку).

Ход  урока:

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие:
Учитель: - Здравствуйте, ребята, встретились мы снова.
Дети: -  Слушать музыку и петь мы уже готовы.

Звучит «Старый замок» в фортепианном изложении.(…44сек)

- Вам знакомо это произведение?

- Кто его автор?

- Ребята, сейчас вновь прозвучит пьеса «Старый замок» М. П. Мусоргского (…46сек.), но будьте внимательны, постарайтесь услышать, какие произойдут изменения?

- Оно прозвучало в том же исполнении, как вначале урока?

- В чьём исполнении оно прозвучало?

- Что же такое оркестр?

- Верно. В оркестре используется звучание многих инструментов.

2. Постановка цели и задач урока:

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учитель:Молодцы! Вы правильно всё проговорили, я хочу уточнить:сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра»(Слайд №1)

-Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (ГАРМОНИЯ)

- Кто из вас знает, что означает это слово?.......

-Давайте обратимся к словарю, чтобы точно узнать значение этого слова. (СЛОВАРЬ)

- В оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат, образовывается полное созвучие, то есть гармония.

- Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-Чтобы вы ещё хотели узнать об оркестре?

-А вам интересно узнать, когда появился первый оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра, какие бывают виды оркестров и многое другое о нём?

- Вот сегодня мы обо всём этом и узнаем. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним….

- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом оркестре?»(Слайд №2)

- Верно: в оркестре симфонического оркестра 4 группы.»(Слайд №3)

- Струнная группа вам знакома. Какие инструменты входят в эту группу? (Слайд№4) -Это группа медных духовых (Слайд№5) -Какие инструменты входят в эту группу? -Это группа деревянных духовых (Слайд№6) -Назовите инструменты этой группы. -Это группа ударных(Слайд№7) -Перечислите инструменты данной группы.

Игра «Третий лишний» (групповая - КАРТОЧКИ)



Учитель:  Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее - подчеркните. Объясните своё решение…………………………..( ПРОВЕРКА)

ПОДВЕСТИ ИТОГИ ПРОВЕРКИ (Слайд №8)

-Итак, мы чётко усвоили с вами, что инструменты симфонического оркестра делятся на сколько групп?

- Предлагаю вам поработать в группах : «Музыкальнаую импровизацию в исполнении симфонического оркестра»:

- Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил каждому из вас возможность превратиться в любой инструмент симфонического оркестра.

(ставлю на парты название групп симфонического оркестра)

-Передайте жестами «звучание» этого инструмента. Кроме этого-

ваша задача  – услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить.

(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан».

(Дети импровизируют под музыку.)

-Отлично!!! Вы справились со своей задачей

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

-Скажите, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? -Что мы хотели узнать? (Ответы) - Как вы думаете. От какого слова произошло слово «оркестр»? -Слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова Орхестра. Орхестрой называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор.Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием. СЛАЙД №17

-Давайте посмотрим внимательно,музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме? СЛАЙД №18

-Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)

-Ребята, а где находится оркестр во время концертов?

-Находиться оркестр может на сцене во время концертов, или в специальной оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета…СЛАЙД №19

Ну вот: Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться…

-Что значит разыгрываться? (ВИДЕО)

- Отгадайте загадку? Загадка: СЛАЙД №20

Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …ДИРИЖЕР

Учитель: - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

-Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Движением рук и мимикойдирижёр подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце.

 - Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ(это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. (СЛАЙД №24партитура)

– Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.

(СЛАЙД №21) Вероника Дударова (1916-2009)-(её имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами)

(СЛАЙД №22) Владимир Спиваков(всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

(СЛАЙД №23) Юрий Башмет( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

- Дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и мимикой.

У. - Как вы думаете, а без дирижера оркестр сможет играть?

5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА: Игра «Дирижер».

- Давайте мы сейчас побудем в роли дирижера и продирижируем оркестру. Но необходимо точно показать движением рук и мимикой характер произведения, динамику и темп. Звучит финал симфонии №4 П.И.Чайковского СЛАЙД№25-портрет Чайковского -Молодцы. Очень хорошо играл оркестр под ваше дирижирование.

-С каким видом оркестра мы с вами часто сталкиваемся на наших уроках? (СИМФОНИЧЕСКИЙ)………….. А сейчас

- Давайте попробуем определить по изображению и по звучанию и другие виды оркестра. Внимание на экран.

СЛАЙД № 9-10--народный,

СЛАЙД № 11-12---духовой,

СЛАЙД № 13-14--джазовый,

СЛАЙД № 15-16-симфонический

-Запишите в тетрадях виды оркестров.

- А теперь предлагаю вам работу вновь по группам: составьте кроссворд со всеми новыми терминами сегодняшнего урока. (гармония, партитура, оркестровая яма, орхестра, народный, духовой, джазовый)

ПРОВЕРКА (каждая группа прочитывает свой кроссворд, называя новые слова)

- Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.(Слайд №26 разных композиторов)

-Вы узнали этих композиторов? Верно. П.И. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой». А вы бы, ребята, с ним согласились? (Ответы )

6. Рефлексия:

-Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…

-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Кто доволен своей работой? Почему?
-Как звучала тема нашего урока?

-Нужна ли гармония в оркестре?

-Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Ваша задача-выбрать правильный вариант ответа и записать его буквой.

Тестирование учащихся.Слайд № 29

  1. Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.

А) Деревянная духовая Б) Ударна В) Струнная

Слайд №…

  1. Какой инструмент называют «царицей музыки»

А) Гитара Б) Труба В) Скрипка

Слайд №….

  1. Какой инструмент не входит не в одну группу:

А) Контрабас Б) Рояль В) Тромбон

Слайд №…..

  1. Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц

А) труба Б) флейта В) треугольник

Слайд №…

  1. Как называют человека, который руководит оркестром.

А) директор Б) музыкант В) дирижер

Слайд №…. (Правильные ответы.) Слайд № 30

- А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки.

ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3, три ошибки – 2.

- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».(анализ работ)

- Мы сегодня очень хорошо работали, дружно, активно, значит, и у нас на уроке присутствовала гармония.


7 . Домашнее задание:

- Я раздаю вам карточки. Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Найти на рисунке изображения отдельных групп инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.(Слайд №31

8. Вокальная работа:

-Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Им сейчас и займёмся. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая так и называется «Я хочу услышать музыку…» композитора Георгия Струве. (первичное слушание)

Слайд №27-28 -текст песни

9. Итог урока:

– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов», приклейте их в тетрадь.

И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

(Слайд № 32)