СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему Важнейшие классы неорганических веществ 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок на тему "Важнейшие классы неорганических веществ", 8 класс 

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Важнейшие классы неорганических веществ 8 класс»

Обобщающий урок по теме:

« Соединения химических элементов»

Цель урока:

1. обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре.

2. развитие умения работать в парах, уважительного отношения к друг другу.

3. развитие познавательного интереса, навыков самостоятельной работы, сравнения, развитие умения обобщения и систематизации знаний.


Результаты обучения:

Предметные: Критический уровень: формулировать определения основных классов неорганических соединений, распознавать химические вещества по классам, давать названия веществам.

Достаточный уровень: владеть критическим уровнем; знать классификацию веществ внутри класса, объяснять принадлежность веществ к определѐнному классу, уметь самостоятельно составлять простейшие химические формулы веществ.

Творческий уровень: владеть достаточным уровнем,.

Познавательные УУД.

Критический уровень: ученик из указанного источника зафиксировал информацию и воспроизвёл её.

Достаточный уровень: ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привёл хотя бы один аргумент для его подтверждения.

Творческий уровень: ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, сделал вывод на основе анализа нескольких аргументов.

Коммуникативные УУД

Критический уровень: ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму.

Достаточный уровень: ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.

Творческий уровень: ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения в группе.

Регулятивные УУД

Критический уровень: ученик понял цели и задачи деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё мнение о проделанной работе.

Достаточный уровень: ученик сформировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.

Творческий уровень: ученик самостоятельно сформировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.

Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.

Средства обучения: медиа, ноутбук, карточки с заданиями, схемы, таблицы, демонстрационный ящик с неорганическими веществами различных классов.

Ход урока.


1.Самоопределение  (1-2 мин)

В свое время философ Конфуций сказал: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве неприятно?”. Вот эти слова и будут к нашему  уроку  эпиграфом. Какие известные выражения вы можете подобрать к эпиграфу?

Повторение – мать учения

Повторять да учить – ум точить

Корень учения горек, да плод его сладок

Кто хочет много знать, тому надо мало спать

Знания не даются без старания

Всякое полузнание хуже всякого незнания


У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “+”, если неправильно, то “-”.


2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений. (5-7 мин)

Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?

Ученики: Химическое вещество.

Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?

Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.

Работа в парах. У вас на столах таблицы «Классификация неорганических соединений» - заполните их. Частично они уже заполнены. (2-3 мин)

Проверяем - Работа по таблицам:

  1. На какие две группы можно разделить неорганические вещества?
    (Простые и сложные)

  2. На какие группы можно разделить простые вещества?
    (Металлы и неметаллы)

  3. На какие классы делятся сложные вещества?
    (Оксиды, основания, кислоты, соли)

Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?

Ученики: «Основные классы неорганических веществ».

Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?

Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.

Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?

Ученики:

  • Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?

  • Какие они бывают?

  • Как правильно давать названия веществам разных классов?

  • Как составлять химические формулы веществ?

  • Как можно распознать вещества разных классов?

(Как Вы считаете, изучая тему «Соединения химических элементов», чему вы должны были научиться? (Ответы детей: отличать классы неорганических соединений; определять степени окисления элементов в соединении; составлять формулы кислот, оснований, оксидов, солей; уметь их называть, научиться определять какому оксиду какая кислота или основание соответствует). )

Итак, сегодня мы проверим, научились ли вы всему перечисленному.

Загадки:

1.Тёмным облаком летела,
Опустилась птицей белой, 
Превратилась в человечка, 
Постояла у крылечка,
Покатилась кувырком,
И запела ручейком.  

(Вода)

2. На суку сидит сова

Выдыхает … ( СО2 – оксид углерода (II), углекислый газ.)

3.Стал кислород чуть не всюду начинкой,

С кремнием он обернулся песчинкой,

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

(Что произошло с кремнием при соединении с кислородом? Правильно, образовался оксид кремния (IV) – песок)

4.“Их получают путем горения,
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед”.
Какие это вещества?

(Ответ: Оксиды.)

5.Молоко не скисло, на стене повисло.

(Известковое молоко)

6.Из меня не сваришь супа,

Содержу гидроксогруппу,

И активного металла

В моей формуле немало.

Крашу лакмус в синий цвет,

Я опасна, спору нет.

(Ответ: Щелочи.)

7. Их опасаются взрослые дети,
Их наливают после воды,
Чтобы не было беды.
Все они кислы на вкус, 
Угадай, как их зовут?

(Кислоты)

Её все знают, в магазине покупают

Для вкуса блюд она важна

В малых дозах всем нужна.

(NaCl – хлорид натрия, поваренная соль)

Что за чудо посмотри

По доске он проезжает

След за собою оставляет.

(СаСО3 – карбонат кальция, мел, мрамор, известняк)

Хоть мы разные на цвет,
Но важней нас в мире нет!
И нитраты, и сульфаты,
Карбонаты и фосфаты.
Все важны и все нужны!
Догадались, кто же мы?

(Соли)

Что называется оксидами, основаниями, кислотами, солями? (сложные вещества состоящие …)

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .

Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.

Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.



3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации и 4. Реализация построенной стратегии, проекта.

Задание 1.Выписать оксиды и распределить их в два столбика:

оксиды металлов и неметаллов. Дать названия.

К 2O, N2O3, КOH, HNO3, CuO, SO2, FeS, Cu2O, P2O3.

Задание 2. Что называется кислотами?

«Четвертый лишний» (уберите лишнее вещество и объясните свой выбор)

HNO3, NaOH, HCl, H 2SO4

Задание 3.

Если в формуле заметишь –
Впереди металл стоит
И своей ОН-подвеской
Как большим хвостом вертит,
Ты не думая ответишь:
“Знаю, это – гидроксид”.
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ – основания.


Выпишите формулы щелочей и нерастворимых оснований в два столбика

NaOH, Fe(OH)2, Fe(OH)3, Ca(OH)2, KOH, NaCl, PbO, CuO, Cu(OH)2, Zn(NO3) 2, Zn(OH)2, HCl, LiOH, CaO, CO2, Al(OH)3, KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, , SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3

Задание 4.

Металл и кислотный остаток

В них дружно живут,

Эти вещества ……..зовут.

Составьте формулы солей, входящих в состав поливитамина «Компливит»:

фосфат кальция, сульфат железа (II), сульфат цинка

Задание 5."Найди родственников"

Даны формулы веществ. Nа23, Н24, СгО3, НNO3, NaNО3, КОН, - Мg(ОН)2, NаNO3, КОН,   Аl (NО3)3,  МgСl2,  Са(ОН)2,  СuSО4,  НСl , Fе2О3,  NаОН,  Н2СО3,  МgО,  Н2S,  Р2О5,   Fe(ОН),   ZnСl2,   Аl (ОН)3,  СО2.

 Вам необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, основания и соли и записать их в таблицу.

Таблица 1 Классификация веществ




Оксиды

Основания

Кислоты

Соли






С

 

 

 Подведение итогов.

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) NaО; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 5 .

Заключение и критерии выставления итоговой оценки.

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)

1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”;

2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”;

3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”;

4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.

Оборудование и материалы:

  1. Компьютерная презентация;

  2. ПК

  3. Экран

  4. Дидактический материал

  5. Учебник