Обобщающий урок по теме:
« Соединения химических элементов»
Цель урока:
1. обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре.
2. развитие умения работать в парах, уважительного отношения к друг другу.
3. развитие познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, сравнения, развитие умения обобщения и систематизации знаний.
Результаты обучения:
Предметные: Критический уровень: формулировать определения основных классов неорганических соединений, распознавать химические вещества по классам, давать названия веществам.
Достаточный уровень: владеть критическим уровнем; знать классификацию веществ внутри класса, объяснять принадлежность веществ к определѐнному классу, уметь самостоятельно составлять простейшие химические формулы веществ.
Творческий уровень: владеть достаточным уровнем,.
Познавательные УУД.
Критический уровень: ученик из указанного источника зафиксировал информацию и воспроизвёл её.
Достаточный уровень: ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привёл хотя бы один аргумент для его подтверждения.
Творческий уровень: ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, сделал вывод на основе анализа нескольких аргументов.
Коммуникативные УУД
Критический уровень: ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму.
Достаточный уровень: ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
Творческий уровень: ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения в группе.
Регулятивные УУД
Критический уровень: ученик понял цели и задачи деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё мнение о проделанной работе.
Достаточный уровень: ученик сформировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
Творческий уровень: ученик самостоятельно сформировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.
Средства обучения: медиа, ноутбук, карточки с заданиями, схемы, таблицы, демонстрационный ящик с неорганическими веществами различных классов.
Ход урока.
1.Самоопределение (1-2 мин)
В свое время философ Конфуций сказал: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве неприятно?”. Вот эти слова и будут к нашему уроку эпиграфом. Какие известные выражения вы можете подобрать к эпиграфу?
Повторение – мать учения
Повторять да учить – ум точить
Корень учения горек, да плод его сладок
Кто хочет много знать, тому надо мало спать
Знания не даются без старания
Всякое полузнание хуже всякого незнания
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (5-7 мин)
Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?
Ученики: Химическое вещество.
Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?
Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.
Работа в парах. У вас на столах таблицы «Классификация неорганических соединений» - заполните их. Частично они уже заполнены. (2-3 мин)
Проверяем - Работа по таблицам:
На какие две группы можно разделить неорганические вещества?
(Простые и сложные)
На какие группы можно разделить простые вещества?
(Металлы и неметаллы)
На какие классы делятся сложные вещества?
(Оксиды, основания, кислоты, соли)
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?
Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
Какие они бывают?
Как правильно давать названия веществам разных классов?
Как составлять химические формулы веществ?
Как можно распознать вещества разных классов?
(Как Вы считаете, изучая тему «Соединения химических элементов», чему вы должны были научиться? (Ответы детей: отличать классы неорганических соединений; определять степени окисления элементов в соединении; составлять формулы кислот, оснований, оксидов, солей; уметь их называть, научиться определять какому оксиду какая кислота или основание соответствует). )
Итак, сегодня мы проверим, научились ли вы всему перечисленному.
Загадки:
1.Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка,
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком,
И запела ручейком.
(Вода)
2. На суку сидит сова
Выдыхает … ( СО2 – оксид углерода (II), углекислый газ.)
3.Стал кислород чуть не всюду начинкой,
С кремнием он обернулся песчинкой,
В воздух попал кислород, как ни странно,
Из голубой глубины океана.
(Что произошло с кремнием при соединении с кислородом? Правильно, образовался оксид кремния (IV) – песок)
4.“Их получают путем горения,
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед”.
Какие это вещества?
(Ответ: Оксиды.)
5.Молоко не скисло, на стене повисло.
(Известковое молоко)
6.Из меня не сваришь супа,
Содержу гидроксогруппу,
И активного металла
В моей формуле немало.
Крашу лакмус в синий цвет,
Я опасна, спору нет.
(Ответ: Щелочи.)
7. Их опасаются взрослые дети,
Их наливают после воды,
Чтобы не было беды.
Все они кислы на вкус,
Угадай, как их зовут?
(Кислоты)
Её все знают, в магазине покупают
Для вкуса блюд она важна
В малых дозах всем нужна.
(NaCl – хлорид натрия, поваренная соль)
Что за чудо посмотри
По доске он проезжает
След за собою оставляет.
(СаСО3 – карбонат кальция, мел, мрамор, известняк)
Хоть мы разные на цвет,
Но важней нас в мире нет!
И нитраты, и сульфаты,
Карбонаты и фосфаты.
Все важны и все нужны!
Догадались, кто же мы?
(Соли)
Что называется оксидами, основаниями, кислотами, солями? (сложные вещества состоящие …)
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации и 4. Реализация построенной стратегии, проекта.
Задание 1.Выписать оксиды и распределить их в два столбика:
оксиды металлов и неметаллов. Дать названия.
К 2O, N2O3, КOH, HNO3, CuO, SO2, FeS, Cu2O, P2O3.
Задание 2. Что называется кислотами?
«Четвертый лишний» (уберите лишнее вещество и объясните свой выбор)
HNO3, NaOH, HCl, H 2SO4
Задание 3.
Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
“Знаю, это – гидроксид”.
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.
Выпишите формулы щелочей и нерастворимых оснований в два столбика
NaOH, Fe(OH)2, Fe(OH)3, Ca(OH)2, KOH, NaCl, PbO, CuO, Cu(OH)2, Zn(NO3) 2, Zn(OH)2, HCl, LiOH, CaO, CO2, Al(OH)3, KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, , SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3
Задание 4.
Металл и кислотный остаток
В них дружно живут,
Эти вещества ……..зовут.
Составьте формулы солей, входящих в состав поливитамина «Компливит»:
фосфат кальция, сульфат железа (II), сульфат цинка
Задание 5."Найди родственников"
Даны формулы веществ. Nа2SО3, Н2SО4, СгО3, НNO3, NaNО3, КОН, - Мg(ОН)2, NаNO3, КОН, Аl (NО3)3, МgСl2, Са(ОН)2, СuSО4, НСl , Fе2О3, NаОН, Н2СО3, МgО, Н2S, Р2О5, Fe(ОН)3 , ZnСl2, Аl (ОН)3, СО2.
Вам необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, основания и соли и записать их в таблицу.
Таблица 1 Классификация веществ
| | Оксиды | Основания | Кислоты | Соли | | | | | | С |
| | Подведение итогов. Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги. И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест Вариант 1. 1) Из предложенного перечня выберите оксид: а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4 2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются: а) основание; б) кислота; в) соль. 3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет: а) бесцветный; б) синий; в) малиновый. 4) Из предложенного перечня выберите щелочь: а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II). 5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются: а) соли; б) кислоты; в) основания. Вариант 2. 1) Из предложенного перечня выберите оксид: а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4. 2) Из предложенного перечня выберите щелочь: а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II). 3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет: а) бесцветный; б) красный; в) синий. 4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются: а) основания; б) кислоты; в) соли. 5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются: а) соли; б) кислоты; в) основания. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 5 . Заключение и критерии выставления итоговой оценки. Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему? (Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.) 1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”; 2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”; 3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”; 4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк. Оборудование и материалы: Компьютерная презентация; ПК Экран Дидактический материал Учебник | |