Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) | - Храм (родственное слово – хоромы). Так раньше называли жилые дома. Со временем словом «храм» стали называть только церкви – специальные здания для совершения религиозных обрядов, место встречи человека с Богом. Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где обращаются к Богу с просьбами о помощи, поклоняются всем святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства – монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. (слайд № 2) Это Храм Василия Блаженного в Москве. - А в нашем городе есть храмы? (слайд № 3) Храм Петра и Павла (ул.Чернышевского) (слайд № 4) Казанский кафедральный собор ( слайд № 5) Храм Рождества Христова ( ул.Пушкина) Все эти храмы имеют свою историю В храм приходят люди по разным причинам, начиная с рождения маленького человека и провожая в последний путь. -Что такое молитва? Это горькие слезы об ошибках, падениях, недостатках, грехах Что такое молитва? Это белая птица К небесам устремиться - не вернется назад. Что такое молитва? Это разные письма Очень разные письма, но один адресат Что такое молитва? Это наше дыханье Это наши признанья, благодарность и боль Что такое молитва? Это твердое знание Что Господь мой и бог мой прибывает со мной. - Какой должна быть молитва? - О чем разговаривает человек с богом? О чем просит его во время молитвы? Многие известные поэты – Пушкин, Лермонтов, Тютчев писали литературные молитвы, а композиторы писали духовные произведения. - Сегодня на уроке мы поставим цель: узнать о молитве как о жанре искусства. С ней мы познакомимся через музыку П.И.Чайковского. ( слайд № 6) П.Чайковский сам был глубоко верующим человеком, хорошо знал церковную музыку и сочинял произведения для исполнения в церкви. Свой «Детский альбом» П.И.Чайковский начал с пьесы «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка и взрослого во времена П.Чайковского. (Слайд № 7) - А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать «Утреннюю молитву» П.Чайковского. -Что вы можете рассказать о музыке? Какое настроение, душевное состояние передается в этой пьесе? Поэт Виктор Владимирович Лунин написал стихи к пьесам из «Детского альбома». Теперь «Утреннюю молитву» можно не только послушать, но и спеть со словами. Послушайте…..(слайд № 8,9,10) - А теперь послушайте еще одну пьесу из «Детского альбома» и подумайте: в чем её отличие от предыдущей? ( Звучит пьеса «В церкви» слайд № 11,12) - Правильно, эта музыка называется «В церкви» Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед иконой, лампадой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Физминутка. Игра «Колокола» - Ребята, какими словами можно передать наше настроение, чувство после слушания этих двух произведений П.Чайковского? На ваших столах лежат карточки со словами. Выберите из них те слова, которыми можно передать эти чувства - Молодцы, вы хорошо прочувствовали эти сочинения. - Как вы думаете, можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»? «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо. Пьеса «В церкви» - чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами П.Чайковский как будто обращается к каждому: « Будь добр и милосерден, будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби… Мир тебе» - С музыкой гениального композитора П.И.Чайковского у нас будет еще много приятных встреч. | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Доверительной, искренней, чистосердечной, чистой. Здоровья близким, хороших отношений с друзьями, мудрости, взаимопонимания. Слушают музыку. Светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится Спокойное, умиротворенное, светлое. День только начинается, на душе светло и радостно. Слушают музыку. Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон. Голосом имитируют различные звуки колокольного звона. Работают в парах по карточкам. Выбирают лишние слова, аргументируют. Да, потому что всё как будто бы заканчивается: садится солнце, заканчивается и день. | Коммуникативные: Уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения Регулятивные: Целеполагание ( постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Рефлексия учебной деятельности | - Ребята, вам понравилась музыка, которая прозвучала сегодня на уроке? - Чем она вам понравилась? - Как вы думаете, эта музыка в храме может изменить нас в лучшую сторону? А теперь я хочу услышать, что вы узнали сегодня то, что раньше не знали? - Что было интересно? - Что было трудно? - Как бы вы оценили свою деятельность на уроке? - Ребята, какая музыка звучала в самом начале урока? Давайте завершим урок песней о колоколах - Молодцы, спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. | Да. Она поможет нам стать добрыми, послушными, любить всех : и людей, и животных Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы Колокольный звон Исполняют песню о колоколах | Коммуникативные: Формирование исполнительских навыков, формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнения других Личностные: Самооценка на основе критерия успешности Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий к самооценке |