1. Работа по первому пункту плана. - Поработаем над первым пунктом плана. - Давайте прочитаем шуточное стихотворение. (каждый по 2 строки по цепочке) Бим как - то раз в саду сидел, Вдруг, Бом весёлый прилетел. Бом низко-низко пролетел, А Бим поймать его хотел. Бим крался, Бим дышать не смел, А Бом на крышу залетел. Бим лез по лестнице, пыхтел, Но со ступенек полетел. Бим от обиды заревел, И тут же Бом к нему слетел. Так подружились Бим и Бом - Выделенные слова обозначают одно действие или разные? Докажите, что слова однокоренные. Какая часть слова уточняет значение действия? - Правильно! Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие. Работа в парах по карточкам. - У вас на партах есть карточки со словами и приставкой, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить: Какое смысловое значение вносит приставка в слово. 1 пара (от) вязать, вести, ломать, ехать, мыть, 2 пара (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать. 3 пара (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать. - Поделитесь своими наблюдениями. 1 пара: Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать). 2 пара: Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие (прочитать, прописать, прозвенеть); 3 пара: Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть); - Молодцы! - Если вы справились с заданием, покажите класс. (самооценка) - Поставьте + на первой ступеньке лесенки успеха. - Итак, что же такое приставка и для чего она служит. Микровывод: - Приставка – это часть слова, которая служит для образования новых слов, придает им новые смысловые значения. 2. Работа по второму пункту плана. - Поработаем над вторым пунктом плана. Наша задача – научиться находить приставку в слове. - Для этого составим алгоритм. - Посмотрите на слово на слайде: прилетели. Подберите к этому слову однокоренные слова так, чтобы изменялась приставка. Прилетели, улетели, залетели, слетели. - Какой у них общий корень (лет)? - Давайте найдем приставку в словах (при, у, за, по). Молодцы! - Посмотрите как выделяется приставка в словах. - Итак, что же нужно сделать, чтобы найти приставку? Для этого расставьте пункты алгоритма в правильной последовательности. 1. Подобрать однокоренные слова. 2. Выделить корень. 3. Выделить часть слова перед корнем – приставку. Микровывод: - Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. - Закрепим полученные знания. - Сейчас вы будете работа в группах у интерактивного оборудования. Работа в группах с интерактивным оборудованием. - Ваша задача – выделить в словах корень. (осуществляется взаимоконтроль) - Помните о технике безопасности при работе с интерактивным оборудованием. (имена 1 группы) – работают у интерактивной панели (имена 2 группы) – работают у интерактивной доски Слова 1 группы: заходить, списать, заклеить, подбежать, проходить. Слова 2 группы: забежать, подходить, поиграть налететь, проехать. - Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь местами. Если выполнено все верно, покажите пять. Если есть ошибка, поднимите руку. (взаимооценка) - Поставьте + в своем оценочном листе, если правильно выполнили это задание. Игровой момент. - А теперь проведем игру. Ваша задача хлопнуть в ладоши, если вы услышите слово с приставкой, и не хлопать, если в слове не приставки. (самоконтроль) Слова: ходить, заходить, бег, убегать, лететь, смотреть, посмотреть. - Вы отлично справились с заданием. Если вы готовы продолжить получать исследование, хлопните 1 раз. 3. Работа по третьему пункту плана. - Следующая наша задача – научиться отличать приставку от другой части слова. - Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить? (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец, (по)шёл - Сделайте вывод: как отличить приставку от другой части слова? - Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой. Работа в парах по карточкам. - Ребята, вспомните, что такое антонимы. Антонимы – это противоположные по смыслу слова. (внутри предметная связь) У вас на партах есть карточки, в которых даны глаголы с приставкой. Ваша задача: подобрать антоним к этому слову, изменив только приставку. 1 пара: Ушёл- ... , прибежал- …, открыл- ..., 2 пара: Залез- ..., заклеил- ..., развязать- ... 3 пара: Принёс- ..., вход- ..., улетел- ... - Проверьте себя по слайду. - Поставьте + в своем оценочном листе, если правильно выполнили это задание. - Наше исследование подошло к концу. - Сделаем вывод, что такое приставка. Вывод. |