СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

5нонкокнокнокнонооноеоео

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Генетическая связь между классами неорганических веществ. Урок – обобщение."»

Контрольно-оценочные материалы по предмету «Химия» для 8 класса составлены на основании Рабочей программы по предмету «Химия» для 8-9 классов, утвержденной приказом МОБУ СОШ

д.Алексеевка от «___»_______20____г. № ______-ОД

Годовая контрольная работа по предмету ХИМИЯ

Спецификация КОМ

для проведения контрольной работы №4

Назначение контрольной работы:

- проверить успешность в освоении содержания курса химии 8 класса,

- выявить успешность в освоении предметных умений.

Дополнительное оборудование контрольных измерительных заданий:

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде,

- электрохимический ряд напряжений металлов,

- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Характеристика структуры и содержания работы

Подходы к отбору содержания контрольной работы:

Разработка заданий осуществлялась с учетом следующих общих положений.

• Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы.

• Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Каждый вариант контрольной работы состоит из 2 частей.

Часть 1 содержит 13 заданий базового и повышенного уровня сложности

Часть 2 содержит 2 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.

Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения

задания

уровень

Что проверяется

Коды проверяемых

элементов содержания

Коды проверяемых

требований к уровню

подготовки учащихся

1

базовый

1.1.

1.1., 2.3.1,2.5.1

2

базовый

1.1,1.2.

2.2.1., 2.5.1.

3

базовый

1.3.

2.4.3.

4

базовый

1.4.

1.2., 2.4.2

5

базовый

1.6.

2.4.1.,2.4.4.

6

базовый

1.6.

2.4.1.,2.4.4.

7

базовый

3.2.

2.3.3.

8

базовый

2.1.

1.1.,2.5.3.

9

базовый

2.2.

2.4.5.

10

базовый

2.3., 2.4.

2.2.3

11

базовый

2.5.

2.4.6., 2.5.3.

12

повышенный

1.6.

2.4.1., 2.4.4.

13

повышенный

2.2.

2.4.5.

14

Высокий

2.1., 2.5.3.1.3.2.1., 3.2.2., 3.2.4

1.1.,2.2.3., 2.3.3.,2.4.6.,2.5.3.

15

Высокий

2.1., 4.5.3.

2.5.3., 2.8.3

Распределение заданий по уровням сложности

№ п/п

Уровни

№ заданий

Количество заданий

% от общего количества

1

Базовый

1-11

11

74%

2

Повышенный

12-13

2

13%

3

Высокий

14-15

2

13%

На выполнение заданий отводится 45 минут.

Контрольная работа составлена в 2 вариантах.

Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.

Критерии оценивания

задания

Количество баллов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

2

13

2

14

4

Ошибок нет – 4 балла

Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла

Допущено 3 ошибки –1 балл

Допущено 4 ошибки –0балл

15

3

Ошибок нет – 3 балла

Допущена 1 ошибка – 2 балла Допущено 2 ошибки – 1 балла

Допущено 3 ошибки – 0 балл



Итого

22 балла

Таблица Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

19-22 балла

Отметка «5»

15-18 баллов

Отметка «4»

11-14 баллов

Отметка «3»

0-10 баллов

Отметка «2»

Для детей с ОВЗ:0-5 баллов-"2"; 6-8 баллов-"3"; 9-11 баллов-"4"; 12 баллов и выше-"5"





1. Кодификатор


Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе

Код содержательного

блока

Код контролируемого

элемента

Элементы содержания

1

Вещество


1.1.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева


1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева


1.2.1

Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента


1.2.2.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева


1.3.

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.


1.4.

4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.


1.5.

Чистые вещества и смеси


1.6.

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений

2

Химическая реакция


2.1.

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические

уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях


2.2.

Классификация химических реакций по различным

признакам: числу и составу исходных и полученных

веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии


2.3.

Электролиты и неэлектролиты


2.4.

Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация

кислот, щелочей и солей (средних)


2.5.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления



2.6.

Окислительно-восстановительные реакции.

Окислитель и восстановитель

3

Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах


3.1.

Химические свойства простых веществ


3.1.1.

Химические свойства простых веществ-металлов:

щелочных и щелочноземельных металлов,

алюминия, железа


3.1.2.

Химические свойства простых веществ-неметаллов:

водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния


3.2.

Химические свойства сложных веществ


3.2.1.

Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных


3.2.2.

Химические свойства оснований


3.2.3.

Химические свойства кислот


3.2.4.

Химические свойства солей (средних)


3.3.

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ


3.4.

Первоначальные сведения об органических веществах


3.4.1.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен


3.4.2.

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая)


3.4.3.

Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы

4

Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии


4.1.

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов


4.2.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония)


4.3.

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)


4.4.

Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ


4.5.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций


4.5.1.

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе


4.5.2.

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе


4.5.3.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции

5

Химия и жизнь


5.1.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни


5.2.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия


5.3.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций







Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

Код

требований

Описание требований к уровню подготовки,

1

Знать/понимать:

1.1.

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;

1.2.

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь,

электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии;

1.2.1.

характерные признаки важнейших химических понятий;

1.2.2.

о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

1.3.

смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева

1.4.

первоначальные сведения о строении органических веществ

2.

Уметь:

2.1.

Называть:

2.1.1

химические элементы;

2.1.2

соединения изученных классов неорганических веществ;

2.2

Объяснять:

2.2.1

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит;

2.2.2

закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов

2.2.3

сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

2.3

Характеризовать:

2.3.1

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

2.3.2

взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

2.3.3

химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей);

2.3.4

взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ

2.4

Определять/классифицировать:

2.4.1

состав веществ по их формулам;

2.4.2

валентность и степень окисления элемента в соединении;

2.4.3

вид химической связи в соединениях;

2.4.4

принадлежность веществ к определенному классу соединений;

2.4.5

типы химических реакций;

2.4.6

возможность протекания реакций ионного обмена;

2.4.7

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями

2.5

Составлять:

2.5.1

схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

2.5.2

формулы неорганических соединений изученных классов;

2.5.3

уравнения химических реакций

2.6

Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием

2.7

Проводить опыты / распознавать опытным путем:

2.7.1

подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

2.7.2

по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ;

2.7.3

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

2.7.4

растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

2.7.5

кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония__

2.8

Вычислять:

2.8.1

массовую долю химического элемента по формуле соединения;

2.8.2

массовую долю вещества в растворе;

2.8.3

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

2.9

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

2.9.1

безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;

2.8.2

массовую долю вещества в растворе;

2.8.3

количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции






















Годовая контрольная работа I вариант 8 класс

Часть 1

1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:

а) калия

б) бериллия в)

кремния г) гелия


2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:

а) золота

б) углерода

в) хром

г) кислорода


3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:

а) H2 б) H2S


в) NaI г) N2

4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2

а) SO2

б) SO3

в) MgS

г) SF6


5. Выберите формулу оксида железа (III):

а) FeO

б) FeCl3

в) Fe2O3

г) ОF2

6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:

а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2

б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н24

в) КОН, Fe(OH)3, NaОН

г) Zn(OН)2, НCl, H2O

7. Оксид кальция СаО реагирует с:

а) HNO3

б) Li2O

в) Cu

г)MgSO4

8.Сумма коэффициентов в уравнении реакции CuO + Al → Cu + Al2O3 равна

1)

7

2) 5

3)

8

4)

9

9. Уравнение реакции замещения:


а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

в) Cu(OH)2 = CuO + H2O

г) Fe + S = FeS

10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для Ba(NO3)2:

а) Ba(NO3)2 = Ba2+ + NO3-

б) Ba(NO3)2 = Ba + 2 NO3

в) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 6 NO-

г) Ba(NO3)2 = Ba2+ + 2 NO3-

11. Выберите краткое ионное уравнение для реакции 2КОН + Н24 = К24 + 2Н2О

а) ОН- + Н+= Н2О

б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О

в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О

г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О


в задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифр букву

12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.

Класс веществ: Формула вещества:

1)оксиды а) HNO2

2)основания б) P2O5

3)кислоты в) Fe(OH)3

4) соли г) Mg(NO3)2

13. Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

УРАВНЕНИЕ




ТИП РЕАКЦИИ

1)

O2 + 4NO2 + 2H2O =

4HNO3

А) реакция разложения

2)

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3

Б) реакция соединения

3)

CaCO3 = CaO + CO2



В) реакция замещения

4)

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

Г) реакция обмена

Часть 2

14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций.Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.

1. Cu + O2 =

2. CuO + H2O =

3. CuO + H2SO4 =

4. CuSO4 + NaOH =

15. Составьте уравнение реакции горения кальция. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 20 г кальция.



































Годовая контрольная работа 2 вариант 8 класс

Часть 1

1. Шесть энергетических уровней содержит электронная оболочка атома:

а) калия

б) золота

в) кремния

г) гелия

2. Четыре электрона находятся на внешнем энергетическом уровне атома:

а) золота б) углерода в) хром г) кислород

3. Выберите соединение с ковалентной неполярной связью:

а) H2 б) H2S

в) NaI г) N2


4. Вещество, в котором сера проявляет степень окисления +4, имеет формулу:

а) H2S

б) SO2

в) SO3

г) Na 2S


5. Вещество, имеющее формулу NaNO3, называется:

а) карбонат натрия

б) нитрит натрия

в) хлорид натрия

г) нитрат натрия

6. Ряд формул, в котором все вещества являются оксидами:

а) ZnO, ZnCl2 , HCl

б) SO3 , MgO, CuO

в) KOH, K 2O, MgO

г) HNO3 , P2O5 , NaCl

7. Серная кислота реагирует с а) HNO3 б) СO в) г)MgSO4

8. Уравнение реакции разложения:

а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

б) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

в) Cu(OH)2 = CuO + H2O

г) Fe + S = FeS

9.Сумма коэффициентов в уравнении реакции CuO + Мg → Cu + MgO равна

1)

7

2) 4

3)

8

4)

9

10. Выберите уравнение электролитической диссоциации для сульфата хрома (3) Cr2(SO4)3:


а) Cr2(SO4)3 = Cr3+2 + (SO4)32-

б) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + SO42-

в) Cr2(SO4)3 = Cr3++ 3SO42-

г) Cr2(SO4)3 = 2Cr3+ + 3SO42-

11. Какое краткое ионное уравнение отображает сущность процесса NaOH + HCl = NaCl + H2O

а) H+ + OH-= H 2O

б) NaOH + H+ = Na+ + H 2O

в) 2H++ 2OH- = 2 H2 O

г) OH- + HCl = Cl-+ H 2O

В задании 12.13 на установление соответствия запишите напротив цифры букву

12. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.

Класс веществ: Формула вещества:

1) оксиды а) NaOH г) NaNO3

2) основания б) HCl д) H2

3) кислоты в) CaO

4) соли

13 . Установите соответствие между уравнением реакции и типом химической реакции

1)

CaO2 + 2H2O =Ca(OH)2


А) реакция разложения

2)

AgNO3 + CаCl2 = AgCl + Са(NO3)2

Б) реакция соединения

3)

MgCO3 = MgO + CO2



В) реакция замещения

4)

Fe + HgSO4 = FeSO4 + Hg

Г) реакция обмена

Часть 2 14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.

1. Mg + O2 = 2. MgO + H2SO4 =

3. MgSO4 + NaOH = 4. Cu + HCl =

15. Составьте уравнение реакции горения магния. Вычислите, какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 40 г магния.

Ответы по итоговой работе

Часть 1

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вариант 1

а

г

б

в

в

в

а

4

а

г

в

Вариант 2

б

б

г

б

г

б

в

в

2

г

а


Часть 2

№ задания

12

13

Ввариант 1

1б, 2в, 3а, 4г

1б, 2г, 3а, 4в

Вариант 2

1в, 2а, 3б, 4г

1б, 2г, 3а, 4в


Часть 2

1 вариант

Задание 14

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2Cu + O2 = 2CuO

1

CuO + H2SO4= CuSO4 +H2O

1

CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2

Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

2

Максимальный балл

4

2 вариант


Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2Mg + O2 = 2MgO

1

MgO + Н24 = MgSО4 + Н2O

1

MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na24

Mg2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)2↓+2Na+ + SO42-

Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2

2

Максимальный балл

4


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!