Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алгасовская СОШ
Урок русского языка
в 9 классе
на тему:
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.»
Провела учитель
русского языка
и литературы
Асоскова Н.Н.
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Цель: отработка умения выделять придаточные определительные в СПП, расставлять знаки препинания;
предупреждение речевых и пунктуационных ошибок при использовании предложений со словом который;
закрепление навыка конструирования СПП с придаточными определительными.
Ход урока.
I. Домашняя работа в классе на проверяется, учащиеся сдают тетради учителю.
II. Объясняется тема и цель урока.
III. Тренировочные задания по теме.
Учащиеся работают в тетрадях и карточках с заданиями. Карточка есть у каждого ученика, в ней же задание, которое нужно будет выполнить к следующему уроку.
1). Ученик записывает предложения на доске, остальные – в тетрадях. Производится синтаксический разбор.
Это напомнило мальчику день, когда он впервые увидел город с берега реки.
Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни.
А ещё не бывало такого зеркала, чтобы мир полностью отразился в нем.
На обрыве, что возвышался сзади, чернела одинокая скамья.
2). Фронтальный опрос по материалу учебника:
- на какие вопросы отвечают придаточные определительные?
- к какому слову в главном присоединяются?
- при помощи каких слов присоединяются придаточные определительные к главному?
Ответы подкрепляются примерами из записанных предложений.
3). На подвижной доске заранее написаны предложения, которые теперь открываются:
Которые местные, те хорошо знают город. Которые стояли в отдалении, те подошли поближе.
Правильно ли построены предложения? Обратите внимание на нарушение порядка следования частей.
Предложения этого типа используются в художественной литературе для подчеркивания характера речи персонажа или для стилизации авторской речи под простонародную. Читается отрывок из рассказа М.Зощенко «Слабая тара».
Который в очках, совершенно сопревший возится со своими ящиками. Который в очках, услышав эти слова, совершенно упадет духом. Которые с расхлябанной тарой, те, конечно, охают, ахают и страдают. И которым отказали – те смотрят на него с мольбой и предлагают ему свою дружбу и деньги за это самое.
4). Работа по карточке
Недолгий южный снег давно сошел Это мгновение решило дело в его пользу Таежными тропами вел Левинсон своих партизан | где много лет уже не ступала человеческая нога. которым мальчику так и не пришлось насладиться в этом году в течение которого Валя рассмотрела паренька. |
ЗАДАНИЯ:
восстановите предложения, запишите их в тетради;
назовите главные и придаточные предложения;
объясните постановку знаков препинания
5). Работа по карточке.
Отредактировать (устно) записанные предложения.
Я все упражнения выполнил, которые нам задали.
В группу юных корреспондентов входят ученики шестых и седьмых классов, которых любят за эту работу.
Мы внимательно слушали объяснения учителей, которые проводятся на уроках.
6). Готовимся к ЕГЭ.
В карточках тестовые задания из контрольных измерительных материалов.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
а). Около дома (1) хорошо посадить новобельгийскую астру (2) цветки (3) которой (4) украшают сад до ноября.
1). 1,4 2). 2 3). 3 4). 2,4
б). Перед нами (1) простиралось необозримое желтое поле (2) край (3) которого (4) вдалеке замыкался синим лесом.
1). 1,2 2). 2 3). 2,4 4). 3,4
Задания:
записать предложения в тетрадь, расставив знаки препинания;
составить схемы предложений;
указать правильный вариант ответа.
IV. Подведение итогов урока.
Задание на дом (отпечатано в карточке).
Из двух предложений составьте одно СПП с придаточным определительным, используя нужное союзное слово.
Я подошел к дому. Во дворе было особенно много народа.
Нередко в вагоне происходят интересные разговоры. Их не услышишь даже в кругу друзей.
Стояла глубокая ночь. Её тишину нарушали только идущие вдали поезда.
Лучшим местом на земле называл К.Паустовский холм над стеной Святогорского монастыря. Там похоронен Пушкин.
Сделайте синтаксический разбор полученных предложений.
Составьте схемы.