СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки во 2 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки для 2 класса. Тема урока "Молитва"

УМК

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина «Музыка» 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки во 2 классе»

Технологическая карта урока музыки во 2 классе


Автор разработки

Вдовина Зульфия Мирзаяновна

Предмет

Музыка

Класс

2 класс

УМК

Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина «Музыка» 2 класс

Учебник «Музыка» 2 класс М.Просвещение, 2014 г.

Тема четверти

«О России петь, что стремиться в храм»

Тема урока

«Музыка в храме. Молитва»

Тип урока

Урок изучения нового

Проблема урока

Зачем людям ходить в церковь?


Цель урока


Рассмотреть молитву как жанр музыкального искусства; охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.


Задачи урока

Образовательная:

Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей, соприкосновение с культурой 19 века.

Развивающие:

  1. Развивать эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности.

  2. Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

  3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитательные:

  1. Духовно-нравственное воспитание детей через образное, нравственно-эстетическое постижение духовной музыки в произведениях композиторов-классиков.

  2. Формировать уважение к традициям своего народа.

  3. Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия музыки композитора П.И.Чайковского, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность;

Фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение.

Основные понятия

Храм, молитва.

Музыкальный материал

  1. П.И.Чайковский «Детский альбом» «Утренняя молитва»

  2. П.И.Чайковский «Детский альбом» « В церкви»

  3. «Отче наш» (молитва в исполнении хора Турецкого)

  4. «Детская молитва»

  5. Е.Крылатов «Колокола»

Оборудование

Проектор, музыкальный центр, фонограммы, наглядный материал – портрет П.И.Чайковского, презентация к уроку.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности

Организует учеников к началу урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Музыкальное приветствие

Личностные УУД:

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Актуализация знаний.

Слушают колокольный звон.

- что прозвучало?

- какой звон: набатный или праздничный трезвон?

- что такое набат?





Колокольный звон

Праздничный трезвон


Тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.

Познавательные:

Учатся слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Постановка проблемы.

Формулирование темы урока. Выведение целей урока.

Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в страну Музыки. Но эта страна большая! Поэтому именно эти звуки дадут нам определиться, куда именно мы хотим попасть…

-Где можно услышать колокольный звон?

-Зачем люди ходят в церковь?

-Какая музыка звучит внутри храма?

-Помогите мне сформулировать тему нашего урока.

-Молодцы, вы справились. Сегодня мы рассмотрим молитву как жанр музыкального искусства. (слайд №1)





В храме, в церкви



Музыка в храме. Молитва.

Регулятивные:

Умение поставить учебную задачу.


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)

- Храм (родственное слово – хоромы). Так раньше называли жилые дома. Со временем словом «храм» стали называть только церкви – специальные здания для совершения религиозных обрядов, место встречи человека с Богом.

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где обращаются к Богу с просьбами о помощи, поклоняются всем святым людям.

Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

(слайд № 2) Это Храм Василия Блаженного в Москве.

- А в нашем городе есть храмы?

(слайд № 3) Храм Петра и Павла (ул.Чернышевского)

(слайд № 4) Казанский кафедральный собор

( слайд № 5) Храм Рождества Христова

( ул.Пушкина)

Все эти храмы имеют свою историю


В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь.

-Что такое молитва? Это горькие слезы

об ошибках, падениях, недостатках, грехах

Что такое молитва? Это белая птица

К небесам устремиться - не вернется назад.

Что такое молитва? Это разные письма

Очень разные письма, но один адресат

Что такое молитва? Это наше дыханье

Это наши признанья, благодарность и боль

Что такое молитва? Это твердое знание

Что Господь мой и бог мой прибывает со мной.


- Какой должна быть молитва?


- О чем разговаривает человек с богом? О чем просит его во время молитвы?



Многие известные поэты – Пушкин, Лермонтов, Тютчев писали литературные молитвы, а композиторы писали духовные произведения.


- Сегодня на уроке мы поставим цель: узнать о молитве как о жанре искусства.

С ней мы познакомимся через музыку П.И.Чайковского. ( слайд № 6)

П.Чайковский сам был глубоко верующим человеком, хорошо знал церковную музыку и сочинял произведения для исполнения в церкви.

Свой «Детский альбом» П.И.Чайковский начал с пьесы «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка и взрослого во времена П.Чайковского.

(Слайд № 7)

- А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать «Утреннюю молитву» П.Чайковского.



-Что вы можете рассказать о музыке?


Какое настроение, душевное состояние передается в этой пьесе?




Поэт Виктор Владимирович Лунин написал стихи к пьесам из «Детского альбома». Теперь «Утреннюю молитву» можно не только послушать, но и спеть со словами. Послушайте…..(слайд № 8,9,10)


- А теперь послушайте еще одну пьесу из «Детского альбома» и подумайте: в чем её отличие от предыдущей?

( Звучит пьеса «В церкви» слайд № 11,12)


- Правильно, эта музыка называется «В церкви»

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед иконой, лампадой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола.


Физминутка. Игра «Колокола»



- Ребята, какими словами можно передать наше настроение, чувство после слушания этих двух произведений П.Чайковского?

На ваших столах лежат карточки со словами. Выберите из них те слова, которыми можно передать эти чувства

- Молодцы, вы хорошо прочувствовали эти сочинения.

- Как вы думаете, можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?



«Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо.

Пьеса «В церкви» - чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел.


Расставаясь с вами П.Чайковский как будто обращается к каждому: « Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби… Мир тебе»


- С музыкой гениального композитора П.И.Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.




































Доверительной, искренней, чистосердечной, чистой.

Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, мудрости, взаимопонимания.





















Слушают музыку.





Светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится

Спокойное, умиротворенное, светлое. День только начинается, на душе светло и радостно.


Слушают музыку.






Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.











Голосом имитируют различные звуки колокольного звона.


Работают в парах по карточкам.

Выбирают лишние слова, аргументируют.






Да, потому что всё как будто бы заканчивается: садится солнце, заканчивается и день.

Коммуникативные:

Уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения






Регулятивные:

Целеполагание

( постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.








Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, вам понравилась музыка, которая прозвучала сегодня на уроке?

- Чем она вам понравилась?

- Как вы думаете, эта музыка в храме может изменить нас в лучшую сторону?

А теперь я хочу услышать, что вы узнали сегодня то, что раньше не знали?

- Что было интересно?

- Что было трудно?

- Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?



- Ребята, какая музыка звучала в самом начале урока?


Давайте завершим урок песней о колоколах

- Молодцы, спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.



Да. Она поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех : и людей, и животных


Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы





Колокольный звон



Исполняют песню о колоколах

Коммуникативные:

Формирование исполнительских навыков, формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнения других


Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности


Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий к самооценке

Резерв

Музыка для прослушивания:

  1. Молитва «отче наш»

  2. «Детская молитва»