Тема урока: "Царит гармония оркестра".
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём.
Задачи:
углубить знания о симфоническом оркестре;
познакомить с видами оркестров;
объяснить понятие новых терминов: орхестра, гармония, оркестровая яма, партитура;
развивать умение слушания и слышания;
воспитывать интерес и любовь к творчеству русских композиторов.
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к изучению предмета, формирование умений и навыков творческих способностей.
Средства обучения:
Видеоматериалы, презентация,раздаточный материал.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Применяемые технологии:
Информационно - коммуникационные, игровые.
Формы работы:
.Коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение, дирижирование под музыку).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Музыкальное приветствие:
Учитель: - Здравствуйте, ребята, встретились мы снова.
Дети: - Слушать музыку и петь мы уже готовы.
Звучит «Старый замок» в фортепианном изложении.(…44сек)
- Вам знакомо это произведение?
- Кто его автор?
- Ребята, сейчас вновь прозвучит пьеса «Старый замок» М. П. Мусоргского (…46сек.), но будьте внимательны, постарайтесь услышать, какие произойдут изменения?
- Оно прозвучало в том же исполнении, как вначале урока?
- В чьём исполнении оно прозвучало?
- Что же такое оркестр?
- Верно. В оркестре используется звучание многих инструментов.
2. Постановка цели и задач урока:
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учитель:Молодцы! Вы правильно всё проговорили, я хочу уточнить:сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тема урока звучит так: «Царит гармония оркестра»(Слайд №1)
-Какое новое слово, вы, увидели в названии темы урока? (ГАРМОНИЯ)
- Кто из вас знает, что означает это слово?.......
-Давайте обратимся к словарю, чтобы точно узнать значение этого слова. (СЛОВАРЬ)
- В оркестре много разных инструментов и когда они вместе организованно звучат, образовывается полное созвучие, то есть
гармония. - Так как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Чтобы вы ещё хотели узнать об оркестре?
-А вам интересно узнать, когда появился первый оркестр, какие инструменты входят в состав оркестра, какие бывают виды оркестров и многое другое о нём?
- Вот сегодня мы обо всём этом и узнаем. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока
3. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:- Мир музыкальных инструментов достаточно широк. Звучание симфонического оркестра, самое разнообразное по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером. Но для начала, давайте вспомним….
- На какие группы можно разделить музыкальные инструменты в симфоническом оркестре?»(Слайд №2)
- Верно: в оркестре симфонического оркестра 4 группы.»(Слайд №3)
- Струнная группа вам знакома. Какие инструменты входят в эту группу?
(Слайд№4) -Это группа медных духовых
(Слайд№5) -Какие инструменты входят в эту группу? -Это группа деревянных духовых
(Слайд№6) -Назовите инструменты этой группы. -Это группа ударных
(Слайд№7) -Перечислите инструменты данной группы.
Игра «Третий лишний» (групповая - КАРТОЧКИ)
Учитель: Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее - подчеркните. Объясните своё решение…………………………..( ПРОВЕРКА)
ПОДВЕСТИ ИТОГИ ПРОВЕРКИ (Слайд №8)
-Итак, мы чётко усвоили с вами, что инструменты симфонического оркестра делятся на сколько групп?
- Предлагаю вам поработать в группах : «Музыкальнаую импровизацию в исполнении симфонического оркестра»:
- Представьте, что вас заколдовал волшебник, но предоставил каждому из вас возможность превратиться в любой инструмент симфонического оркестра.
(ставлю на парты название групп симфонического оркестра)
-Передайте жестами «звучание» этого инструмента. Кроме этого-
ваша задача – услышать тембровое звучание своего инструмента и вовремя вступить.
(Звучит запись произведения Ж. Оффенбаха «Кан-Кан».
(Дети импровизируют под музыку.)
-Отлично!!! Вы справились со своей задачей
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
-Скажите, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? -Что мы хотели узнать?
(Ответы) - Как вы думаете. От какого слова произошло слово «оркестр»? -Слово "оркестр" возникло в Греции очень давно, от слова
Орхестра. Орхестрой называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор.Лишь 200 лет назад оркестр стал таким, каким мы его теперь знаем с большим количеством инструментов и их разнообразием.
СЛАЙД №17 -Давайте посмотрим внимательно,музыканты оркестра располагаются на сцене по определённой схеме? СЛАЙД №18
-Как вы можете объяснить эту необходимость, ребята? (Ответы)
-Ребята, а где находится оркестр во время концертов?
-Находиться оркестр может на сцене во время концертов, или в специальной оркестровой яме перед сценой, если сопровождает исполнение оперы или балета…
СЛАЙД №19 Ну вот: Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться…
-Что значит разыгрываться? (ВИДЕО)
- Отгадайте загадку? Загадка: СЛАЙД №20
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку, или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …ДИРИЖЕР
Учитель: - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. От взмахов палочки дирижера зависит слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
-Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Движением рук и мимикойдирижёр подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод. Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце.
- Музыканты играют свою партию по нотам. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ(это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. (СЛАЙД №24партитура)
– Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.
(СЛАЙД №21) Вероника Дударова (1916-2009)-(её имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами)
(СЛАЙД №22) Владимир Спиваков(всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
(СЛАЙД №23) Юрий Башмет( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
- Дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и мимикой.
У. - Как вы думаете, а без дирижера оркестр сможет играть?
5. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА: Игра «Дирижер».
- Давайте мы сейчас побудем в роли дирижера и продирижируем оркестру. Но необходимо точно показать движением рук и мимикой характер произведения, динамику и темп.
Звучит финал симфонии №4 П.И.Чайковского СЛАЙД№25-портрет Чайковского -Молодцы. Очень хорошо играл оркестр под ваше дирижирование.
-С каким видом оркестра мы с вами часто сталкиваемся на наших уроках? (СИМФОНИЧЕСКИЙ)………….. А сейчас
- Давайте попробуем определить по изображению и по звучанию и другие виды оркестра. Внимание на экран.
СЛАЙД № 9-10--народный,
СЛАЙД № 11-12---духовой,
СЛАЙД № 13-14--джазовый,
СЛАЙД № 15-16-симфонический
-Запишите в тетрадях виды оркестров.
- А теперь предлагаю вам работу вновь по группам: составьте кроссворд со всеми новыми терминами сегодняшнего урока. (гармония, партитура, оркестровая яма, орхестра, народный, духовой, джазовый)
ПРОВЕРКА (каждая группа прочитывает свой кроссворд, называя новые слова)
- Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.(Слайд №26 разных композиторов)
-Вы узнали этих композиторов? Верно. П.И. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой». А вы бы, ребята, с ним согласились? (Ответы )
6. Рефлексия:
-Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…
-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?
-Кто доволен своей работой? Почему?
-Как звучала тема нашего урока?
-Нужна ли гармония в оркестре?
-Сейчас мы с вами решим небольшой тест. Ваша задача-выбрать правильный вариант ответа и записать его буквой.
Тестирование учащихся.Слайд № 29
Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.
А) Деревянная духовая Б) Ударна В) Струнная
Слайд №…
Какой инструмент называют «царицей музыки»
А) Гитара Б) Труба В) Скрипка
Слайд №….
Какой инструмент не входит не в одну группу:
А) Контрабас Б) Рояль В) Тромбон
Слайд №…..
Какому инструменту легче всего исполнять голоса птиц
А) труба Б) флейта В) треугольник
Слайд №…
Как называют человека, который руководит оркестром.
А) директор Б) музыкант В) дирижер
Слайд №…. (Правильные ответы.) Слайд № 30
- А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки.
ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3, три ошибки – 2.
- Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки! Эти ребята были очень внимательны на уроке, отлично справились с заданием и поэтому получают «5».(анализ работ)
- Мы сегодня очень хорошо работали, дружно, активно, значит, и у нас на уроке присутствовала
гармония.
7 . Домашнее задание:
- Я раздаю вам карточки. Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Найти на рисунке изображения отдельных групп инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.(Слайд №31
8. Вокальная работа:
-Мы с вами сегодня услышали чарующие звуки оркестра. Но самый совершенный инструмент - это голос человека. Им сейчас и займёмся. Предлагаю вашему вниманию новую песню, которая так и называется «Я хочу услышать музыку…» композитора Георгия Струве. (первичное слушание)
Слайд №27-28 -текст песни
9. Итог урока:
– Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Я хочу подарить вам в память о сегодняшнем уроке буклеты «Симфоническое братство музыкальных инструментов», приклейте их в тетрадь.
И в заключение урока хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
(Слайд № 32)